Их имена не должны забыться
Он последовательно читает в академии курсы поэтики, риторики, филоссфии, теологии. Вот что писал о преподавательской деятельности Феофана Прокопо-вича его современник: «Науки методом новым, ясным и доступным излагать начал, которыми все поколение к гуманизму и великодушию будил». В своих лекциях, проповедях, стихотворениях он критикует схоластику, пытается сблизить философию с естествознанием, опытом, идеологической борьбой того времени, пропагандирует идею завершения воссоединения Украины с братской Россией, разъясняет необходимость просвещения. Высмеивает веру в мощи и чудеса, развенчивает попов и монахов, показывая их жадность, неве-
жество, пьянство — особенно в трагикомедии «Владимир».
В одном из документов той поры о Феофане Про-коповиче говорилось: «А как он в том учительстве утвердился, начал киевских и малороссийских жителей, детей и возрастных людей приглашать к себе, и учить своему еретичеству, и многие ереси в народ всевать, и бесчисленные хулы на святую православную кефалическую церковь говорить, и на обитель Печер-скую, и на мощи святых угодников, и на мироточивые главы, и на освященную воду еретический свой яд блевать, и священнический и монашеский чин хулить и ругать».
Худо пришлось бы Прокоповичу, если бы к этому времени у него не появился могущественный покровитель в лице самого Петра I. Молодой профессор академии в 1709 году приветствовал царя «Словом» и поэмой в честь Полтавской битвы, и государь обратил на него внимание. В 1711 году Петр взял Прокопови-ча с собой в Прутский поход, а затем вызвал его сначала в Москву, а в 1716 году — в Петербург.
Феофан Прокопович становится сподвижником Петра, страстным пропагандистом его преобразований, идейным обоснователем нововведений, надежным помощником в борьбе с боярской и церковной оппозицией. Для укрепления царской власти он развивает теорию просвещенного абсолютизма, что в условиях разложения феодального строя и возникновения буржуазного уклада соответствовало общерусским интересам. В теоретическом обосновании петровских реформ отразилось возрастание силы, могущества, международного престижа русского государства. Прокопович буквально воспевал историю, культуру, язык русского народа, предвещал стране великое будущее, наступление которого связывал с развитием науки, техники, искусства. По поручению Петра I Феофан
Прокопович разрабатывает и- обосновывает ряд законодательных актов, в том числе «Духовный регламент» и «Правду воли монаршей».
С 1718 по 1724 год Прокопович занимает официальную должность епископа, а потом архиепископа Псковского и Нарвского. Вот как пишет об этом историк Н. Ильинский в книге «Описание города Пскова и его древних пригородов с самого их основания», изданной в 1790 году в Петербурге: «В 1718 году поставлен епископом Пскова Феофан Прокопович, муж учением просвященный и его величеством Петром Великим любимый. Сие епископское достоинство в конце 1720 года переменено в архиепископское».
Одновременно с этим Феофан Прокопович ведет большую работу по созданию (в 1721 году) Святейшего синода, подчинившего духовную власть светской. Он становится вице-президентом Синода. Часто приезжает в Псков, знакомится с его историей и древними памятниками, а потом снова торопится в Петербург, где делается «большая политика». В северной столице архиепископ жил на своем подворье на берегу реки Кар1 повки, в том месте, где сейчас расположена больница Эрисмана. Хотя Прокопович жил далеко от центра города, его подворье посещали виднейшие деятели тогдашней России, политики, литераторы, составившие первое русское литературное общество передового направления, известное под именем «Ученой дружины». Феофан Прокопович возглавлял эту «дружину», участвовал в создании Академии наук. Бывал у него в гостях и сам Петр I.
Жизнерадостный и остроумный, любящий музыку, пение, веселое общество, политик, поэт, философ, Феофан Прокопович не только своими сочинениями, но и всем своим поведением, вольно или невольно, протестовал против взглядов и идеалов, насаждаемых церковью.
В бытность архиепископом Псковским и Нарвским Феофан Прокопович сочинил немало проповедей и речей во славу России и Петра I, живо откликался на все значительные события современности. В 1720 году он произнес «Слово похвальное о флоте российском», в 1721 году — речь по поводу заключения Ништадт-ского мира со Швецией, в том же году — «Слово» при открытии Синода, в 1723 году — речь, обращенную к Петру по случаю возвращения из Персидского похода, и т. д. Прокопович вырос в крупного государственного, культурного и церковного деятеля общерусского масштаба.
