Их имена не должны забыться
В 1902 году вернулся в Петербург. Работал рисовальщиком в типографии, иллюстратором в издательстве. Взялся и сам за перо. Первые очерки, опубликованные в журналах, были посвящены Пскову. Это и <Поганкины палаты во Пскове» (журнал «Родина»), и «Последний вечник» (журнал «Природа и люди»), и другие. Некоторые статьи, очерки и рассказы того времени были подписаны псевдонимом «Пскович Темнобородый».
В 1904 году в восьмом номере журнала «Мир божий» по инициативе А. И. Куприна был напечатан рассказ Муйжеля «В непогоду», повествовавший о жи-сни рыбачьего поселка на берегу Чудского озера. В 1905 году появился его большой рассказ «Мужичья смерть», обративший на себя внимание читателей. Так началась литературная деятельность Виктора Васильевича Муйжеля.
В своих рассказах и повестях писатель, находившийся под влиянием народнической идеологии, правдиво описывал жизнь крестьянства, с большим сочувствием относился к простым людям. Это и Григорий из <Мужичьей смерти», и рядовой третьего взвода Ос> ташев из рассказа «Солдаты», и Катерина из «Бабьей жизни». В некоторых своих произведениях литератор воссоздал картины застойного мещанского быта. Через несколько лет в Петербурге вышло собрание сочинений Муйжеля в 11 томах. В 1911—1912 годах собрание сочинений вышло вторым изданием.
Став писателем, Виктор Васильевич не порвал связей с Псковщиной, подолгу жил в Пскове. Увлекался рыбной ловлей, охотой на дичь. Любил утренние прогулки: летом — на велосипеде, зимой — на лыжах.
Выезжал из Пскова в Островский уезд, на Чудское озеро, в Торошино. Особенно полюбил Муйжель тихий ?и зеленый городок Печоры. Сначала ездил туда летом на дачу, а в 1912 году и вовсе переселился в этот красивый уголок. В 1912 году он писал из Печор знакомым: «Я здесь строчу до того, что опасаюсь, что в нашем маленьком городе бумаги не хватит». Двухтомный роман «Год», повести «Учительница», «Дом на площади», в которой изображена жизнь печорских старожилов, и ряд других произведений создавались в основном на псковской земле. В романе «Год» автор не только талантливо описал жизнь села, но и показал борьбу трудового крестьянства за лучшую долю.
В городе Печоры сохранились здания, в которых жил и работал писатель. Это дом № 11 по Международной улице и дом № 31 по улице Псковской.
Во время первой мировой войны В. В. Муйжель был военным корреспондентом в Польше и Галиции. В 1915 году вышла книга его военных очерков «С железом в руках, с крестом в сердце».
Великую Октябрьскую социалистическую революцию Муйжель встретил с сочувствием и пониманием. Среди русских писателей он одним из первых встал на сторону рабочих и крестьян. Перебрался в Петроград, в самый центр революционных событий. И хотя у писателя открылся туберкулез, он продолжал напряженно работать. Выступал с лекциями и докладами перед красноармейцами. Писал повести и рассказы о столкновении старого и нового мира, о победе советской идеологии. Среди них «Кухаркины дети», «К новой жизни» и другие. В 1923 году Муйжель написал пьесу «Вешний ветер», которая с успехом шла на сцене. Редактировал сборник пьес для сельского театра. Из-под его пера вышло несколько рассказов для детей: «Путешествие», «На плотах», «Попыжистый», «Пу-
шок» и другие. Некоторые из них публиковались в школьных хрестоматиях.
Умер В. В. Муйжель 3 февраля 1924 года. Гражданская панихида состоялась в большом зале Ленинградской филармонии. Похоронен В. В. Муйжель в Ленинграде на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.
Писатель внес заметный вклад в русскую литературу первой половины XX века. И тем обиднее, что в Псковской областной библиотеке имеется всего одна книжка земляка. Это первый том его рассказов, выпущенный петербургским издательством «Шиповник» в 1908 году. Муйжель достоин лучшей участи. Его произведения должны быть переизданы.
