Поиск по сайту

История и псковский характер

Переходя в изучении истории вольных городов от новгородских летописей к псковским, испытываешь чувство успокоения, точно при переходе с толкучего рынка в тихий переулок… В Пскове незаметно ни бурных сцен и побоищ на вечевой площади перед Троицким собором, ни новгородского задора в отношениях к князям, ни социального антагонизма и партийной борьбы».
В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ Курс русской истории
Псков, один из пригородов Новгорода, расположенный на конце новгородских владений, на границе Руси и Литвы, по соседству с немцами, играл роль передового русского поста на Западе и добросовестно исполнял свою задачу — задержать немцев в их движении на русские земли. Псков по своему внутреннему устройству подходил к Новгороду — то же вече, как господствующий орган правления, та же посадничья власть (два посадника), подобные новгородским сословные деления. Только Псков был централизованнее и демократичнее. А это, наряду с местными особенностями жизни, дало другое содержание истории Пскова. Псков, как город с малой территорией, достиг централизации в управлении, которой не мог достигнуть Новгород. Пригороды Пскова были или административные или военные посты, которые выставлял Псков на литовской и ливонской границе, но эти пригороды не имели самостоятельности. Псков настолько владел ими, что переносил их с места на место и налагал на них наказания. Благодаря малой территории, боярские владения не достигли в Псковской земле таких размеров, как в Новгороде, вследствие чего не было большой разницы состояний; низшие классы не находились в такой зависимости от высших, и боярский класс не был таким замкнутым, как в Новгороде. С другой стороны, бояре не держали в своих руках политическую судьбу Пскова, как это
было в Новгороде. Вече, которое во Пскове было мирным, избирало обыкновенно двух посадников (в Новгороде же вече избирало только одного), часто их сменяло и успешнее контролировало. Все общество имело более демократический склад с преобладанием средних классов над высшими. Того внутреннего разлада, какой губил Новгород, не было. Самостоятельность Пскова пала не от внутренних его болезней, а от внешних причин, — от усиления Москвы, которым выражалось стремление великорусского племени к государственному объединению.
С. Ф. ПЛАТОНОВ Лекции по русской истории
В1509 году по Рождестве Христове, Василий Иванович занял ее (Псковскую землю — Ред.) вследствие измены некоторых священников и обратил в рабство. Точно так же он увез колокол, по зову которого собирался сенат (вече — Ред.) для устроения общественных дел; сами жители были увезены по разным поселениям, а на их место были привезены московиты… От этого вместо более общительных и даже утонченных обычаев псковитян почти во всех делах введены были гораздо более порочные обычаи московитов. Именно псковитяне при всяких сделках отличались такой честностью, искренностью и простодушием, что не прибегали ни к какому многословию для обмана покупателей, а одним только словом указывали на самую вешь.
Сигизмунд ГЕРБЕРШТЕЙН
Записки о московитских делах
XVI век
Псковскийчгарод как скоро что задумал, то его никак невозможно от того отвратить.
Лифляндский магистр ШПАНГЕЙМ
XV век
Против неприятелей мужественны…
Самостоятельность Пскова, его важное значение как порубежного города-крепости накладывали свой отпечаток на отношения горожан с теми, кто приезжал к ним. Осторожность, иногда недоверчивость были необходимы, чтобы сохранить экономические и военные секреты. Неслучайно иноземцев не пускали в город без специального на то разрешения властей.
Лифляндский магистр Шпангейм во время мирных переговоров с псковичами в начале XV века говорил, что «псковский народ», никак невозможно
отвратить «от того, что он задумал». Вполне естественной была и раздражительность Шпангейма, который сетовал на странности и упрямство псковичей в ходе переговоров. Более чем через полтораста лет, в конце XVI в., другой немец — Кихель — тоже жаловался, что в обращении псковичи «угрюмы и грубы, ни перед кем не снимают шапок». Эти жалобы понятны, если учесть многовековую агрессивность немцев, направленную против Руси.