Трудные времена настали для него после смерти Петра I в 1725 году. Недруги обвинили Прокоповича в еретизме, дело слушалось в Тайной канцелярии. И хотя архиепископу тогда удалось «выпутаться», у него не раз возникали мысли об эмиграции. Феофан Прокопович явно мешал противникам петровских преобразований. Они снова обвиняют его в еретизме. И тогда, по выражению Г. В. Плеханова, Феофан Прокопович показывает не только свой пушистый хвост, но и весьма крепкие волчьи зубы. На обвинения в еретиз-ме он отвечает своим врагам еще более страшным обвинением их в преступлениях против государства, в нарушении царских указов, в антиправительственных заговорах. Это было жестоко, но только таким путем он сумел уцелеть, сохранить свое положение и сберечь многие из петровских преобразований.
Свои связи с Псковщиной Ф. Прокопович поддерживал и тогда, когда был архиепископом Новгородским и Великолукским. Умер Прокопович 8 сентября 1736 года и похоронен в Новгороде, в Софийском соборе.
В заключение следует подчеркнуть, что выступления Феофана Прокоповича против боярской и церковной оппозиции петровским преобразованиям, идейное обоснование им необходимости для России ускорен-
ного развития производительных сил, науки, просвещения, культуры, централизации государства имели для своего времени прогрессивное значение. С другой стороны, официальная принадлежность к православной иерархии сужала его критику суеверий, ограничивала вольномыслие. Проповедуя идеи гуманизма, он в то же время считал допустимым использование против сторонников старины любых варварских методов и приемов. Таков был век. Однако несмотря на это, Феофан Прокопович принадлежит к числу наиболее выдающихся отечественных мыслителей конца XVII — начала XVIII века. Политик и историк, поэт и публицист, он оставил после себя значительное количество сочинений, многие из которых переведены на английский, немецкий, французский и другие языки.
Братья-мореходы
i згляните на карту на-^шей Родины. На ней, между Северной Землей и Новосибирскими островами, увидите надпись: «Море Лаптевых». Оно является частью Северного Ледовитого океана; наибольшая длина моря — 975, ширина — 860 километров, средняя глубина — больше 350 метров. Через него проходит Северный морской путь. Морем Лаптевых оно стало называться не сразу. Когда-то его именовали Студеным, Татарским, Ленским (в него впадает река Лена), морем Норденшельда (шведский ученый — исследователь Арктики). Русские океанологи предложили назвать его морем Лаптевых в честь двоюродных братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых. В 1935 году Советское правительство утвердило это название.
В тех же краях пролив назван именем Дмитрия Лаптева, а также мыс в дельте реки Лены, побережье
-и мыс Харитона Лаптева на полуострове Таймыр. Кто же они, эти братья, и за что оказана им такая высокая честь?
Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич Лаптевы — уроженцы Псковщины. Среди их предков, исправно служивших Московскому государству в XVI веке, был некий Варфоломей Глебов, сын Сорокоумов, по прозвищу Лапоть. Потомок его, Петр Родионов, сын Лаптев, по прозвищу Несвитай, всю жизнь провел в походах и боях с поработителями русской земли. За верную службу ему и была пожалована вотчина близ города Великие Луки. От Несвитая пошла великолукская ветвь мелкопоместных дворян Лаптевых, деливших по наследству пожалованную вотчину.
Внук Несвитая, Прокофий Лаптев, владел деревенькой в Слауцком стане Великолукского уезда. В ней было шесть дворов, в пяти проживали 17 крестьян, а в шестом, мало чем отличавшемся от остальных, размещалась семья Лаптевых. По одним данным, деревня называлась Пекарево (Пекарева), по другим — Пу-карево. Полагают, что это нынешняя деревня Покаре-во Купуйского сельсовета Великолукского района. По соседству располагалось имение брата Прокофия Лаптева — Якова. В 1700 году у Прокофия родился сын Харитон, а у Якова в 1701 году — Дмитрий. Как и все дети мелкопоместных дворян того времени, чтению, письму, началам арифметики Харитон и Дмитрий обучались у местных священников.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30