.Русский Паганини"
Его называли «русским Паганини», «виртуозом»,
«волшебником», «королем балалайки», «балалаечником Кубеликом» (в честь прославленного чешского скрипача-виртуоза и композитора Яна Кубелика). И он действительно заслужил эти лестные эпитеты, оставаясь в то же время неповторимым, самобытным музыкантом — основоположником современной школы виртуозного исполнительства на балалайке.
Борис Сергеевич Трояновский был российским музыкальным самородком. С 1904 по 1911 год он являлся солистом Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева. Виртуоз-балалаечник много ездил по России, побывал за границей — в Германии, Англии, Франции, Америке… Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон.
В Англии осенью 1909 года Б. С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в
присутствии двух королей — английского и португальского. Английский король, как писали газеты, «выразил большую похвалу и удивление, что на таком простом инструменте можно играть серьезные вещи».
В 1910 году Трояновский снова посетил Англию. В Лондоне он познакомился с выдающейся французской артисткой Сарой Бернар и по ее приглашению, прервав на время гастроли в Англии, выезжал в Париж, где дал несколько концертов в ее театре.
До конца своих дней Трояновский вспоминал поездку к Льву Николаевичу Толстому в Ясную Поляну. С 4 по 6 июня 1909 года музыкант общался с великим писателем, играл для него на балалайке. Лев Николаевич одобрительно отозвался об игре Трояновского, порекомендовал ему ряд новых народных песен. Автор «Войны и мира» подарил балалаечнику свою фотографию и написал: «Борису Сергеевичу Трояновскому как выражение благодарности за большое, давно не испытанное удовольствие, доставленное мне его самобытно-талантливою игрой». Жена писателя Софья Андреевна сфотографировала Б. С. Трояновского с Львом Николаевичем для своего альбома. Позже Л. Н. Толстой сказал: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!»
В 1912 году, покинув оркестр В. В. Андреева, Трояновский снова совершил большую поездку по стране вместе с артистом Мариинского театра А. М. Давыдовым. Вот несколько отзывов из тогдашних газет. «Бурю восторгов вызвала виртуозная игра на балалайке г. Б. С. Трояновского. Знаменитый виртуоз, несчетное число раз выходивший на вызовы, исполнил массу вещей…» «Талантливый артист — безупречный техник извлекал из трехструнной балалайки… поразительные по нежности звуки». «Сказать, что г. Трояновский — выдающийся виртуоз на незатейливом ин-
струменте — недостаточно. Это какой-то волшебник».
Нельзя не вспомнить о концерте, который состоялся в Петербурге в зале городской думы 17 апреля 1913 года. Наряду с другими артистами в нем принял участие Б. С. Трояновский. Сборы, как значилось в афише, пошли «на усиление средств экспедиции лейтенанта Седова на Северный полюс».
В 1914—1915 годах балалаечник совершил гастрольные поездки в Швецию, Данию и Румынию. По возвращении в Россию за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Трояновскому было присвоено высшее по тем временам звание «солист его императорского величества». Вместе с ним это звание получили такие выдающиеся артисты, как Шаляпин, Собинов, Фигнер. Борис Сергеевич был награжден орденами Станислава и Анны, румынским и черногорским орденами, а также знаком и медалью Красного Креста за полезную артистическую деятельность во время войны с Германией. Он много и успешно выступал на фронте перед русскими солдатами.
Но Б. С. Трояновский был не только прекрасным исполнителем на балалайке. Он талантливо делал обработки народных песен. Такие песни, как «Светит месяц», «Из-под дуба, из-под вяза», «Уральская плясовая», «Цвели, цвели цветики», «У ворот, ворот», «Я с комариком плясала», и многие другие входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг слушателей везде, где побывал исполнитель.
С подлинным мастерством Борис Сергеевич сделал переложения таких известных вещей, как «Пляска смерти» Сен-Санса, «Фантазия на темы оперы „Кармен"», «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. Обладал Трояновский и оригинальным композиторским даром. Им, например, была написана сюита для балалайки с симфоническим оркестром.
После Великой Октябрьской революции Борис Сергеевич выступил одним из инициаторов создания в Москве первого профессионального ансамбля русских народных инструментов под управлением П. И. Алексеева. От этого коллектива ведет начало прославленный Государственный академический русский народный оркестр имени Н. Осипова.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30