Поиск по сайту
https://www.24xxx.me/tags/na-stole/

Календарные и трудовые обычаи

Важнейшее место в крестьянском календаре за­нимает период от Рождества до Крещения — Свят­ки. Здесь сконцентрированы как христианские, так и старинные народные обычаи и обряды, связанные с зарождением новой жизни, магией плодородия, загадыванием о судьбе.
<? Обход дворов, колядование
На всей рассматриваемой территории обяза­тельными считались два обхода дворов — христо-славцами и колядовщиками, — которые соответ­ственно проходили вечером в канун Рождества и на следующий день — в первый рождественский вечер.
«Перво-наперво на канун-та Ражжества ночью-та хадйли христаславцы. А как красиво са звяздой! Вот было звязда — такой как фанарь. А там зажже­на лампадка, а сбоку-та с двух старой — там Божья Мать и Спаситель. Две иконки сбоку-та. Бывало, да часу ночи ходють христаславцы. А утрам-та мы в цёрькву всягда ездили. А с цёрьквы приедем, тагда уж разгавляемся, што пост был» (Палк., Ирхино 2214-37).
Подойдя к дому, спрашивали хозяев: «Можно Христа праславить?» — «Праславь» (Печ., Городи­ще 3347-07). Тогда начинали петь — пели «Рождест­во Твоё, Христе Боже наш», «Христос рождается». Пение заканчивалось пожеланиями хозяевам «мно­гая лета», а затем христославцы могли прибавить и просьбу:
«Дедушка с бабушкай, Схадйте в сундучок, Принясйте житца карячок Или денег пятачок!»
(Палк., Зубовщина 2941-02);
«Хазяюшка, паздравляем вас с праздникам,
Раждеством Христовым!
С печки — пирагом, с клети — ришатом!
— штоб зярна давали. Это пригавор. Крича. Прапают и крича. А хазяин падает. Бывало, саби-рали и авса или жйта вядёрко дають, и с мяшком идём» (Палк., Дворянкино 2941-58).
«А на Раждество, вот кагда Христа прасла-вишь, и можно так спеть:
Маленький хлбпчик
Саскачйл на стульчик,
В дудачку играя,
Дётак паздравляя.
С праздничкам, хазяюшка с хазяиным!
Аткрывайти сундучки,
Вынимайти пятачки,
Вам на патёшки,
А нам на прянички да на арёшки!
— Христа праславют и в шутку скажут. <…> Шутошная прибабутка. Давали пятачки. В магази­нах было всево — канфёты, пряники и арёшки» (Печ., Городище 3347-07).
«Христа славить» ходили и взрослые, и дети. Как правило, ходили в обычной одежде, но могли и рядиться: «Ряженые ходют пад акном. И с фанари-кам, и все разукрашенные, штобы их не узнать. А анй пают малйтву "Раждество Тваё, Христе Боже наш"» (Остр., Гораи 2286-05).
На следующий день вечером (в первый день Святок) повсеместно ходили КОЛЯДОВАТЬ, пели поздравительные песни — «виноградья» («Как по­выпала порошка снегу белого, виноградье красно-зелёное!»), расхваливая дом хозяина («терем»), всю семью хозяина и желая благополучия, хорошего урожая и приплода скота. В единичных образцах записаны также колядки (краткие бесприпевные формы). Обычай повсеместно называется колядо­ванием, исполняемые песни — колядами (независи­мо от припева), исполнители обряда обхода дво­ров — колядовщиками. В исполнении этого обряда участвовали обычно девушки, молодые женщины, дети. Придя под окно, тоже просили разрешения у хозяев: «"Хазяин, можно Каляду прапёть?" — ну, хазяин разряшйть. Тагда начинають» (Печ., Песок 1185-01).
Пели под окном и «припляхавали». «Коляда -ходят к каждому дому, всё с пляской связано. По­ют и всё подпляхавают» (Печ., Большие Калки РФ 1371).
В конце песни припевали: «Надяляйте калядов-щичков! Или с клети ришатом, или с пёчи пи­рагом!» (Печ., Косыгине 1393-15, 16). Во многих текстах конец песни содержал угрозу прижими­стым, жадным хозяевам: «Ня дашь пирага — разла-маем вырата!» (Палк., Раихино 1538-29) и т. п. По­сле окончания песни могли приговаривать:
«Не найдётца ли у вас мёрачки авса, штоб кони не акалёли?
Или рюмачки винца, штоб брюшко не балёло?» (Остр., Песково 1661-04а).
За дарами заходили в дом, хозяева дарили хле­бом, пирогами, лукошко’м зерна, деньгами. Следует отметить долго сохранявшийся исконный обычай одаривания именно хлебом — зерном и изделиями из него. Впоследствии эта традиция постепенно ут­рачивается, забывается первоначальный обрядо­вый смысл, заключенный в семантике хлеба.
Хозяева могли и пошутить над колядовщиками: «Торба взята. То авса всыплют в мяшок, а кто на смех вазьмё чашку киселя — бах яму туда в авёс!» (Остр., Гораи 2285-20).
Колядовщики, как и христославцы, тоже могли рядиться.
