Поиск по сайту

Их имена не должны забыться

В 1902 году вернулся в Петербург. Работал рисо­вальщиком в типографии, иллюстратором в издатель­стве. Взялся и сам за перо. Первые очерки, опубли­кованные в журналах, были посвящены Пскову. Это и <Поганкины палаты во Пскове» (журнал «Родина»), и «Последний вечник» (журнал «Природа и люди»), и другие. Некоторые статьи, очерки и рассказы того вре­мени были подписаны псевдонимом «Пскович Темно­бородый».
В 1904 году в восьмом номере журнала «Мир бо­жий» по инициативе А. И. Куприна был напечатан рассказ Муйжеля «В непогоду», повествовавший о жи-сни рыбачьего поселка на берегу Чудского озера. В 1905 году появился его большой рассказ «Мужичья смерть», обративший на себя внимание читателей. Так началась литературная деятельность Виктора Василье­вича Муйжеля.
В своих рассказах и повестях писатель, находив­шийся под влиянием народнической идеологии, прав­диво описывал жизнь крестьянства, с большим сочув­ствием относился к простым людям. Это и Григорий из <Мужичьей смерти», и рядовой третьего взвода Ос> ташев из рассказа «Солдаты», и Катерина из «Бабьей жизни». В некоторых своих произведениях литератор воссоздал картины застойного мещанского быта. Че­рез несколько лет в Петербурге вышло собрание сочи­нений Муйжеля в 11 томах. В 1911—1912 годах со­брание сочинений вышло вторым изданием.
Став писателем, Виктор Васильевич не порвал свя­зей с Псковщиной, подолгу жил в Пскове. Увлекался рыбной ловлей, охотой на дичь. Любил утренние про­гулки:  летом — на велосипеде,    зимой — на    лыжах.
Выезжал из Пскова в Островский уезд, на Чудское озеро, в Торошино. Особенно полюбил Муйжель тихий ?и зеленый городок Печоры. Сначала ездил туда летом на дачу, а в 1912 году и вовсе переселился в этот красивый уголок. В 1912 году он писал из Печор зна­комым: «Я здесь строчу до того, что опасаюсь, что в нашем маленьком городе бумаги не хватит». Двухтом­ный роман «Год», повести «Учительница», «Дом на площади», в которой изображена жизнь печорских старожилов, и ряд других произведений создавались в основном на псковской земле. В романе «Год» ав­тор не только талантливо описал жизнь села, но и по­казал борьбу трудового крестьянства за лучшую долю.
В городе Печоры сохранились здания, в которых жил и работал писатель. Это дом № 11 по Междуна­родной улице и дом № 31 по улице Псковской.
Во время первой мировой войны В. В. Муйжель был военным корреспондентом в Польше и Галиции. В 1915 году вышла книга его военных очерков «С желе­зом в руках, с крестом в сердце».
Великую Октябрьскую социалистическую револю­цию Муйжель встретил с сочувствием и пониманием. Среди русских писателей он одним из первых встал на сторону рабочих и крестьян. Перебрался в Петроград, в самый центр революционных событий. И хотя у пи­сателя открылся туберкулез, он продолжал напряжен­но работать. Выступал с лекциями и докладами пе­ред красноармейцами. Писал повести и рассказы о столкновении старого и нового мира, о победе совет­ской идеологии. Среди них «Кухаркины дети», «К но­вой жизни» и другие. В 1923 году Муйжель написал пьесу «Вешний ветер», которая с успехом шла на сце­не. Редактировал сборник пьес для сельского театра. Из-под его пера вышло несколько рассказов для детей: «Путешествие»,   «На  плотах»,   «Попыжистый»,     «Пу-
шок» и другие. Некоторые из них публиковались в школьных хрестоматиях.
Умер В. В. Муйжель 3 февраля 1924 года. Граж­данская панихида состоялась в большом зале Ленин­градской филармонии. Похоронен В. В. Муйжель в Ленинграде на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.
Писатель внес заметный вклад в русскую литера­туру первой половины XX века. И тем обиднее, что в Псковской областной библиотеке имеется всего одна книжка земляка. Это первый том его рассказов, вы­пущенный петербургским издательством «Шиповник» в 1908 году. Муйжель достоин лучшей участи. Его про­изведения должны быть переизданы.
.Русский Паганини"
Его называли «русским Паганини», «виртуозом»,
«волшебником», «королем балалайки», «балалаечником Кубеликом» (в честь прославленного чешского скрипа­ча-виртуоза и композитора Яна Кубелика). И он дей­ствительно заслужил эти лестные эпитеты, оставаясь в то же время неповторимым, самобытным музыкан­том — основоположником современной школы вирту­озного исполнительства на балалайке.
