Их имена не должны забыться
Наибольшую историческую ценность имеют автобиографические записки «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков», которые содержат интересные сведения о русской армии, быте дворян и помещичьем хозяйстве, дворцовом перевороте 1762 года, крестьянской войне 1773—1775 годов, казни Емельяна Пугачева, реакции русского дворянства на французскую буржуазную революцию.
В последний его приезд в Апанкино родные, то ли в шутку, то ли всерьез, сказали Болотову, что, как только он расстанется с Псковщиной, то вскоре и забудет ее. «Этого никогда не будет,— ответил Андрей Тимофеевич,— чтобы я позабыл сие милое селение и вас, любезных родных моих». И действительно, на всю свою жизнь он сохранил память о псковской земле. В своих записках Андрей Тимофеевич отметил, что «дом зятя моего сделался для меня таким же училищем рукоделий и художеств, каким был Петербург для наук».
Деревня, в которой часто гостил замечательный русский ученый и писатель Андрей Тимофеевич Болотов, пережив немало военных бурь и потрясений, сохранилась до наших дней. Она входит в островский колхоз «Рассвет». Все так же, как и два с половиной века назад, катит мимо нее свои воды живописная ре-
ка Лжа. Весной неброско цветет орешник, распускают свои клейкие листья березы. Жизнь продолжается.
Композитор Николай Яхонтов
п
1осле Великой Отечественной войны в Псковском музее были обнаружены рукописи двух опер: «Сильф, или Мечта молодой женщины» и «Король и пастух». Обе оперы сочинил пскович Николай Петрович Яхонтов. С той поры и заинтересовались музыковеды жизнью и творчеством композитора. Имя Яхонтова вошло в Советскую музыкальную энциклопедию.
Однако Николай Петрович был не только сочинителем музыки. Незаурядный человек, он общался со многими выдающимися людьми своего времени и сам, в меру своих сил, стремился честно служить Отечеству.
Николай Петрович Яхонтов родился в селе Кунино Новоржевского уезда Псковской губернии в 1764 году. Теперь этот населенный пункт входит в совхоз «Дух-новский» Опочецкого района. Отец будущего композитора, Петр Алексеевич, долгое время служивший в Астраханском, а потом в Невском пехотных полках, за год до рождения сына ушел в отставку в чине премьер-майора и поселился на Псковщине. Это был образованный человек. Он интересовался литературой, собрал большую библиотеку из книг на русском, французском, немецком и латинском языках. Разбирался в музыке и сам музицировал. Мать, Прасковья Петровна, урожденная Мышецкая, была культурной женщиной.
Яхонтовы состояли в родстве с выдающимся деятелем русской культуры поэтом, переводчиком, архитектором, графиком Н. А. Львовым, поэтами Г. Р. Дер-
жавиным и В. В. Капнистом, А. М. Бакуниным — отцом известного революционера М. А. Бакунина.
В мае 1774 года десятилетний мальчик, по обычаю того времени, был записан капралом в Преображенский полк. Жил дома, с ним занимались нанятые учителя, а служба шла, ребенку присваивались очередные звания. С 1779 года Николай Яхонтов жил в Петербурге, служил сначала в Преображенском, а потом в Измайловском полку.
В столице молодой офицер сблизился со своим родственником Николаем Александровичем Львовым — человеком широко образованным и всесторонне одаренным. Он являлся теоретиком группировавшегося вокруг него кружка передовых людей тех лет. Кружок посещали литераторы Г. Р. Державин, В. В. Капнист, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, О. П. Козодавлев, художники Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, композитор Д. С. Бортнянский и другие видные люди. Собирались в домах Н. А. Львова и Г. Р. Державина. Частым гостем здесь стал и Николай Яхонтов.
В январе 1784 года он в чине капитана был уволен с военной службы и «пожалован к статским делам». В марте того же года зачислен служащим в Коллегию иностранных дел и вскоре направлен для работы в Стокгольм. В 1786 году был отозван в Петербург и «помещен» на место титулярного советника при русском посольстве во Франции «для исправления письменных дел». В начале 1789 года возвратился в Россию по просьбе своего отца, желавшего, чтобы сын «закрыл ему глаза». Молодой дипломат приехал в Псков и находился при отце до его смерти в 1790 году.
Похоронив отца, уехал в Петербург, работал в почтовом ведомстве, участвовал в литературно-музыкальных собраниях.
