Источники по истории псковской дворянской усадьбы
Интерес к истории дворянских усадеб закономерен, так как «дворянская усадьба — это организм, в котором соединились хозяйственная, социальная, административная, бытовая и культурная функции, различающиеся по этапам развития страны».
Дворянская усадьба стала универсальным символом российской жизни XVIII — начала XX в. Это даёт возможность осуществлять комплексное изучение истории дворянской усадьбы историками и искусствоведами, а следовательно, расширяет круг источников. Историк исследует процесс формирования и функционирования усадьбы, искусствовед — стилевые характеристики построек и парков.
Провинциальный исследователь, краевед, пытается разрешить обе задачи, чему способствуют имеющиеся в его распоряжении многочисленные и разнообразные источники, хранящиеся в архивах и музеях.
В Псковской губернии в начале XX в. существовало более 700 усадеб, а в родословной книге записано 932 фамилии дворян2.
История большинства усадеб может быть прослежена с конца XVIII в. до постановления Совнаркома в январе 1924 г. о выселении дворян из усадеб. Основ-
ным источником по истории дворянских родов служат «Дела о внесении в родословную книгу Псковской губернии», которые входят в фонд Псковского дворянского депутатского собрания (ф. НО). Здесь хранятся документы о владениях князей Дондуковых-Корсаковых и Шаховских, графов Гейден и Строгановых, баронов Вревских, Розен, Медем, Бюнтинг и др., а также менее знаменитых, но известных фамилий российского дворянства Елагиных, Неклюдовых, Новосильцевых, Оболенских, Куропаткиных, Яхонтовых.
В Государственном архиве Псковской области хранятся документы, по которым восстанавливается история мемориальных усадеб Михайловское, Тригорское, Петровское, Наумово-Карево, Полибино, Любенск-Вечаша, Лог, Ломы, Прихабы и др.
Весь блок документов даёт возможность составить генеалогическое древо дворянского рода, познакомиться с государственной, земской и общественной деятельностью представителей данного рода. Землевладения, как правило, состоящие в различных уездах, восстанавливаются по фондам губернской межевой конторы, губернского землемера и губернской чертёжной3.
В фондах ГАПО имеется обширный материал об отношениях помещиков и крепостных крестьян4. Так в Себежском музее имеются копии инвентарных описей имений, составленные в середине 40-х годов XIX в. Из документов узнаём о повинностях крепостных крестьян, размерах оброка, рекрутских наборах, продолжительности рабочего дня — «от восхода до захода солнца».
Документы фонда губернского статистического комитета позволяют проанализировать процесс капитализации дворянских усадеб после отмены крепостного права, когда основным доходом становятся промышленные производства: винокуренные, маслодельные, кирпичные, черепичные, деревообрабатывающие, спичечные, полотняные, конезаводы, садовые питомники. Примером могут служить спичечная фабрика «Сфинкс» в имении князя Салтыкова Чернево Гдовского уезда, санаторий минеральных вод «Хилово», созданный в 1865 г. П.П. Балавенским, знаменитый конезавод графа Строганова в Волышово, садоводческие питомники в имении Быстрецово Н.Ф. Фан-дер-Флита, имении Булаево генерала Вохина, усадьба Алтун Г.Н. Львова.
Таким образом, многочисленные фонды ГАПО позволяют выяснить процесс становления и развития дворянской усадьбы, а также разнообразные формы деятельности их владельцев.
Усадебный строй в значительной степени определяется личностью владельца, его положением в обществе, кругозором, духовными запросами. Одним из показателей духовной культуры дворян являются библиотеки дворянских усадеб.
В древлехранилище Псковского историко-архитектурного музея-заповедника сохранились остатки библиотечных фондов Н.П. Яхонтова (116 ед. хранения), среди которых «Посольская книга XVII в>, «Евангелие» XVIII в., книги по истории, словари, художественная литература на иностранных языках, клавиры опер, в том числе созданных хозяином усадьбы. По каталогу 1831-1866 гг. известен состав библиотеки баронов Вревских, состоящей из 2067 томов и находившейся в имении Голубово. В древлехранилище есть остатки библиотеки генерала А.Н. Куропаткина, вывезенные из имения Шешурино. Можно составить представление о духовных запросах Богушевских, Пальчиковых, фон Гембиц, Окулич-Казарина, Фан-дер-Флита, фон Беллен и других дворян Псковской губернии по сохранившимся остаткам их библиотек5.