Качества псковичей-воинов не раз становились предметом рассуждений врагов, не раз пытавшихся взять Псков. Тот же Кихель, например, отмечал, что псковичи «переносят алчбу и жажду более, нежели какой другой народ», что они «против неприятелей мужественны-, особенно при защите своих крепостей и городов. Об этом же свидетельствовал не кто иной как сам Стефан Баторий в 1581-1582 гг. безуспешно пытавшийся взять Псков: «псковичи в защите своих городов не думают о жизни», «умирают от голода, но не сдаются», а «в поле же сии верные отечеству ратники» отличались «чудесным терпением, снося морозы, вьюги и ненастье под легким наметом и в шалашах сквозящих». О том же говорил и один из свидетелей другой попытки захватить город шведами в 1615 г.: «Сидят в Пскове в осаде всякие люди добре крепко и меж себя крест целовали, что битца до смерти, а города не здать».
В мирной же жизни псковичи по свидетельству иноземцев были добры, благожелательны, гостеприимны, веселы, отличались добрым юмором. Об этом есть много свидетельств в словаре-разговорнике ганзейского купца Т. Фенне, хорошо изучившего псковичей (начало XVII в.). Еще раньше немецкий дипломат С. Герберштейн в ¦Записках и московитских делах» (середина XVI в.) говорил об «общительных и даже утонченных обычаях псковитян», отмечал их «честность, искренность и простодушие», говорил о том, что они «не прибегали ни к какому многословию для обмана покупателей». В то же время С. Герберштейн заметил, что присоединение Пскова к Московскому государству отрицательно сказалось на нравственности псковичей. Потеря свободы и перевод в город москвичей, присланных сюда великим князем, сопровождались «введением» в Пскове «гораздо более порочных обычаев московитов». Тем не менее нравственный уровень жителей Пскова оставался довольно высоким.
Е. ИВАНОВ
Нельзя заключить, что крестьянин наш (псковский) любит пьянство для пьянства. Он любит веселую славянскую беседу, компанию, и вино у него не цель, а средство.
Памятная книжка Псковской губернии за 1862 г.
Покорны властям, но леноваты
•…О физическом быте земледельческого класса можно сказать, что вообще здешний земледелец довольно здорового и крепкого телосложения… В нравственном отношении крестьянин здешней губернии вообще строго религиозен, ревностный исполнитель всех обрядов и установлений церкви, любит мирную жизнь в кругу своего семейства и покорен властям.
Главнейшие пороки, обусловливаемые самим бытом крестьян, суть: пьянство, леность и совершенная беспечность. Умственное образование этого класса людей единственно заключается в природном, более или менее здравом уме. Грамотность, большая степень образования и развитость замечается но преимуществу у крестьян подгородних, занимающихся торговлею, отхожими промыслами и владеющих своею поземельною собственностию../
Памятная книжка Псковской губернии за 1858 г.
Е. КАЦНЕЛЬСОН
«Главный порок здешних жителей -леность и пьянство»
Псковская жизнь глазами местных губернаторов второй половины XIX века
Губернаторы назначались самодержцем, как правило, из среды высшей бюрократии, многие из них за свою карьеру успевали побывать в качестве начальников в нескольких губерниях.
Ежегодно они отправляли отчеты о состоянии губернии.
Отчеты составлялись на основании сообщений исправников (фактических глав уездов), местных самоуправлений, многочисленных губернских комитетов, присутствий и комиссий, которые были в курсе всех дел. Неудовлетворительное состояние дел исправники пытались объяснить самыми различными причинами. Так, в 1856-1857 годах сообщалось, что промышленность и торговля в г. Пскове весьма неудовлетворительны, -чем причиною недостаток предприимчивости,
составляющий характеристическую черту здешних обывателей». Эта же фраза повторяется в отчетах из других уездов и городов и входит в отчет губернатора за 1857 год. Недостаточной предприимчивостью объясняется отсутствие промышленных предприятий в Острове, Опочке, Новоржеве. Кроме того, о недостатках местных жителей в отчете говорится следующее: «Главный порок здешних жителей — леность и пьянство…». Малозначительное судоходство и слабая торговля на р. Великой также объяснялись «леностью» жителей, поскольку главной причиной этого губернатор называл недостаточность пристаней на реке.
Интересную характеристику жителям Великих Лук дает тамошний исправник. Как глава полиции уезда он повествует о неблагополучном положении полиции, ее недееспособность он объясняет не только малой численностью («ее хватает лишь для того, чтобы подбирать в городе пьяных»), но и тем, что местные жители «вообще мало обращают внимания на законные требования полиции, будучи по дурным привычкам убеждены, что всякое требование может быть отстранено и не исполнять их без настоятельных понуждений».

Страницы: 1 2 3

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Социально-политическая жизнь Псковской губернии
  • События февраля 1917 года в Пскове
  • Псков губернский
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Интересное