В сентябре 1793 года Яхонтов окончательно переселился в Псков, где жила его мать. Сразу занял место
советника при тогдашнем губернаторе Зуеве, а в конце того же 1793 года принял на себя еще и обязанности директора казенного училища. В этой должности он пробыл до 1803 года, совмещая ее с конца 90-х годов с функциями губернского прокурора. С 1803 года по 1807 год служил председателем гражданской палаты. В конце 1807 года Н. П. Яхонтов вышел в отставку в чине действительного статского советника. Однако через семь лет был избран судьей псковского совестного суда. Только в 182б году Николай Петрович окончательно устранился от служебных дел и уехал в имение Туховик, в 20 километрах от Пскова, которое приобрел еще в 1804 году.
Содержательной была жизнь Н. П. Яхонтова. Где бы он ни служил, везде боролся с казнокрадством. Еще в 1792 году, обнаружив злоупотребления в псковской казенной палате, он поставил в известность об этом столичные власти. Много внимания Яхонтов уделял работе с подростками в казенном училище. Всячески поощрял занятия в открытом при училище классе пения и в большом количестве жертвовал для его нужд нотные пособия. Был связан с журналистикой, являлся корреспондентом столичной газеты «Северная почта». Заметки его отличались объективностью и лиризмом.
В 1798 году Николай Петрович женился на Екатерине Томасовне Диц — дочери бывшего псковского коменданта. Он был хорошим семьянином. Супруги воспитали двух дочерей и троих сыновей. Небезынтересно познакомиться с одним из духовных завещаний Яхонтова на имя жены, которое он написал вскоре после приобретения имения Туховик. В нем есть строки: «…от благодарного сердца за душевное расположение и любовь, с самого брачного соединения обоюдно существующие».
Последние годы Н. П. Яхонтова прошли без больших жизненных потрясений. Он любил свое небольшое
имение на живописном берегу Великой, в котором всего три двора и два десятка жителей. Имелась домовая православная церковь. Дом Яхонтовых стоял в парке. Под старыми тенистыми липами парка любил гулять Николай Петрович.
У него было много родственников. Даже с Пущиными Яхонтов состоял в родстве, правда дальнем. И не случайно находившегося в ссылке декабриста Ивана Ивановича Пущина интересовали псковские новости, в том числе и жизнь семьи Яхонтовых. Это видно из писем к нему от часто гостивших на Псковщине сестры Анны Ивановны Пущиной и невестки (жены брата Михаила Ивановича Пущина, тоже декабриста) Марии Яковлевны Пущиной.
Николай Петрович часто бывал у Пальчиковых в их имении Щиглицы, расположенном в 18 километрах от Пскова, ездил к родственникам в село Кириллово Островского уезда, навещал Кунино. Общался с крестьянами, выступал поручителем при венчаниях, крестил младенцев. Когда был помоложе, выезжал в гости к брату Петру Петровичу, имение которого Антоньево находилось под Новой Ладогой, а также к сестре Екатерине Петровне в усадьбу Пристань (Змейск), расположенную поблизости от Антоньева. Наведывался в новгородское имение Званка к Гавриилу Романовичу Державину. В 1812 году маститый поэт нанес ответный визит, гостил у Яхонтова в Пскове, побывал в Тухо-вике.
Хотя и занимал Яхонтов видные должности и неплохо вел хозяйство у себя в усадьбе, — одним из первых в губернии стал возделывать картофель, — однако богатства не скопил. Взяток он не брал, служебным положением не злоупотреблял, по-человечески относился к крестьянам. Наследство семье оставил небольшое.
Вот что писала 13 марта 1847 года М. Я. Пущина
декабристу И. И. Пущину: «На днях мы побывали в Туховике у Екатерины Томасовны. К ней приехал на житье ее старший сын, Петр Николаевич, которому она передает все хозяйство… Для старушки, при теперешней ее дряхлости, большая отрада иметь около себя любимого сына. Он для этого только оставил службу, и, конечно, бог воздаст ему за такое пожертвование, потому что состояние их самое ничтожное и что он, оставив службу, обрек себя на всякого рода лишения в настоящем и в будущем…»
Через всю жизнь Николай Петрович Яхонтов пронес трепетную любовь к музыке. Эту любовь привил ему отец Петр Алексеевич — музыкант-любитель. Есть свидетельство одного из современников, относящееся к 70-м годам ХУП1 века. Сообщается о приезде в Петербург из Пскова майора Петра Яхонтова «с дочерьми, хорошо игравшими на клавире ученицами своего отца, и сыном — композитором, офицером Преображенского полка». Отсюда видно, что Николай Яхонтов с юных лет сочинял музыку.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30