Их имена не должны забыться
Однако поручик драгунского полка Татищев не только исправно нес военную службу и ездил за границу, в Пруссию, Гданьск и другие места с военно-дипломатическими поручениями, но и много читал. В детстве учился дома, потом в специальной школе в Москве постигал артиллерию и инженерное дело. Не проходили бесследно и поездки за границу, где он всегда учился, углубляя свои знания. Постоянными спутниками его были книги, старинные рукописи, летописи. Особенно глубоко Татищев интересовался историей и географией.
В 1719 году Василия Никитича определили «к землемерию всего государства и сочинению обстоятельной географии с ландкартами». Ландкартами в России, на немецкий манер, называли географические карты. Но Принять участие в геодезических работах ему не пришлось. В марте 1720 года он был направлен в Сибирь на строительство новых заводов и улучшение существовавших, стал управляющим казенными заводами на ^рале. И на этом поприще он проявил себя с лучшей
стороны, добился увеличения выплавки металла. Основал город Екатеринбург (ныне Свердловск), открыл несколько школ.
Дальнейшая жизнь Василия Никитича Татищева складывалась так. В 1724—1726 годах он находился в Швеции, где знакомился с горным и монетным делом. Привлекал на русскую службу специалистов, договаривался о том, чтобы шведы обучали горному делу людей, направляемых из России. Одновременно изучал политическое состояние государства, выяснял возможность породниться шведскому двору с русским царем.
В 1726 году, вернувшись на родину, Василий Никитич был назначен советником в берг-коллегию (главное управление горным делом в России), а потом работал в монетной конторе. Входил в число придворных.
Но в 1731 году начались у Татищева разногласия с фаворитом Анны Иоанновны Бироном, приведшие к тому, что Василий Никитич был отдан под суд по обвинению в злоупотреблениях. Однако обвинения не подтвердились, его освободили от суда и в 1734 году снова послали в Сибирь «паки для размножения заводов».
Однако происки Бирона не прекращались. В 1739 году черные тучи снова сгустились над головой Татищева. Его даже заключили в Петропавловскую крепость, хотели лишить чинов, но потом освободили. Более двух лет находился он не у дел. Лишь летом 1741 года, после падения Бирона, его включили в Калмыцкую комиссию с задачей провести в Калмыкии выборы нового хана. После этого до 1745 года он являлся астраханским губернатором.
Но недоброжелатели Василия Никитича при дворе продолжали свои интриги. В 1745 году ему предписали сдать дела и «жить в своих деревнях до указу, а в Петербург не ездить». С этого времени и до кончины в 1750 году Татищев жил в своей подмосковной деревне
Болдино, о которой писал: «…деревня малолюдная», где налицо «опасность от разбоев», а жильем являлось «деревянное и тесное строение». За опальным губернатором был установлен сенатский надзор.
Даже в самые мрачные дни Татищев не прекращал своих научных изысканий, постоянно работал над статьями по философии, географии, этнографии и, конечно же, над историческими документами. В 1733 году им был написан «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищ» — основной мировоззренческий труд Татищева, в котором он изложил свои философские и общественно-политические взгляды. Крупным вкладом в науку явился «Лексикон российской, исторической, географической, политической и гражданской, сочиненный тайным советником и астраханским губернатором Василием Никитичем Татищевым». Это был первый в России энциклопедический словарь.
Немало места в «Лексиконе» уделено и Псковскому краю. Вот несколько примеров. «Берковец, вес 10 пуд, прежде во всея России употребляемой, ныне же токмо в Пскове и других немногих местах счисляется». «Выбор, пригород псковский, ныне слобода на реке Сороти, от Пскова к Великим Лукам 90 верст», «Выбуцкое, село близ Пскова, в нем родилась блаженная княгиня Ольга около 885 и Владимир Первый в 970».
Большой заслугой Татищева было и то, что он первым оценил значение законодательных источников и подготовил к изданию такие выдающиеся памятники русской истории, как Русская правда и Судебник Ивана Грозного. Ряд работ Василия Никитича был посвящен проблемам экономики и роли просвещения в развитии страны.
И наконец, в «болдинском уединении» больной, поднадзорный, одинокий Татищев, когда, по его собственному выражению, «клеветы бесстыдны и поношения неправедные горесть наносят», завершает работу над
«Историей Российской с самых древнейших времен». Впервые в русской истории он сделал попытку найти закономерности в развитии человеческого общества, обосновать причины возникновения государственной власти.
