Их имена не должны забыться
Еще со школьной скамьи многим из нас запомнилась ставшая крылатой фраза: «Москва — третий Рим». В ней наиболее ярко отразилась идея московского единодержавия. Родилась эта фраза на Псковщине в начале XVI века и стала выражением целой системы взглядов, направленных на укрепление Российского централизованного государства. Случилось это так.
…В тридцати километрах от Пскова, по Гдовскому шоссе, возле живописного озера, расположилась деревня Елизарово. Когда-то в этих местах находился небезызвестный Спасо-Елеазаровский монастырь. До наших дней сохранился храм Трех святителей, построенный псковскими мастерами в XVI веке. Сам монастырь был основан в XV веке религиозным фанатиком Елеа-заром, получившим в монашестве имя Ефросина.
С тех пор много воды утекло в речке Толбе, на берегу которой стоял монастырь. Канули в Лету имена монахов. Но имя одного из них продолжает жить в исторической и краеведческой литературе. Имя это — Филофей.
В Спасо-Елеазаровском монастыре старец Филофей обитал в начале XVI столетия; в это время Псков был уже окончательно присоединен к Москве. Слыл Филофей книжником и мудрецом, умел страстно и доходчиво излагать свои мысли на бумаге. В посланиях, адресованных руководителю великокняжеской администрации в Пскове дьяку Мисюрю Мунехину, а также великому князю Василию III и царю Ивану IV, Филофей касался различных вопросов общественной жизни. В частности, он резко выступал против распространенно-
го в те времена увлечения астрологией, поднимал вопросы сугубо церковного характера (об исповеди, крестном знамении и т. д.), защищал монастырское землевладение, пекся об улучшении нравов верующих. Выступления елеазаровского инока не прошли незамеченными. Некоторые его послания выносились на обсуждение Стоглавого собора.
Но не этим прославился Филофей. В памяти людей он остался как творец известной теории «Москва — третий Рим», которую с присущей ему страстностью изложил в 1510—1511 годах в своих посланиях Василию III, называя себя в них старцем или иноком «Елеа-зарова монастыря изо Псковские области». Вся история рассматривалась Филофеем как история преемственности царства вечного Рима. Был древний, «ветхий» Рим. Он пал. Пал и второй Рим — Константинополь. Единственным носителем истинной веры оказалась Москва. «Наша же Российская земля растет и младеет, и возвышается, ей же расти и молодеть и расширяться до скончания века». Русское царство — третий, и последний, Рим. «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быть», — писал Филофей. Он рассматривал Русь как мировую державу с великим будущим.
«По своим политическим взглядам, — отмечал известный историк монастырской жизни в России Н. Се-ребрянский, — Филофей был истый москвич. Судьба Московского государства, его историческое назначение интересовали его даже больше, чем современных ему писателей-москвичей. Филофей мог выступать против злоупотреблений представителей московской знати на его родине (то есть в Псковской земле.— Е. И.), но не против нового политического порядка».
Создавая свои послания в защиту интересов церкви, ее земель, ее положения в государстве, Филофей тем не менее являлся патриотом своей страны. Формула «Москва — третий Рим» была выражением величия,
независимости и единства Русского государства, указывала на Москву как на его центр. Живя далеко от Москвы, Филофей понял ее растущее значение. Он был одним из первых древнерусских публицистов в самом широком значении этого слова.
Во главе администрации
н
|ачало XVI века. На границах Псковской земли не ослабевает напряженная обстановка. Иноземцы угрожают с запада и с севера. Псковичи возводят из камня пятую оборонительную стену, сооружают башни — стрельницы. Много внимания оборонному строительству уделяет присланный из Москвы дьяк Мисюрь Мунехин. Сослуживцы и друзья звали его Михаилом Григорьевичем. Занимаясь крепостным строительством в Пскове, Мунехин не забывал и о Псково-Печерском монастыре, основанном в 70-х годах XV века. Михаил Григорьевич содействовал росту и укреплению монастыря, превращению его в подлинную крепость.
Мисюрь Мунехин появился в Пскове в 1510 году, после его присоединения к Москве. По поручению великого князя Василия III дьяк стал ведать административными, военными и дипломатическими делами Пскова, сосредоточив в своих руках управление не только городом, но и всей присоединенной к Москве территорией.
