Исследование верхнего Киева
Выявленный памятник относится к редким на Руси (известно 7) надвратным церквям. Предварительная датировка — 70-80-е годы XII в. (рис. 2).
В ходе раскопок выявлено много интересного археологического материала. Среди них погребения X-XI вв. Зафиксированы следы 22 погребений, которые по инвентарю и стратиграфии относятся к X-XI вв. Три из них камерные. Одно из них (1997 г., № 12) находилось под собором. Размеры камеры около 3,5 х 2,6 м, ориентирована 3—В. Углублена в материк на 0,5 м. Западная часть котлована уходит под фундамент нартекса храма. Следы гроба (1,5 х 0,56 м) прослежены вдоль северной стенки камеры. Среди материала — серебряное височное кольцо, ожерелье из 16 стеклянных, 7 сердоликовых, 1 хрустальной, 7 серебряных (пустотелых, из двух полусфер, с муфтами около отверстий) бусин и 1 бронзовой пронизки. На груди попарно находились 4 бронзовые литые пуговицы. В районе таза золотая фольга на ткани, а также 3 каменные вставки для перстней. Рядом лежал небольшой ножик. У ног находились берестяное донышко, два миниатюрных лепных необожженных горшочка (h — до 5 см), фрагмент византийского стеклянного блюда (Д. — 32 см), внешняя сторона которого украшена рельефным медальоном.
Камера перерезана другим погребением (№ 13,1997 г.), которое опущено в материк на 0,3 м ниже. У черепа — серебряная с позолотой серьга в виде дротового кольца, один конец которого закручен спиралью, с полой бусиной, покрытой зернью. На груди бронзовый крестик-подвеска (4 х4,5 см) X-XI вв. -«скандинавского» типа. Однако, раскопками И.И. Мовчана в 2002 г. в Киеве по пер. Рыльский, 5 найдена формочка для изготовления подобных крестиков. Погребение свидетельствует о появлении христи-анских«ахоронений.
Возле надвратной церкви выявлено еще два камерных погребения. У восточного пилона — погребение №30 (1999). Котлован (2,75 х 2,15 м) ориентирован по оси 3 — В, заглублен на 0,6 м в материк. Камера (2,25 х 1,75 м) из досок шириной 0,12 м, с выступающими торцами. Дно — из уложенных поперек досок шириной около 0,15 м. Скопление гвоздей вдоль западной и восточной стен говорит о брусьях, на которые опиралась конструкция верха.
Скелет нарушен, в плохом состоянии, на своем месте остались лишь череп и бедренные кости, подросток 11-12 лет. Погребение ограблено еще в древности. Инвентарь сохранился частично. На двух фалангах пальцев находились 2 серебряных дро-товых кольца (одно — в полтора оборота, а другое — с заходящими концами), а также пластинчатый перстень с гранью по центру и концами, обмотанными проволокой и завязанными узлом-спиралью. Еще один подобный перстень, но гладкий и без проволоки найден у левого бока скелета. Они широко известны на памятниках Восточной Европы5. Но особенно интересны 2 серебряные подвески (Д. — 20-22 мм), украшенные зернью и сканью. Первая с орнаментацией в виде «трех волют с двойным обрамлением* (типа подвесок из погребения Bj.943 в Бирке). Вторая подвеска с орнаментом в виде «четырех волют в двойном обрамлении* типа «Birka — Svarta jord». Оба типа подвесок датируются второй половиной IX-X вв.6 Найден односторонний наборный костяной гребень длиной 10,3 см, скрепленный двумя пластинами, а также его футляр из двух боковин. Украшен линейно-кружковым орнаментом и параллельными насечками. На дне камеры, около западной стенки — железные пластины со штифтами оковки ларца, на лицевой поверхности некоторых сохранились отпечатки ткани. Среди других находок — небольшой ключ, ножик, ведро (3 обруча диаметром 17-18 см, петлевидные ушки и дротовая ручка). Между ним и скелетом находились кости птицы, ребро животного — возможно, остатки жертвенной еды. Датировка — вторая половина X в.
В 6 м на запад от него находилось погребение № 49 (1999). Комплекс находок — один из наиболее интересных в киевском некрополе (более 70 экз.). Котлован около 4 х 3,5 м нарушен оградой XII в. и зданием XIX в. Ориентирован углами по сторонам света, углублен в материк на 0,9 м от древней поверхности. Следы камеры (3,2 х 2,7 м) из досок шириной 0,2 м с выступающими торцами. Скелет женский, головой на 3, сохранился частично. Возраст 16-18 лет.