И в наше время труды Татищева представляют несомненный интерес.
Основным содержанием всей жизни Василия Никитича была работа. Он никогда не знал отдыха, никогда не ездил специально лечиться, хотя часто и тяжело болел. Он имел дома в Петербурге и Москве, но жил в них мало, больше находился в разъездах. Знал Россию не понаслышке, а как человек, которого постоянно волновала судьба Отечества. И не случайно за несколько дней до смерти Татищева в Болдино прибыл курьер из столицы, который привез указ о снятии с него обвинений и орден Александра Невского. Орден этот имел девиз: «За труды и Отечество».
Однако при жизни Татищева его работы почти не издавались. Даже «История Российская…» в пяти томах увидела свет только после его смерти. Лишь в 1768—1769 годах в Москве были напечатаны первые две части первого тома его «Истории» под заглавием «История Российская с самых древнейших времен, неусыпными трудами через 30 лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Василием Никитичем Татищевым». Да, целых тридцать лет он писал свой замечательный труд!
При Советской власти произведения Татищева оценены по достоинству. Изданы его «Избранные труды по географии России» (1950), «История Российская» в семи томах (1962—1968), «Избранные произведения» (1979) и ряд других работ. Его жизни и деятельности посвящено немало книг. Василий Никитич Татищев заслужил это.
Сподвижник Петра 1
В
> первые в Пскове Феофан ?Прокопович побывал в 1718 году. С той поры и до самой своей смерти в 1736 году он поддерживал с Псковщиной тесные связи, играл заметную роль в ее тогдашней жизни. Это была незаурядная личность. Поэтому небезынтересно хотя бы вкратце познакомиться с биографией Прокопо-вича.
Сюжет его жизни был закручен похлеще многих детективных романов. Собственно, он не совсем даже и Феофан Прокопович. Родился в Киеве, в семье небогатого купца. А вот когда родился и какое имя получил при крещении, толком неизвестно. Один бйврраф утверждает, что случилось это 17 июня 1677 года и ребенка назвали Елисеем, другой пишет, что будущий мыслитель родился 9 июня 1681 года и получил имя Елеа-зар.
Мальчик рано потерял родителей. Его взял под свою опеку дядя по матери, профессор и ректор Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович. Выходит, что Прокопович — это фамилия матери Елисея (Елеаза-ра), фамилия же отца до сих пор неизвестна.
Любознательного мальчугана определили сначала в начальную трехгодичную школу, а затем в Киево-Моги-лянскую академию, обучение в которой обычно продолжалось двенадцать лет. Гибкий и острый ум юноши особенно прочно впитывал новые веяния в философии, идеи Возрождения, Реформации и раннего Просвещения.
После смерти дяди-опекуна для Елисея (Елеазара) наступают тяжелые дни — ни денег, ни пищи. Он оставляет академию и отправляется в путешествие, чтобы лучше познать мир. В Польше меняет веру — ста-.Новится униатом и получает новое имя — Самуил. Это
дает ему возможность поступить в католическое учебное заведение, куда православных не принимали.
Не спеша проходит юноша через многие европейские страны, и в 1698 году Самуил Церейский (может, это и есть его подлинная фамилия) уже значится студентом-философом Коллегии святого Афанасия в Риме. Три года он провел здесь, обращая главное внимание на изучение литературы, истории, философии античности, Возрождения, Нового времени. Иезуиты, подметив одаренность Самуила Церейского, стали соблазнять его блестящей карьерой в Ватикане, разрешили пользоваться секретными фондами библиотек и слушать лекции в других учебных заведениях Рима. Однако он не прельстился блестящей карьерой на чужбине и в октябре 1701 года тайком покинул Рим.
Опять пешком путешествует по Европе, знакомится с учеными-реформаторами. Достигнув границ родины, снова принимает православие. В 1705 году уже преподает в Киевской академии, где когда-то учился сам. А перед этим постригся в монахи, приняв имя и фамилию своего дяди-опекуна. Отныне молодой ученый становится Феофаном Прокоповичем П. Позже назначается ректором академии.
Квесты в хабаровске страшные хоррор квесты lost в хабаровске.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30