Поиск по сайту

Их имена не должны забыться

Продолжались гастрольные поездки музыканта по многим городам страны — от Мурманска до Еревана и от Минска до Тюмени. Газеты тепло отзывались о его выступлениях, называя балалаечника «первым со­листом Республики». «Трояновский,— писала «Прав­да» в 1927 году,— является не только первоклассным исполнителем, но и убежденным общественником, про­пагандистом балалайки, и именно среди рабочих и крестьян. Он объезжает различные местности СССР и дает концерты в рабочих клубах и деревнях, инст­руктируя попутно местных любителей».
Журнал «Огонек» в том же 1927 году отметил, что за последние три года Трояновский дал свыше 800 концертов, из которых 700 «имели место в рабочих клубах». «Мировых скрипачей и пианистов мы знаем много,— писал один из рецензентов.— Трояновский же во всем мире один».
Во время Великой Отечественной войны Борис Сер­геевич находился в Ленинграде, давал концерты в во­инских частях, выступал по радио. Пережил всю бло­каду. Не раз попадал под бомбежки и обстрелы. 5 ию­ня 1943 года в закрытом Летнем театре Б. С. Троянов­ский играл свою сюиту на русские народные песни в сопровождении симфонического оркестра, которым дирижировал К. И. Элиасберг. За активную концерт­ную деятельность в суровые годы войны Бориса Сер­геевича наградили медалью «За оборону Ленинграда».
Б. С. Трояновский честно служил своему народу. Имя российского    самородка-балалаечника    золотыми
буквами вписано в музыкальную летопись. А пскови­чам это имя особенно дорого.
Будущий виртуоз родился на псковской земле, в сельце Ругодево, что в семнадцати верстах от Ново-ржева, 3 апреля 1883 года. Отец был мелким служа­щим. Сельцо состояло всего из одного двора, располо­женного на берегу пруда. Жителей в то время насчиты­валось 15 человек, из них 9 женщин. Имелась пра­вославная часовня. Став уже известным музыкантом, Б. С. Трояновский вспоминал: «В деревенской глу­ши… я впервые услышал у крестьян игру на балалай­ке, очень увлекся ею, стал учиться играть, перени­мая у деревенских учителей их манеру игры, прие­мы, штрихи и песни… Я понял и впитал в себя дух народа, национальный стиль и характер исполнения деревенских песен и наигрышей, научился передавать их без всякого искажения, с сохранением этнографи­ческой красоты».
В первой половине 90-х годов Трояновские с сыном приехали в Псков, где одаренным мальчиком заинтере­совался воспитатель Псковского кадетского корпуса подполковник П. А. Адамович — большой поклонник игры на народных инструментах и сам хороший музы­кант. Он стал заниматься с Борисом Трояновским, по­казал ему приемы игры на усовершенствованной В. В. Андреевым хроматической балалайке, обладав­шей гораздо большими возможностями, чем ее народ­ный образец. Юному музыканту понравился новый ин­струмент, и мальчик под руководством Адамовича ус­пешно овладел игрой на нем.
В Пскове Борис услышал, как звучат гитара, ар­фа и другие инструменты. Внимательно присматривал­ся он к технике игры на них и все, что казалось ему полезным и интересным, запоминал и творчески ис­пользовал применительно к балалайке. Этим самым он обогатил технику игры на ней новыми приемами, ко-
торые впоследствии легли в основу виртуозного испол­нительства.
Игрой мальчика заинтересовались любители му­зыки. Он стал выступать сначала в кругу знакомых, а потом и в открытых концертах. Впервые с таким концертом выступил в Старой Руссе, где какое-то вре­мя находились его родители. Было Борису тогда всего одиннадцать лет.
Трояновские стремились дать сыну образование. Когда мальчику исполнилось десять лет, его определи­ли в Псковское реальное училище, где он проучился два года, не прекращая музыкальных занятий с Адамо­вичем. Потом учеба была продолжена в Великолукском реальном училище. В свободное время подросток со­вершенствовал игру на балалайке. После окончания училища в 1903 году Трояновский приехал в Петер­бург, где произошла знаменательная встреча с руково­дителем Великорусского оркестра В. В. Андреевым, оп­ределившая его карьеру музыканта-профессионала.
Стоит подробнее рассказать о человеке, сыгравшем исключительную роль в становлении Б. С. Трояновско­го как балалаечника-виртуоза. Петр Ассигкритович Адамович родился 11 февраля 1859 года в Пскове. Отец его, статский советник Ассигкрит Михайлович, служил в псковской казенной палате, потом работал в таможнях. Мать, Мария Петровна, была дочерью участ­ника Отечественной войны 1812 года подполковника Петра Александровича Кастюрина, усадьба которого на­ходилась в Великолукском уезде, в сельце Петровском. У Марии Петровны было имение в Порховском уезде.