<? Святочные гулянья
По обычаю, в Святки работать запрещалось, и молодежь собиралась на ВЕЧЕРИНЫ (вечёрки, гу­лянки). Нередко эти вечера называли также поси­делками. Однако название «посиделка», как прави­ло, относится к совместной работе в непразднич­ные дни, на посиделки ходили осенью и зимой, ра­ботали только в своей деревне. А «вечериной» или «гулянкой» называли собрание молодежи без рабо­ты (вечерины устраивали в ночь на воскресенье, в престольные праздники, в Святки; на вечерины можно было ходить и в другую деревню).
«На Святках — святые вечера, две недели не ра­ботали» (Пыт., Мирный РФ 1469). Собиралось че­ловек двадцать, гуляли друг у друга по очереди, или парни откупали у хозяев просторную избу, пригла­шали гармониста. «Каждый вечер было гулянье. Свят-вёчер — где-нибудь гулянье. Помяшшёний-то не было, аткупали. <…> Па пирагу снясуть» (Палк., Зайцево 1572-01). По некоторым сведениям, печь не топили, собирались в холодной избе.
Название «свят-вечер» наиболее распростране­но в Палкинском и Островском районах. «"Свят-вечер" — вечером уже не работали, не вязали, са-бирались просто так. Играют, игры разный. "Свят-вечер" — после Раждества до Крящёния. Раньше не работали. Кажный вечер, две недели» (Остр., Ило-вицы 2296-06).
«С Ражества и до Крящёнья никаких пасидёлок нет. Это "свят-вечер" называетца. На "свят-вечер" хадйли» (Палк., Ключи 1401-22).
Собирались по возрастам:
«У нас три гулянки было — малая, средняя и большая (па возрасту). Маленькие — лет двенад-цать-десять, и те гулять хадйли. Средняя — пятнад-цать-шестнадцать, уже да двадцати. Взрослая -двадцать лет да девятнадцать. Мы-та бегаем [ма­ленькие]. На наше-то гулянье — там што? Бегаешь.
А хочетца паглядёть на большое-то, сбегать. Как вкатисся, как скамандують: "Марш спать дамой! Кто будя плясать — пасмотрите!" — ну, значит, на­до сплясать. В лаптишках. И вот была песня сло­жена: "Наши дали трипака, да ушники ирвутца…"
— это в лаптях-то ушники есть» (Палк., Палкино 1569-25).
На вечеринках знакомились, парни присматри­вали себе невест (после Святок начинался период свадеб). Молодежь развлекалась разными шутками
— шутили над теми девушками и парнями, кто дру­жил — делали «тропинки» от дома парня к дому де­вушки из прутиков, из еловых лапок, сооружали «беседочки» из еловых лапок, «штобы им бясёда-вать». Предсвадебные настроения молодежи отра­жены в частушке:
«Скоро Святки, скоро Святки, Панясут девки задатки,1 Скоро праздник Ражество, Загаваря пра жениство»
(Печ., Крупп 1167-35).
На «маленькие гулянья» подростки приходили с балалайкой, губными гармошками, играли также на гребёнках, плясали «под язык». «И огнёв не бы­ло. И с луцйной собирались. <…> Раньше ребяти­шек много было, соберутца — так цёмная туця, а те­перь нет никова» (Палк., Малые Дядны РФ 1467-6). На малые гулянья приходили посидеть и посмот­реть старушки (Печ., Бодогово РФ 1467-6).
Вечёрки с лампами в Палкинском районе назы­вали «красный вечер»: «Сайдёшь, зажжена лампа. Три лампы. Керосиновые лампы гарёли. Вот как вытрешься [лицо] — а платок весь чёрный [от копо­ти]. Если какая пачётная девка — парни уважают -так яё бярут плясать, ана несколько раз в вечер схо­дит. А какая непачётная — сядет, держит челавёк пять на калёнах. Садятца, садятца — всё на калёна. Так-то некуда сесть, ана прасидйт полный вечер и ня выйдет паплясать — если така тихая, и не вазь-муть яё» (Палк., Ирхино 2214-37).
На вечёрках (как взрослых, так и «маленьких») были разнообразные игры — «Золото хоронить», «В номерки» (фанты), «Гори, гори, масло», «В пуки» (с завязанными глазами ползали на коленках и искали связанные в пучки вещи, нужно было угадать, чьи они), «Кочан» (играющие «завивают» цепочку, по­том развивают ее, «руководила» играющими знаю­щая старушка), «Жгуты». Игра «Жгуты» заключа­ется в следующем — играющие стоят в кругу, держа руки за спиной; тот, кто водит, ходит со жгутом и кладет его кому-нибудь в руки: «Ты стябай, кто ря­дом стайт и ганй кругом. Успеет если встать на свае место — тебе апять хадйть са жгутом» (Печ., Горо­дище 3331-34). Парни вызывали девушек, девушка должна угадать, кто ее вызвал, и три раза нужно по­целоваться.
Главным развлечением на вечёрках были хоро­воды, пляски, танцы. «Караводы вадйли, кагда в избах гулянье было, в домах — зимнее дело! Нани­мали избы — купим избу и гуляем. А летом никагда не хадйли па кароводам» (Пек., Котятино 2990-92).
«Это ещё до нас хараводы вадйли, а уже при нас не было хараводов. Это в старину. В глыбь туда старины» (Палк., Любять 2217-10).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Стальные двери: где их можно заказать?
  • Псков — архитектурная жемчужина северо-запада
  • Интересное