Поиск по сайту

История и будни сотрудников ГАИ

Бывало у Смирнова и такое. Средь бела дня от драмтеатра угнали служебный автобус. Погоня началась немедля, но по улицам особо не разго­нишься. Быстро просчитав варианты, инспектор оказался на встречном пути. Кажется, попался, голубчик, тебе некуда увернуться. А тот и не стал уворачиваться: протаранил милицейские «Жи­гули» в лоб. Машине, конечно, крышка, но еще
больше досада от того, что заклинило дверцу. С трудом вытолкал ее Смирнов ногой, вырвался на асфальт. Тут другой инспектор, Грибков, на «Мо­сквиче» подоспел. Пересел в него и снова за ав­тобусом. Вот когда в ход пошел пистолет: четыре баллона продырявил.
— Ну, Сан Саныч, в рубашке ты родился, — гово­рили потом товарищи. — Вместе с машиной мог и сам в лепешку разбиться.
… Однажды его женщины едва не растерзали. Остановил он поздно вечером нетрезвого мотоци­клиста. Надо его доставить в дежурную часть, а тот ухватился за руль, не оторвать. Пробовал так и эдак — ни в какую. Спасибо, подключился про­ходивший мимо мужчина, попытался подсобить инспектору. А тут трикотажницы с вечерней смены высыпали. Одна, самая горластая, не разобрав что к чему, вступилась за пьянчужку:
— Бабы! Гаишник человека избивает.
Что тут поднялось! Обступили вокруг. И землю в глаза норовят сыпануть, и руки к кителю тянут. Крутился Смирнов волчком, заслоняясь нетрез­вым водителем, но из объятий его не выпускает. Эта сутолока привлекла внимание наряда па­трульно-постовой службы. Старший патруля бы­стро смекнул, кто тут закоперщица всего, и прямо к ней:
—  Нехорошо, гражданка! — говорит так укориз­ненно и серьезно. — От любовника идете, а еще шум поднимаете.
Ее вдруг как ветром сдуло, а остальные в хо­хот: поняли все-таки, как легко напраслину на че­ловека нагнать, ни про что вину возвести. Сейчас Смирнов об этом эпизоде вспоминает с улыбкой, но больше случается приключений, где не до сме­ха. Такая его служба. Иногда очень обидно стано­вится за нее, за условия работы. Для пользы дела надо бы инспекторов ГАИ снабжать надежным и скоростным транспортом. Сейчас мода у иных водителей: игнорировать инспекторов. На требо­вание остановиться — только газу подкинут да еще рукой помашут, дескать, привет супруге. А догнать их на разбитом рыдване и не пытайся.
В молодости Смирнов начинал механизатором широкого профиля. Работал на тракторе, комбай­не, потом в армии был танкистом, а в милиции опять за рулем. Словом, всю жизнь на колесах. С таким опытом да хорошую машину! В месяц ведь приходится делать по пять тысяч километров, в год шестьдесят тысяч получается. Надо бы ежегодно менять транспорт, но это лишь голубая мечта. Ремонтировать и то нечем, за счет своих кровных запчасти покупай, если пешком ходить не хочешь.
Удивительно еще, как сотрудники ГАИ Велико­лукского РОВД с делом своим справляются. До чего вынослив Смирнов, а иногда придет домой с патрулирования и кроме дивана его уже ничто не интересует. По выходным подальше от города
стремится уехать: в лес, на рыбалку, не прочь на земельном участке покопаться Необходима же разрядка.
А в общем-то на судьбу не ропщет. Двоих сыновей с женой вырастили. Они тоже за рулем отличные мастера, других этому учат. Два внука поднимаются. Так что дедушка уже Вот уйдет на пенсию и в первое же лето закатится в деревню. Есть там хатенка, по наследству доставшаяся, зем­ли клочок, природа, вольность. Душой надо отойти, здоровье может удастся поправить. А потом…
Да что, впрочем, сейчас загадывать. Дела еще не сданы, надо на очередное патрулирование вы­езжать, на дорогах порядок блюсти.
О. КОНСТАНТИНОВ
«Псковская правда», 25.09.1990 г
Начало
Виктор Иосифович Ступак родился за несколь­ко лет до начала Великой Отечественной войны в городе Мерефа, что под Харьковом, теперь уже в ближнем зарубежье. А потом была война. Отец ушел на фронт, а он с матерью и старшей сестрой остался на оккупированной немцами территории. Про войну знает не по кино и книжкам. Видел жи­вых немцев, видел, как падали и взрывались бом­бы. Его родной город дважды переходил к немцам и дважды его оставляли наши войска. Проживать приходилось в землянке, приходилось и голодо­вать. Война и сейчас в памяти и останется навсег­да. Такое не забывается.
В 1945 году Виктор пошел в школу, а окончив 8 классов и получив свидетельство об образовании, стал думать о выборе специальности.