Современники отмечают, что это был один из образованнейших людей своего времени, человек умный, решительный. И не случайно именно ему адресовал свои патриотические послания старец псковского Елеа-заровского монастыря Филофей, выдвинувший ставшую широко известной теорию «Москва — третий
Рим», которая возвеличивала Московское государство. Состоял дьяк в переписке и с астрологом Николаем Немчиным.
При Мисюре Мунехине в Пскове процветало литейное дело, особенно литье колоколов. Имя московского дьяка упоминалось в надписях на колоколах, висевших в Мирожском монастыре и на звоннице Варла-амской церкви на Запсковье. В этих своеобразных клеймах мастеров указывалось, что колокола были отлиты в Пскове, при дьяке Мисюре Мунехине. Некоторые из этих колоколов хранятся в Псковском государственном музее-заповеднике.
Михаил Григорьевич энергично вводил в Пскове общерусские порядки. Он имел значительно больше авторитета, чем часто сменявшиеся наместники. Ездил на переговоры в Ливонию.
Мисюрь Мунехин упоминается в Псковской третьей летописи. Вот эти строки: «…начал князь великий давать деревни увезенных бояр псковских своим боярам и посадил наместников своих, и дьяка своего Мисюря Мунехина, и старост московских и велел им в суде сидеть с наместниками и с тиунами правду стеречь».
Позже летописец отметил: «В лето 7033 (1525) по-веле князь Василий Иванович своему дьяку Мисюрю Мунехину построить стрельницу каменную на Гремя-чей горе, над Псковою-рекою, на кручи, и того же лета сделаша тайник…» Легендарная Гремячая башня до сих пор гордо возвышается на крутогорье как символ средневекового крепостного зодчества.
Не установлено, где и когда родился Мисюрь Мунехин. Но некоторые факты его биографии известны. Еще в 1490-х годах он совершил путешествие на Восток. Побывал в Иерусалиме, Каире, Царьграде и других городах. Составил описание Египта, столицу которого Каир называл «градом велицем», а дворец правителей сравнивал с Московским Кремлем. Съездил Мунехин и в
Венецию. После этого жил в Москве. В 1501 году был приставом при турецком после Алакозе, позже являлся казначеем великого князя московского. Затем дьяк Мунехин был направлен в Псков и в течение 18 лет направлял работу всего административного аппарата.
В 1521 году, во время мора, который начался с ильина дня (со 2 августа), Мисюрь Мунехин принимал энергичные меры против распространения заразы. В частности, было запрещено отпевание покойников. Против запрета выступали духовные лица, но дьяк был тверд в своем решении.
Есть предположение, что вторая редакция путешествия Мунехина на Восток была составлена на псковской земле в 1512 году старцем Елеазарова монастыря Филофеем. Некоторые ученые полагают, что и в прозвании Мисюрь отразилось арабское название Египта — Миср.
Умер дьяк в Пскове 10 марта 1528 года. Заслуги Мисюря Мунехина перед Псковом и псковской землей отмечаются Советской исторической энциклопедией и Советским энциклопедическим словарем.
„Посольских дел оберегатель"
О
^н был одним из видней-‘ших государственных деятелей неспокойного XVII века. Незаурядный дипломат, специалист по военному делу, энергичный администратор, организатор почты, экономист — таким он вошел в историю России. Речь идет об Афанасии Лаврентьевиче Ордине-Нащокине.
Родился он приблизительно в 1605 году (точных данных о годе рождения нет) в Пскове в семье небогатого помещика. Детство прошло в Опочке. Юноша получил хорошее по тем временам образование, знал математику, изучил немецкий и латинский языки. С 1622
года нес военную службу на псковской земле. В середине 1630-х годов обосновался в Пскове, завел дом, женился на дочери псковского дворянина Василия Колобова. Участвовал в городской жизни, стал доверенным лицом местных воевод, сумел установить контакты с представителями царского двора.
На энергичного человека обратили внимание и с начала 1640-х годов стали привлекать к дипломатической деятельности. В 1642 году Ордин-Нащокин ездил на шведскую границу для осмотра и исправления ее, а также для принятия, на основании Столбовского договора, пограничных земель, вероломно захваченных шведами. Уже в ту пору об Ордине-Нащокине говорили, что он «знает немецкое дело и немецкие нравы».
Емкость нержавеющая с мешалкой.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30