Их имена не должны забыться
На становлении его как музыканта без сомнения сказались и встречи с перэдовыми представителями русской интеллигенции в домах Львова и Державина. Бывали там и видные композиторы своего времени, в том числе Д. С. Бортнянский. Общение с профессиональными музыкантами, слушание музыки способствовали развитию таланта Яхонтова.
Наиболее значительной из двух сочиненных им опер является «Сильф, или Мечта молодой женщины» — комическая опера с песнями и разговорными диалогами на текст Н. А. Львова. Краткое содержание либретто таково. Молодой помещик Нелест впервые после женитьбы привез в деревню свою молодую жену Миру. Он страстно влюблен в нее, но Мира не любит мужа. Воспитанная в закрытом институте, она убеждена в «пороках» и властолюбии всех мужчин. Душой
ее «управляет» сильф — небесный дух, которого она видела во сне. Узнав об этом, Нелест сам решает сыграть роль духа. Это ему удается. В конце концов Мира узнает в любимом ею сильфе своего супруга Нелеста и падает в его объятия. Пьеса прославляет супружеское счастье.
Хотя основное содержание пьесы и не включало показ картин барского произвола и бесправия крепостных, но речи дворника Андрея, «весьма вольные» для той эпохи, достаточно ясно отражают прогрессивные антикрепостнические взгляды авторов оперы Яхонтова и Львова. Опера не только развлекает, но и заставляет задуматься над жизнью.
Вторая опера — «Король и пастух» хотя и носит чисто развлекательный характер, проникнута симпатией к простым людям. Написана она на либретто на французском языке.
Обе оперы ставились любителями на домашней сцене. Современники рассматривали «Сильф…» как яркий образец комической оперы.
Племянник Н. А. Львова Федор Петрович Львов писал, что опера «исполнена красот национальных…».
Точное время создания этих больших музыкальных произведений неизвестно, но большинство музыковедов считает, что они были написаны в начале 90-х годов XVIII века.
Правда, на титульном листе рукописи оперы «Король и пастух», обнаруженной в Псковском музее, стоит дата «1824 год». Однако искусствоведы полагают, что это не дата создания оперы, а время, когда она, а вместе с ней и «Сильф…» были начисто переписаны и переложены с партитур для фортепиано и отредактированы. И сделано это было в имении Туховик.
Опера «Сильф, или Мечта молодой женщины» посвящена Софье Алексеевне Пальчиковой, урожденной Пещуровой. Она была дочерью Алексея Никитича Пе-
щурова, которому, в бытность его опочецким предводителем дворянства, поручен был надзор за «поведением» А. С. Пушкина во время ссылки его в Ми-хайловское в 1824—1826 годах. Впоследствии А. Н. Пещуров стал псковским губернатором. Старшая дочь его Софья в 1835 году вышла замуж за псковского дворянина, бывшего лицеиста Владимира Петровича Пальчикова — приятеля А. С. Пушкина. Софья Алексеевна была одаренной певицей-любительницей, обладала прекрасным меццо-сопрано. Она часто бывала в Щиглицах, участвовала в музыкальных вечерах и благотворительных концертах, которые там устраивались.
Николай Петрович с удовольствием слушал ее, восхищался голосом. Все та же М. Я. Пущина писала 2 июля 1839 года декабристу И. И. Пущину о С. А. Пальчиковой: «Она имеет и познания, и таланты, из последних лучшие музыка и пение, которые, усовершенствовавшись, могут сделаться в ней большим талантом, — теперь же по целым вечерам ее можно слушать с удовольствием и увлекаться легкостию и приятностию ее пения…» Не исключено, что Софья Алексеевна пела и арии из опер «Сильф, или Мечта молодой женщины» и «Король и пастух».
Умер Яхонтов в 1840 году. Похоронен на погосте Устье у стен древней церкви Николы, что на левом берегу Великой, вблизи впадения ее в Псковское озеро.
В «Прибавлении к „Псковским губернским ведомостям"» от 12 июня 1840 года появился некролог: «К общему прискорбию, на сих днях скончался в преклонных летах в селе своем Туховик Псковского уезда один из почтеннейших здешних помещиков, д. с. с. Николай Петрович Яхонтов, занимавший в Псковской губернии значительные должности на поприще гражданской службы».
