Календарные и трудовые обычаи
Часто один тип наигрыша представлен несколькими вариантами местных названий: «Скобаря» -«Горбатого», «Под драку» (в палкино-пыталовской стороне, кроме вышеуказанных, встречаются названия «Дубовского», «Демидовская»); «Долгого», «Под песни», «Усйтовская», «Сумецкая», «Сиротинка»; «Рассадиловка», «По деревне с колотушкой» («Колотушка»); «Новгородского» — «Ново-
ржевка» — «Половинка», а также марши: «Расхожего», «Походного».
Многие из этих наигрышей звучали и дома, однако игра «для себя» имела другое назначение и, соответственно, иной характер, а часто — и иной репертуар: «Он [отец] далявые [песни пел под свою игру на гуслях]. Он малйтвы пел. Он в цёрькву хадйл, так [как] был в двадцатке церьковной всё. Так вот, бывало, пае малйтву. Мы-то адны — ён малйтву пае. Кагда кто-то, люди-то, сабярутца — так песню. А то, бывало, играя и малйтву пае пад гусли» (Палк., Ир-хино 2215-01, 02).
Сведения об инструментальной музыке естественно сочетаются с рассказами о традиционных ПЛЯСКАХ:
«…Ой, выделывали некоторые плясуны! Ой, выделывали! Гармонь была — тальянки. Рязухи такие были, рязушки — маленькие такие. А играли хара-шо. "Русскова" плясали, кадрёль плясали. И в гусли играли, и в балалайки играли. И такие назывались — титры. Титры балыийе такие, играли в титры. Так и звенйть!» (Палк., Ключи 1401-25).
«Парень с девушкой парой плясали. Он всяким манером выпрыгивает, а девушка как утушкой плывёт — а ногам дробят. Сарафан длинный. "Казачок" — женщина подбочится, идёт, а мужчина сзади — тоже дробят. А то она пляшет, а он стоит, она пройдёт кружок и подойдёт к мужчине, чтоб ён плясал, она станет — он пляшет» (Пыт., Ломаши РФ 1550).
Сохранились сведения об архаической пляске кружком. Старые женщины плясали кружком, «по-духивали», платочками махали. «Бабы бочком плясали — кругом, руки в боки» (Печ., Зимний Борок 3329-25). «Истиха хадйли, памалёнечку» (Печ., Городище 3332-27).
«Кружком [пляшут], адной рукой падбачйвши. Скольки сабярётца, так и пляшуть. <…> Топ-топ-топ-топ-топ- кругом» (Остр., Коношино 1580-21).
«Бабы кружком плясали. Там их, может, штук восемь. Идуть адна за аднбй и топают» (Остр., Бланты 1587-42). «А мать хадйла — кружком плясали — в старину давнёшную» (Пек., Котятино 2990-92).
Жительница д. Медли П. С. Будилова (1904 г. р.) настолько любила в молодости плясать, что будучи уже преклонного возраста, в 1992 году, вспоминала о вечеринках с живостью. У нее был партнер по пляскам, сосед по деревне. «Заливной плясун был. Чистый плясун, он в гусли играет, сам падпляхывая». Оба они уже имели свои семьи, но родные отпускали их на вечеринки поплясать, зная их страстную любовь к пляскам и необыкновенное уменье, славившееся на всю округу. «Ва кружок -играя цаетеньково, и бабы ходют так — только тапочут ногам — это "Русьсково". А мы разным
коленам выкидывали, козырйм всяким, наша пляска была — "Камаринсково". Ногам дробили, а рукам — играй, как хошь. Пели саромские песни. Пришла домой [после вечеринки], как будто хлеба наё-лася» (Печ., Медли 3334-29).
Плясовая игра: «Под пляску», «Трепака», «Кружка», «Камаринского», «Русского», «Барыня», «Малороссийского». Наигрыши сопровождали сольные, парные, групповые пляски. Часто под «Русского» плясали «Чёртика» («Беса водить»), «Суп варить» («Шти») и др. В многофигурных плясках — кадрилях — под каждую фигуру происходила смена наигрыша.
При отсутствии музыканта для сопровождения песен или плясок широко пользовались приемом имитации наигрышей голосом — так называемой
игрой «под язык», когда прихотливые повороты мелодической линии, характерный тембр того или иного инструмента передаются голосом.
Более поздний историко-стилевой пласт формируется в связи с необходимостью аккомпанемента к исполнению различного рода авторских песен, городских романсов, частушек на напевы «Семёновны», «Страданий» и др. Широкое распространение получили танцы: вальс, полька, па д’эспань, краковяк, ту-степ, «Коробочка», «Цыганочка», «Яблочко» и др.
В приграничных с Эстонией и Латвией деревнях в практике деревенских музыкантов бытуют и образцы фольклора соседних народов — латышские и эстонские танцевальные наигрыши (вальсы, польки).
Раздел 6 СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД
«Красивее русской свадьбы нигде нету!»