Петр Ассигкритович окончил 1-ю Петербургскую военную гимназию и 1-е Павловское военное училище по первому разряду. В апреле 1878 года стал прапор­щиком. Служил в 12-й, а позже в 22-й артиллерийской бригаде. В 1884 году, уже в чине поручика, был на­правлен офицером-воспитателем в    Псковский    кадет-
ский корпус. К моменту приезда Трояновских в Псков Петр Ассигкритович был подполковником. В ав­густе 1905 года он стал ротным командиром кадетско­го корпуса, в декабре того же года уволен в отставку.
Первым браком П. А. Адамович был женат на до­чери полковника Александре Павловне Лимантовой. Имел от нее трех сыновей — Петра, Евгения, Алек­сандра и дочь Татьяну. Все они родились в Пскове и были крещены в Преображенской церкви Псковского кадетского корпуса. После смерти супруги П. А. Ада­мович в 1900 году женился вторично. Женой его ста­ла дочь майора Надежда Александровна Нагор.
Выйдя в отставку, Петр Ассигкритович включил­ся в земскую деятельность. С октября 1906-го по май 1907 года он являлся земским начальником 4-го уча­стка Великолукского уезда, а потом — 1-го участка Псковского уезда. Избирался в дворянское депутат­ское собрание. Имел ордена Станислава 2 и 3-й степе­ни и Анны 3-й степени.
В 1913 году П. А. Адамович входил в совет обще­ства сельского хозяйства, был действительным членом Псковского археологического общества, являлся чле­ном совета общества любителей музыкально-драмати­ческого искусства. Жил в Пскове на Новгородской улице, в доме Лахновского (ныне улица Карла Марк­са, дом № 23, первый этаж каменный, второй — де­ревянный с резными наличниками на окнах).
С детства, через долгие годы, П. А. Адамович про­нес любовь к музыке, народным инструментам и сам прекрасно играл на балалайке. Эту бескорыстную лю­бовь он сумел передать Б. С. Трояновскому. Как сло­жилась судьба Адамовича после 1913 года, где и ког­да завершился его жизненный путь, установить не удалось.
Что же касается Бориса Сергеевича Трояновского, то он никогда не забывал своей «малой родины». Бу-
дучи уже знаменитым артистом, он дважды приезжал с концертами в Новоржев.
Прожил виртуоз-балалаечник 68 лет. Умер он 12 июня 1951 года. Похоронен в Ленинграде на «Лите­раторских мостках» Волковского кладбища.
Леон Поземскпй а  его семья
м
ихаил Елисеевич Позем-1ский был мечтателем, книголюбом, немало поколесил по России, пока не осел на жительство в Пскове. Служил счетоводом на бойне, а потом, по случаю, купил печатную маши­ну — «американку» и стал именовать свое заведение типографией. Приучал к делу и старшего сына Леона. Печатал разные бланки, но заказов было мало. И вот тогда сам сочинил брошюру о том, как надо делать квас. Но брошюра не принесла доходов. Однако, как бы трудно ни приходилось, Михаил Елисеевич всегда сохранял природный оптимизм. Он говорил: «Дети будут жить лучше, чем мы». Написал Михаил Елисе­евич и роман из собственной жизни, но книга так и не увидела света. Перед первой мировой войной автор романа умер в возрасте 54 лет.
Осиротели четверо сыновей — Леон, Исай, Рому-альд, Яков и дочь Соня. Остался в наследство один рубль деньгами. Больше, как ни бился, Михаил Ели­сеевич скопить не сумел. Тяжело пришлось семье. Только благодаря неустанным заботам матери и беско­рыстной помощи ее брата Эммануила Осиповича По-земского (девичья фамилия матери и фамилия отца случайно совпали) семья не оказалась в крайней ни­щете. После Великой Октябрьской социалистической революции жить стало полегче. Все братья Поземские и сестра восприняли Советскую власть как свою кров­ную, родную и грудью защищали ее в грозное время.
* * *
Старший из братьев — Леон Поземский родился в 1897 году в Пскове. Отец во что бы то ни стало хотел дать сыну образование и, когда мальчик подрос, опре­делил его в гимназию. Учился Леон хорошо. Был от­зывчив, доброжелателен, трудолюбив. Дома не только делал уроки, но и помогал отцу в печатном деле. За­читывался произведениями Белинского, Добролюбова, Чернышевского, познакомился с марксистской литера­турой.
Иногда у Поземских собирались подростки и пели революционные песни. При этом окна в квартире закры­вались, занавески задергивались. Организатором спе-еок был Леон. Его волновали идеи большевиков. Пели «Варшавянку», «Смело, товарищи, в ногу!», «Дуби­нушку» и другие песни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Нет подходящих публикаций
  • Интересное