Показателем эстетических пристрастий владельцев усадеб служат архитектурно-парковые ансамбли. До середины XIX в. в основном это деревянные постройки в стиле провинциального классицизма. Примером может служить дом Яхонтовых в с. Туховик. Но во второй половине XIX в. всё большее место занимает эклектика. В этом стиле выполнены постройки в усадьбах Глубокое графа Гейдена, Старые Липы Брянчаниновых. Кирпичный стиль характерен для усадьбы Чернево князя Салтыкова. Черты неоклассицизма прослеживаются в имении Холомки князя Гагарина. Многостилевое разнообразие характерно для усадебных построек имения Волышово, создававшееся с XVIII до начала XX в. Восстановить зрительный облик несохранившихся построек помогают фотографии. Здесь уместно упомянуть имена В.Г. Проскурякова, который запечатлел на многочисленных фотографиях большинство построек Волышова, и В. Козлова, который сохранил образ имения Старые Липы (рис. 1).
Одним из источников изучения истории дворянских усадеб является мемуарная литература. Например, опубликованный в «Нашем наследии» дневник П. Голицина даёт яркое описание охоты в Волышово в 1889 г. В воспоминаниях О.В. Волкова (внука П. Гейдена) содержатся описания и фотографии имения Глубокое начала XX в.
Изучению парковых ансамблей служат планы-схемы и паспорта 90 дворянских усадебных парков, которые находятся в Научно-производственном центре реставрационных мастерских. Составление планов-схем было осуществлено в 60-80-е годы XX в. специалистами из Ленинграда. В паспортах содержатся сведения о типе садово-паркового ансамбля, возрасте деревьев и аллеях парка. План позволяет восстановить усадьбу по сохранившимся фундаментам дома, хозяйственных построек. Нанесённые на план речки, пруды, дороги очень многое говорят исследователю6.
Все перечисленные выше источники можно отнести к массовым, так как по ним мы можем восстановить историю большинства дворянских усадеб Псковской губернии.
Но есть уникальный источник, по которому прослеживается история баронского рода Бюнтинг-Медем с XIII в., и история усадьбы Халахальня с 1838 до 1940 г. Это «Хроника княгини Софии Апраксиной», подаренная Печорскому музею её сыновьями Николаем и Петром во время их посещения родового имения. «Хроника» на французском языке (225 с), и огромное количество иллюстраций. «Хроника» даёт богатейший материал о двух баронских родах, содержит сведения о судьбах многочисленного семейства Софии Михайловны Бюнтинг, оказавшейся в эмиграции, затем вернувшейся в Эстонию, чтобы восстановить родовое гнездо, где построила дом по собственному проекту, организовала молочную ферму, хорошее овощное хозяйство. Младшая дочь София Николаевна вышла замуж за князя Николая Апраксина, здесь в Халахальне родились в середине 30-х годов Николай и Пётр. Но в 1939 г. в связи с вводом советских войск в Эстонию семья вновь оказалась в эмиграции, а Николай Апраксин арестован и отправлен в Ленинград.
Уникальность этого документа заключается в том, что историю большинства усадеб можно проследить до 1924 г., когда идёт массовое выселение дворян из усадеб, а здесь видим пример восстановления родового имения и как бы продления истории усадьбы до начала Второй мировой войны.
Судьба большинства дворянских имений трагична В фондах земельных отделов местных Советов постоянно встречаются документы, свидетельствующие о разорении усадеб
В описях 1918 г дается подробное описание построек, инвентаря, скота, транспортных средств, запасов зерна, сена и т д Здесь же встречаем описание интерьеров помещений в барском доме мебель, посуда, ковры, гардины, картины, иконы, пианино (рояль), библиотеки и т д
Гражданская война стала серьезным испытанием для дворянских усадеб Сохранилась масса документов, по которым видно, как белые и красные забирают все, что понравилось, и оставляют квитанции, по которым можно судить о реквизиции предметов
В 1924 г, когда началось массовое выселение дворян из усадеб, опять составляют описи построек и имущества При сравнении даже с 1918 г видим, какое разорение испытали дворянские гнезда И последующие годы усугубляют положение дворянских имений
Реставрация — дорогое удовольствие Так, на восстановление Пушкинских мемориальных мест в связи с 200-летием поэта израсходованы миллионы рублей
Восстановление усадьбы Полибино, где провела юношеские годы Софья Ковалевская, продолжается более 20 лет Примером разумного решения проблемы может служить судьба усадьбы Холомки, переданной на баланс Петербургскому политехническому университету Остается нашей общей болью Волышово
В последнее десятилетие в области возрастает интерес к истории дворянских усадеб Есть группа исследователей-энтузиастов, которые публикуют в местной
Поговорите с экспертом про инвестиции в акции компаний сша.
Страницы: 1 2