Николай Петрович Яхонтов внес заметный вклад
в музыкальную культуру. Один из видных советских музыковедов А. С. Розанов так оценивает его творчество: «Одаренный музыкант, незаурядный для своего времени оперный композитор, хорошо чувствовавший сцену и умевший создавать живые и психологически тонко нарисованные образы своих героев, культурный деятель, принадлежащий к числу передовых людей своего времени и сумевший откликнуться (в «Сильфе…») на общественно важные вопросы, волновавшие тогдашнее русское общество, русский композитор Н. П. Яхонтов должен быть причислен к плеяде русских прогрессивных художников конца XVIII века. Его имя может быть поставлено рядом с именами крупных русских музыкантов той эпохи…»
Гнев Екатерины II
И
|мя поэта и драматурга Якова Борисовича Княжнина хорошо известно любителям русской литературы. Писатель родился в Пскове в дворянской семье по одним данным в 1740-м, по другим — в 1742 году. Сначала воспитывался дома, а потом был отвезен в Петербург и определен в гимназию при Академии наук. По окончании курса находился на государственной и военной службе. Весь досуг уделял литературному творчеству. Княжнин написал немало трагедий, комедий, либретто комических опер, в которых выступал как характерный представитель русского классицизма. Трагедии Княжнина с их патриотическим пафосом и тираноборческими мотивами пользовались успехом у современников. Их знали декабристы, А. С. Пушкин. Особенно рельефно вольнолюбивые мысли отразились в трагедии «Вадим Новгородский», написанной Княжниным в 1789 году, за два года до смерти. Пьеса
вызвала негодование Екатерины II и была сожжена. Расскажем все по порядку.
В летописных источниках есть упоминание о том, что новгородцы, не желавшие примириться с властью Рюрика, подняли мятеж, но он был подавлен. В летописи, в частности, говорится: «…уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби новгородцев, советников его».
В 1786 году сама императрица российская Екатерина II написала «Историческое представление из жизни Рюрика». Прекрасные декорации, шествия, хор, балет — все было использовано для прославления самодержавия. Только власть монарха может спасти народ от бедствий — такова основная идея представления. В пьесе Екатерины Вадим — князь, двоюродный брат Рюрика, его бунт объясняется желанием занять престол. Потерпев поражение, Вадим падает на колени перед Рюриком и раскаивается. Тот великодушно прощает его.
По-иному все предстает в трагедии Княжнина. Если у Екатерины II мятеж Вадима — незначительный эпизод, то Княжнин сделал его главной темой своей пьесы. В трагедии прославляется восстание Вадима, защищавшего вольность Новгорода от самодержавия. Республиканцы — истинные сыны отечества, подлинные граждане. Они предпочитают смерть жизни под игом самодержавия:
Когда отечеству жизнь наша бесполезна, Став праздными его свидетельми оков, Нам ползать ли в толпе тирановых рабов?..
Смерть — благо, ежели жизнь должно ненавидеть!
И пусть Рюрик победил, но эта победа не колеблет убеждений республиканцев. Умирая, Вадим думает о свободе.
Разумеется, речи о постановке пьесы в то время быть не могло. Но трагедия не залежалась в литературном архиве Я. Б. Княжнина. В 1793 году, то есть через два года после смерти писателя, один из опекунов его детей — псковский помещик П. Я. Чихачев продал книгопродавцу И. П. Глазунову оставшиеся ненапечатанными произведения Княжнина, в том числе и трагедию «Вадим Новгородский». Глазунов, не имевший собственной типографии, отдал трагедию для печатания в типографию Академии наук. Тогдашний президент Академии Е. Р. Дашкова дала согласие на издание пьесы. Когда трагедия вышла, Екатерина II сделала внушение Дашковой и заявила, что она считает необходимым сжечь пьесу «рукою палача».
Началось следствие. Его вел генерал-прокурор Самойлов под непосредственным наблюдением императрицы. Обвиняли Дашкову, Глазунова, вдову Княжнина, его сына Александра…
По предложению генерал-прокурора сенат в декабре 1793 года рассмотрел вопрос о трагедии Княжнина на своих заседаниях и вынес такое решение: «Поелику книга сия наполнена дерзкими и зловредными про-тиву законной власти выражениями, а потому в обществе не может быть терпима и достойна сожжена быть публично».
Был дан и секретный именной указ Екатерины II, которым предписывалось трагедию «сжечь в здешнем столичном городе публично». Изъятые из книжных лавок экземпляры отдельного издания «Вадима Новгородского» были сожжены в Петербурге на площади около Александро-Невской лавры. Подверглись уничтожению и листы трагедии, вырванные из коллективного литературного сборника. Без сомнения, оказался бы в опале и сам автор пьесы, будь он еще жив.
Живописец
м
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30