Борис Сергеевич Трояновский был российским му­зыкальным самородком. С 1904 по 1911 год он являл­ся солистом Великорусского оркестра Василия Василь­евича Андреева. Виртуоз-балалаечник много ездил по России, побывал за границей — в Германии, Англии, Франции, Америке… Ему рукоплескали Берлин, Лейп­циг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон.
В Англии осенью 1909 года Б. С. Трояновский был приглашен  в  замок  Виндзор  играть на  балалайке  в
присутствии двух королей — английского и португаль­ского. Английский король, как писали газеты, «выра­зил большую похвалу и удивление, что на таком про­стом инструменте можно играть серьезные вещи».
В 1910 году Трояновский снова посетил Англию. В Лондоне он познакомился с выдающейся французской артисткой Сарой Бернар и по ее приглашению, пре­рвав на время гастроли в Англии, выезжал в Париж, где дал несколько концертов в ее театре.
До конца своих дней Трояновский вспоминал по­ездку к Льву Николаевичу Толстому в Ясную Поля­ну. С 4 по 6 июня 1909 года музыкант общался с ве­ликим писателем, играл для него на балалайке. Лев Николаевич одобрительно отозвался об игре Троянов­ского, порекомендовал ему ряд новых народных пе­сен. Автор «Войны и мира» подарил балалаечнику свою фотографию и написал: «Борису Сергеевичу Троянов­скому как выражение благодарности за большое, дав­но не испытанное удовольствие, доставленное мне его самобытно-талантливою игрой». Жена писателя Софья Андреевна сфотографировала Б. С. Трояновского с Львом Николаевичем для своего альбома. Позже Л. Н. Толстой сказал: «В игре Трояновского на бала­лайке звучит сразу как будто несколько инструмен­тов. Очень хорошо!»
В 1912 году, покинув оркестр В. В. Андреева, Тро­яновский снова совершил большую поездку по стра­не вместе с артистом Мариинского театра А. М. Да­выдовым. Вот несколько отзывов из тогдашних газет. «Бурю восторгов вызвала виртуозная игра на бала­лайке г. Б. С. Трояновского. Знаменитый виртуоз, не­счетное число раз выходивший на вызовы, исполнил массу вещей…» «Талантливый артист — безупречный техник извлекал из трехструнной балалайки… порази­тельные по нежности звуки». «Сказать, что г. Троя­новский — выдающийся виртуоз на незатейливом ин-
струменте — недостаточно. Это какой-то   волшебник».
Нельзя не вспомнить о концерте, который состо­ялся в Петербурге в зале городской думы 17 апреля 1913 года. Наряду с другими артистами в нем принял участие Б. С. Трояновский. Сборы, как значилось в афише, пошли «на усиление средств экспедиции лей­тенанта Седова на Северный полюс».
В 1914—1915 годах балалаечник совершил гаст­рольные поездки в Швецию, Данию и Румынию. По возвращении в Россию за большие заслуги в деле про­паганды русской музыки Трояновскому было присво­ено высшее по тем временам звание «солист его импе­раторского величества». Вместе с ним это звание по­лучили такие выдающиеся артисты, как Шаляпин, Со­бинов, Фигнер. Борис Сергеевич был награжден орде­нами Станислава и Анны, румынским и черногорским орденами, а также знаком и медалью Красного Кре­ста за полезную артистическую деятельность во время войны с Германией. Он много и успешно выступал на фронте перед русскими солдатами.
Но Б. С. Трояновский был не только прекрасным исполнителем на балалайке. Он талантливо делал об­работки народных песен. Такие песни, как «Светит ме­сяц», «Из-под дуба, из-под вяза», «Уральская плясо­вая», «Цвели, цвели цветики», «У ворот, ворот», «Я с комариком плясала», и многие другие входили в ре­пертуар балалаечника и вместе с ним объехали пол­света, вызывая изумление и восторг слушателей везде, где побывал исполнитель.
С подлинным мастерством Борис Сергеевич сделал переложения таких известных вещей, как «Пляска смерти» Сен-Санса, «Фантазия на темы оперы „Кар­мен"», «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. Обладал Трояновский и оригинальным композитор­ским даром. Им, например, была написана сюита для балалайки с симфоническим оркестром.
После Великой Октябрьской революции Борис Сер­геевич выступил одним из инициаторов создания в Москве первого профессионального ансамбля русских народных инструментов под управлением П. И. Алек­сеева. От этого коллектива ведет начало прославлен­ный Государственный академический русский народ­ный оркестр имени Н. Осипова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Нет подходящих публикаций
  • Интересное