(деревня Воронкино Печорского района, 1211-14)
Свадьбы играли, как правило, зимой или осенью, когда все работы по уборке урожая были завершены и свободного времени поэтому оказывалось много. Существенным обстоятельством являлось и то, что в эту пору у каждого хорошего хозяина заготовленные на зиму продовольственные припасы были в изобилии (мука, крупа, овощи, варенья, соленья; к Рождеству забивали скот на мясо). В христианской традиции существует ряд временных запретов на проведение свадеб (особенно во время постов), соответственно самым оптимальным для совершения свадеб оказывался период от Крещения до Масленицы.
«На Святках жанйтца нельзя, пока придё Кря-щёнье» (Остр., Гораи 2286-06). «Больше всё зимой [справляли свадьбы]. Свабодное время было, нера-бочае. На мясади <…> до Масленицы. Народу много в паслёднее васкресёнье, па двадцать две свадьбы в адйн день, па васемнадцать, па пятнадцать! Венчали па две пары сразу» (Пыт., Трусовка 1566-13). «Свяшчённик вянчал в среду, в пятницу и в ва-скрясёнье. Свадьба далжна толька в эти дни быть» (Остр., Гораи 2286-07).
Невест высматривали на престольных и заветных праздниках, во время крестных ходов, на ярмарках, расспрашивали жителей окрестных деревень, соседей. Роль родителей в решении вопроса о выборе пары для своего сына или дочери была первостепенной.
СВАТОВСТВО. «СМОЛВИНЫ»
Свадебный обряд начинался со СВАТОВСТВА. Зачастую о предстоящей свадьбе договаривались предварительно, а потом уже приезжали свататься. Были и свахи — «хоть каво ажёня!» (Остр., Заходы 2247-01). В д. Киршино (Печ.) сначала посылали сваху к невесте. Если невеста давала залог, тогда жених ехал сватать.
Свататься ходили родители жениха. Если парень был сиротой, то в сваты шли дядя, тетка, женатый старший брат.
Сваты обычно приходили вечером, когда стемнеет, чтобы, по возможности, скрыться от посторонних глаз. Это и суеверие (боязнь «сглаза»), и стремление оградить жениха и сватов от насмешек
в случае неудачи. Приходили «всё ночью, как красть» (Пек., Мтеж РФ 1397). Не садились, стояли, обязательно «вытягывали с угла клюки [кочерги]» (Печ., Б. Видовичи 1170-34), выбрасывали их за порог, чтобы ни одной не осталось — есть примета, что если не выбросить ухваты и кочерги за порог, не удастся высватать невесту. «В пароги пастучатца и стаят. Ухваты пагромали» (Пек., Горки 2946-08).
Говорили: сваты идут — «клюками мечут» (Печ., Рожитец), «клюки рвать» (Печ., Каменка), «раз клюку вынесешь, так и девушку выкинешь вон отсё-да» (Печ., Рожитец). Заходя в дом, сват мог потребовать от хозяйки: «Давай клюки да ухваты, я приехал к вам сватом» (Пек., Средний Путь РФ 1406).
Затем следовал иносказательный разговор, сваты справлялись, нет ли какого-нибудь товара или коровы продажной. Так, в д. Рожитец сваты говорили:
«Идравасёк есь, и хатйм бярёзу спилить. Вы па-можити нам бярёзу спилить? Только бёлаю бярёзу!»
— или: «Вот бяжала лиса сюда, а ня знаю, куда ана скрылась? А с нашей стараны волк бяжал. Как сделать, штобы волк.лису захватил, и не пабедйли бы друг друга, а штоб вместе любовно жили?» (Печ., Рожитец 1168-10).
В д. Папушево сваты обращались к хозяевам с такой приговоркой: «Вот приходит вясна, нам нада пастушку. Нам нада абязательно нанять пастушку. А у вас, гаварят, есть такая. А у нас каров много, надо взрослую, штоб маглй бы пасти каров» (Печ., Папушево 1417-32).
Во время сватовства сват расхваливал дом жениха, хозяйство, имущество, прибегая ко всевозможным преувеличениям: «Пирагй так и падыма-ютца» (Остр., Заходы 2247-01). Родители невесты «проверяли» жениха, пытаясь узнать, какой у него характер, ласковый он или нет — «подкидывали» к нему кота и примечали, погладит ли или ногой отшвырнет. В последнем случае могли отказать (Палк., Усы 1568-03).
Если сватовство шло успешно, родители невесты накрывали на стол, устраивали «ЗАПИВИНЫ»
— пили вино, принесенное сватами. Невеста потом эту бутылку накрывала головным платком, обвязывала поясом — залог того, что свадьба состоится (Печ., Зехново 1233-22). Бутылку с платком жених
забирал с собой. Сваты требовали также более существенный залог: «Вы бутылку-то обвязали, а мы не верим, давайте в залог — пальто плюшевое, платок пуховой» (Печ., Турок РФ 1412). Тогда родители давали что-нибудь из одежды или одеяло, часы, деньги.
Если в деревне видели, что приехали сваты, девушки приходили к саням сватов, крали понемножку сена из саней, «трушйли» его по направлению к своим воротам, кричали: «"К нам! К нам!" — сватов-то манить надо!» (Пек., Мтеж РФ 1397).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50