На голове погребенной — следы ленточного с серебряной нитью венца с подвеской ромбической формы у правого виска, золотое височное кольцо с пастовой оранжевой бусиной. На шее — ожерелье, состоявшее из 20 стеклянных бусин, 1 синей пастовой, трех серебряных с позолотой полусферических подвесок, украшенных ди-агонально-крещатым орнаментом зернью, образованным треугольными трехрядными секторами (наиболее близкие аналогии — клад из Гнездова 1993 г.7), двух ременных серебряных бляшек венгерского типа (рубеж IX—X вв.) с растительным орнаментом, превращенных в подвески.
На груди лежала круглая серебряная фибула (диаметр — 39 мм) со сканно-зернен-ным орнаментом в стиле «Terslev» с четырьмя волютами. На тыльной стороне находились иголка и кольцо с заходящими концами, к которому крепилась серебряная цепочка длиной 20 см. На другом ее конце было проволочное кольцо с иголкой и завязанными простым узлом концами с 2 перстнями. Один — с серебряным позолоченным пластинчатым квадрифольным щитком, с покрытыми чернью основами для утраченных вставок. Второй перстень — с крупным пустотелым полусферическим щитком, полностью покрытым мелкой зернью, пластинчатый обруч перстня украшен гладкой и рубчатой сканью (типа Гущинского клада)8.
У левого локтя лежали серебряная листовая накладка в виде крестика (3×3 см) со штифтами, серебряные скобы-зажимы сумки, а также серебряный крестик-подвеска с трехлепестковыми концами. Сумка была из цветной (синей или черной) кожи и шелка (самита) византийского производства. У правого плеча — нож с проволочной обмоткой.
В 70 см на ЮВ от погребенной находилось скопление вещей: железные детали ларца (оковка, кольцо, навесная петля), латунная полусферическая чаша с гофрированными стенками (диаметр — 12 см), пружинные ножницы, пинцет, 27 цветных (голубые, коричневые, желтые) стеклянных нашивок на одежду, серебряная ременная пряжка, пастовая бусина. Погребение датируется второй половиной X в.
Эти погребения (вместе с камерным погребением на Софийской пл. 1998 г.) дают иной конструктивный тип устройства камер. Преимущественно погребальные камеры — срубной или столбовой конструкции9, а здесь зафиксированы стенки из досок, положенных на ребро, с выступающими торцами. Возможно, они репрезентуют уже финальную стадию развития камерных погребений киевского некрополя.
В 1997 г. перед апсидами собора выявлена часть клада из 37 предметов. Они были найдены в заполнениях 6 погребений XIV—XVIII вв. и выбросах из них на площади 16 кв.м и на разных глубинах (1,5—2,6 м). Вероятно, клад был обнаружен при отрывке могил, но забран лишь частично. Собрано 23 гривны киевского типа, 9 золотых дужек очелья, 2 золотые трехбусинные подвески, 2 золотых перстня и серебряный, плетенный из 8 проволок браслет с разомкнутыми завершениями в виде стилизованных головок драконов.
Гривны имеют шестиугольную форму и отличаются по соотношению длины, ширины и высоты средней части слитка. По форме их можно разделить на плоские (8 экз.), с выгнутой спинкой (11 экз.) и с горбатой спинкой (4 экз.), по степени расширения от
краев к центру — на широкие и узкие. 8 гривен с граффити — буквы и простые царапины. 5 гривен обрублены, а 4 обрезаны. Вес целых гривен колеблется от 150,53 до 159,68 г, а обрубленных — от 148,43 до 151,93 г. Большинство гривен клада отлито в пяти формах.
Рентгенофлюоресцентный анализ (РФА) показал, что гривны, отлитые в одних формах, отличаются количественным составом элементов. Вместе с тем, замеры, выполненные с трех сторон гривны, дают для каждой из них определенный количественный состав. Гривны отличаются по порядку содержания элементов, в частности, таких определяющих, как висмут и золото. Для отливки в одной форме использовались разные по происхождению исходные материалы, но каждый из них составлял относительно однородную группу. Часть гривен одинаковой формы имеет близкие результаты по количественному составу элементов, то есть для нескольких гривен брался относительно однородный источник. По данному параметру они обнаруживают сходство с некоторыми группами западноевропейских монет.
Перстни — массивные. Один — с шестиугольным плоским щитком, украшенным орнаментальной гравировкой. В центре щитка в шестиугольной рамке находится двузубец с крестом в основании, правый зубец которого имеет поперечную перекладину, а левый — два завитка. Неглубокая точечная гравировка указывает на то, что он не предназначался для печатей. Второй — также украшен орнаментальной гравировкой, в центре находится овальная вставка из аметиста, закрепленная двумя массивными лапками по Центру.