Поиск по сайту

Из искры возгорится пламя!

Развязанная царским правительством война с Японией еще больше осложнила жизнь простого народа. Фронт требовал пополнения. Из рабочих и крестьянских семей уходили последние кормильцы. Трудовой народ задыхался от эксплуатации капиталистов и помещиков, от политического бесправия.
9 января 1905 года в Петербурге по приказу царя была расстреляна мирная демонстрация рабочих. Весть о Кровавом воскресенье быстро разнеслась по стране. Ответом народа на события 9 января стали стачки, демонстрации, забастовки.
Революционные выступления начались и в Псковской губернии. Уже на следующий после Кровавого воскресенья день в Великих Луках и Новосокольниках был объявлен сбор средств на забастовку. Начали стачку железнодорожники станции Дно Порховского уезда. Слесари из депо явились к телеграфистам и потребовали: «Мы кончили работу — кончайте и вы». Тех, кто не подчинился, прогнали. Движение на дороге, соединяющей столицу с югом страны, было поставлено под угрозу.
На улицах Порхова стали появляться революционные прокламации, листовки. «Царские слуги, — говорилось в одной из них, выпущенной Псковским социал-демократи-
ческим комитетом и разошедшейся по всей губернии, — не хотят прекращать войну. Им все еще кажутся неполными их карманы с награбленным народным добром… Они все еще думают народными руками жар загребать, победить сначала японцев, а потом приняться и за лучших людей из народа, которых они называют «внутренними врагами», «крамольниками»… Нам не нужно правительство, которое идет против народа».
Распространение листовок в Порхове было делом рук членов местной социал-демократической группы. Одним из руководителей ее являлся Александр Васильевич Ко-стюгов. Будучи студентом института сельского хозяйства и лесоводства в польском городе Новая Александрия, Костюгов познакомился с революционерами, которые помогли ему изучить труды К. Маркса и Ф. Энгельса, разобраться в сложностях политической борьбы. Приезжая летом на каникулы в Порхов, Костюгов встречался с молодежью и стремился увлечь ее идеями пролетарской революции. Его единомышленниками были братья Иван и Николай Коровниковы, Михаил Медведев, Виктор Павлов и другие, всего около двадцати человек. Они читали запрещенные книги, организовывали их обсуждение. Группа поддерживала тесную связь с псковскими социал-демократами.
Группа Костюгова имела своих доверенных людей в некоторых селах уезда. Так, в Волышове активную работу среди населения вел начальник местного почтово-те-леграфного отделения Иван Николаев. Он распространял листовки и прокламации, которые получал от группы Костюгова, проводил беседы с жителями села и соседних деревень, читал и разъяснял им статьи из газет. В сентябре 1905 года Николаев был арестован.
Порховская социал-демократическая группа разъясняла крестьянам лживую сущность царского манифеста от 17 октября, который обещал народу гражданские свобо-
ды. В жандармских донесениях, поступавших в Псков, отмечалось, что «серьезность положения в уезде с каждым днем увеличивается, брожение среди населения растет». Особенно участились крестьянские выступления в декабре, когда по стране разнеслась весть о декабрьском вооруженном восстании, поднятом московским пролетариатом.
Под влиянием агитаторов жители деревень Новое Склево и Весское Верхне-Шелонской волости самовольно вырубили помещичий лес. Их примеру последовали бедняки из Пруткова, Михачевки, Негодиц, Ростани.
После подавления декабрьского вооруженного восстания усилился террор самодержавия, царская охранка жестоко расправлялась с большевиками. Однако крестьяне продолжали борьбу. 9 января 1906 года порховский исправник доносил в Псков: «В настроении сельского населения вверенного мне уезда перемен за последнее время не произошло. Крестьяне по-прежнему находятся в напряженно-выжидательном состоянии. Самовольно вырубали лес почти во всех селениях Вельской и Дубен-ской волостей». Власти ответили арестами. Были посажены в уездную тюрьму жители деревень Данилова, Загос-ки, Клина, в деревне Басново Шелонской волости арестовали крестьянина Никиту Пистонова «за подстрекательство к действиям против помещика и властей».
Губернские власти послали воинские отряды для усмирения бунтующих деревень. Но и эта мера не помогла. 22 мая на улицы Порхова вышли с красными флагами учащиеся городских училищ. К ним присоединились ученики Полонской сельскохозяйственной школы — всего человек семьдесят. Колонна демонстрантов направилась в пригородную деревню Киевку, где был проведен митинг. Выступавшие убеждали крестьян прекратить работы на помещика, призывали рубить хозяйские леса, косить траву.
Вскоре в деревнях появились листовки под названием «Чего хотят люди, которые ходят с красными флагами?». В полицию отовсюду поступали донесения о появлении прокламаций «К крестьянам».
По всей губернии разошелся номер легальной большевистской газеты «Пчела». В одной из опубликованных в ней корреспонденции рассказывалось о тяжелых условиях труда дновских железнодорожников. Заметка заканчивалась словами: «Но всему есть предел. Мы сами добьемся свободы и счастья».
Несмотря на то что в 1907 году продолжалась стачечная борьба, снова и снова вспыхивали крестьянские волнения, первая русская революция шла на убыль. Пролетариат России потерпел поражение, но разбит пе был. Под руководством партии большевиков он готовился к новым сражениям. Царские власти стремились расправиться с теми, кто вдохновлял народ на борьбу. Усердно грудилась и порховская полиция. Были арестованы и сосланы в Вологодскую губернию руководители местной социал-демократической группы — А. В. Костюгов, братья Коровниковы и их ближайшие помощники. В канцелярии псковского губернатора было заведено дело на учительницу 3. Ф. Ефимову. В рапорте порховский исправник писал: «Земская учительница Зинаида Федосьевна Ефимова, будучи учительницей в деревне Сосынье Александровской волости, занималась революционной пропагандой среди крестьянского населения, возбуждая таковое к восстанию против помещиков с целью отобрать от них землю, так как земля помещика, по ее мнению, должна быть передана крестьянам». Ефимова была арестована, но и тогда она не смирилась. Начальник тюрьмы жаловался прокурору окружного суда, что Ефимова «занимается агитацией арестантов, проповедуя им идеи противоправительственной направленнести». Она была приговорена к ссылке.
Первая мировая война приблизила конец самодержавия. К постоянным бедам народа прибавились невзгоды военного времени. В прифронтовых районах особенно часто происходили мобилизации людей, проводились реквизиции фуража и продовольствия. По сравнению с 1913 годом хлеб подорожал в 8 раз. В Порхове стояли запасные полки, в которых насчитывалось до 12 тысяч солдат, размещались многие тыловые службы — оружейные мастерские, пекарни, лазареты. Из фронтовых окопов солдаты приносили  в  города  и  деревни  большевистскую  правду.

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Жителей Пскова приглашают на бесплатную вакцинацию против Гепатита B
  • Самый беспокойный уезд
  • Хроника ревалюционных событий в псковской губернии
  • Индикаторы политической культуры населения
  • Интересное