И здесь родной дядя пригласил в Ростов-на-Дону на учебу в автотранспортный техникум. Уче­ба давалась легко, особенно по техническим дис­циплинам. На последнем году обучения в техникум пришла разнарядка из Министерства внутренних дел СССР о том, что все выпускники техники-ме­ханики по ремонту и эксплуатации автотранспорта направляются на службу в подразделения ГАИ раз­личных регионов Советского Союза.
Виктор Ступак получил направление в ГАИ Великолукской области, хотя было предложение поработать и за Уралом. Из всей группы только двое ребят отказались от службы в ГАИ и за это были исключены из рядов комсомола и призваны в ряды Советской Армии.
С 1 августа 1956 года рядовой милиции В. Сту­пак — госавтоинспектор отдела внутренних дел Управления милиции Великолукской области. На­значили наставником опытного сотрудника ГАИ Надежкина, выдали форменное обмундирование, и так началась служба в милиции, о которой Вик­тор никогда не мечтал. Надежкин обстоятельно учил молодого сотрудника новой специальности,
а после не раз еще будет со словами благодарности вспо­минать Виктор свое­го первого наставни­ка. Великие Луки на .В. Ступака произве­ли самые добрые впечатления: город отстраивался, уто­пая в зелени, пре­обладающее насе­ление города — мо­лодежь.
Однажды в по­чтовом ящике Вик­тор обнаружил по­вестку в военкомат, а по прибытии туда был край­не удивлен: его, работника милиции, призывают на срочную службу в ряды Советской Армии. Приказ есть приказ. И, сняв милицейскую форму, В. Ступак через две недели одел армейскую. Служба прохо­дила в г. Черняховске и г. Калининграде. Был курсан­том и командиром отделения шоферов. Много и на различных марках автомашин пришлось поездить. Предлагали учебу в военно-инженерном училище после окончания службы, но отказался. 2 года 9 ме­сяцев и 13 дней — столько носил армейскую форму бывший и будущий сотрудник ГАИ.
После демобилизации возвратился В. Ступак на родину и остался работать сначала шофером в автотранспортной конторе, а затем в автобазе -начальником снабжения, но мечта уже была — вер­нуться на службу в ГАИ. Что-то необъяснимое тя­нуло на Псковщину. И эта мечта сбылась. Весной 1962 года Виктор с женой приезжает на Псковщину, и с 16 апреля 1962 года он уже госавтоинспектор, а затем старший госавтоинспектор отдела внутрен­них дел Порховского райисполкома.
Получил первое специальное звание младший лейтенант милиции, первый служебный мотоцикл, познакомился с первыми друзьями, с которыми и
по сей день поддерживает приятельские отноше­ния. Многое тогда, в начале шестидесятых годов теперь уже минувшего века, было впервые.
Практически на всех крупных предприятиях, в колхозах, совхозах создавались добровольные народные дружины по линии ГАИ. По сей день В. Ступак с гордостью и благодарностью вспоми­нает своих лучших дружинников: Николаева, Це-брия, Максимова, Сурова, Панова, Садовникова, Каплюхина, Белкина, Малаховского, Вояка и мно­гих других, которые в любое время и любую пого­ду готовы были прийти на помощь. Одновременно укреплялась и дорожно-патрульная служба, и свой вклад в дело обеспечения безопасности дорожного движения внесли инспекторы Н. До­рофеев, Г. Беспалов, О. Юпатов. Вводился и вне­дрялся ежедневный обязательный предрейсовый медицинский осмотр водителей в автохозяйствах района. Впервые при проведении годового госу­дарственного технического осмотра транпорта АК-1714 все автобусы были проверены контрольным прибором на эффективность тормозной системы. В городе установлены первые два светофора, включение и выключение которых поручалось дежурному по районному отделу милиции. Впер­вые от кандидатов в водители сотрудники ГАИ комиссионно принимали экзамены по правилам дорожного движения и практическому вождению мотоциклов и автомобилей. У сотрудников ГАИ появилась первая служебная автомашина марки «Москвич-412» и стала использоваться в надзоре за движением транпорта.
Впервые у молодого сотрудника ГАИ В. Ступака были и задержания вооруженного преступника.
Однажды начальник милиции Павлов С. М. включил В. И. Ступака в группу по задержанию опасного вооруженного преступника.
Ночное время. Дом, где проживали цыгане, блокирован сотрудниками милиции. Поступает команда на проникновение в дом, и Виктор Ио­сифович в числе первых врывается в комнату, где за столом сидит разыскиваемый преступник, его пиджак висит на спинке стула, а в кармане пиджака заряженный пистолет. В данном случае задержание произведено без выстрелов и крови, но так случается не всегда…

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Влияние рельефа на геофизические свойства ландшафтов.
  • Ульянов, но не Ленин.
  • Развитие ГАИ Псковской обл.
  • Будет ли у псковичей свой стадион?
  • Интересное