Поиск по сайту

Инструментальные и хореографические традиции

надели… [11-96] // Сияло солнышко перед светлым меся­цем. Прощенья просит княгиня у батюшки (благослов­лялся князь молодой в своей новой горенке): — Прости, благослови, хлебом-солью надели… [11-96] // Благослов­лялся светел месяц у тёплого солнышка. Благословлялась княгинюшка у родного батюшки. (Он ходит по двору, расчесав голову). [VI-99] // Благословлялся светел месяц у тёплого солнышка: — Благослови меня, солнышко, над быстрой рекой проплыть. Благословлялась Танечка у своей родной мамоньки: — Благослови меня, маменька, в чужие люди пойти, своё счастье найти. [VTI-101]
6.737.Прощенья просит Таня у батюшки… у матушки…
у «соловейки-братечки»… у сестрички-ласточки… у тётуш­
ки… у дядюшки… у своих соседушек: — Прости, благосло­
ви, хлебом-солью надели… [11-96] // Господа застольные —
на четыре стороны, большие «тысячи» во большом углу
сидят. Родной батюшка, прости, благослови, хлебом-со­
лью надели, в путь-дорожку отпусти — ко золоту венку. (Не
томи, батюшка, на скорых ноженьках. Под золотым вен­
ком грозным-грознёшенько, страшным-страшнёшенько,
скоры ножки ломятся, сердечко «ужахнётся»). [11-97] //
«Благословеньица» просит князь у батюшки, у родимой
матушки: — Могли вспоить-вскормить, высоко возрастить!
«Могите» хлебом-солью наделить, в путь-дорожку отпус­
тить, под злат венок стать, «богосужену» взять! [11-96] //
Благослови, батюшка, меня во путь, во дороженьку, под
злат венец, под частые звёзды, под луну Господнюю. [1-52]
6.738.Встань, моё дитя, обувай ноженьки в [сафьяно-
вы] сапоженьки, проси благословенья у кормильца ба­
тюшки, у родной матушки! Благословите молодца съез­
дить ко Божьей церкви, золотой венок принять! [П-95]
6.739.Не конь копытом зазвонил, Ванечка по сеням
заходил: — Вставай, «мамухна», долго спишь, отправляй
молодца до венца. На ту гору крутую, в ту церковь свя­
тую, где моя Танечка венки вьёт, за мной послов шлёт.
[VIII-62]
6.740.Поехал Ванечка жениться, забыл матушке по­
клониться. Вернулся Ванечка с полдороги, склонился ма­
тушке низко в ноги: — Благослови, матушка, долей-счас-
тьиком, благослови молодца красной девицей. [VTII-63]
6.741.Налетали голуби на широкую улушку. Это не
голуби — это ясные соколы. Благословите молодца съез­
дить ко Божьей церкви, золотой венок принять. [11-98]
6.13а. Ванечка с двору соезжает, его доля «споты-кает». — Коли добрая доля, то садися со мною, поедем с тобою. А худая — плыви рекою, вверх головою (если пло­хая доля, то иди в чистое поле). [VIII-64]
6.136. Бог по пути, никто (лихой) не помути! [III-21; VIII-65] // Бог по пути, только злой не мути. Мы злого-ли­хого хлебом-солью забьём, доброго (хороших-пригожих) с собой возьмём. (Злой человек — с левой стороны, хоро­ший — с правой стороны). [VI-100; VII-103]
6.14а. С Богом, дитятко, со Христом, любимое — к Божьей церкви ехать, под злат венок стать, «богосужено-го» («богосуженую») взять, хорошо наряженного (наря­женную). [11-99] // С Богом, с Богом, дитятко, со Христом, чадо милое! [V-31] // С Богом, детинушка. Лети, сынок, через дальний лесок. Поймай себе лебёдушку белую, по­сади её в свои саночки. [VT-101]
6.146. Дай, Боженька, дороженьку счастливу. Дай, Боженька, Танютоньку счастливу. [VII-102]
6.14в. Помоги нам, Боженька, Святое Воскресеньи-це, заручить красну девицу, посадить в кут на лавицу пе-
ред чистым образом, за дубовым столиком, за браной скатерыо. [VI-102]
6.15.- Ах ты, русая коса, ты у обеденки была, Богу молилася? — Я у обеденки была, Богу молилася, Христу низко кланялась (одному Спасителю, другому — Сохрани­телю, чтоб жизнь была хорошая, весёлая). [VI-103]
6.742.Прими-ка, батюшка, с пути-дороженьки князя
молодого. Надели-ка, батюшка, хлебом-солью, с его су­
женой. Отпусти-ка, батюшка, в путь-дороженьку. У на­
шего князя в путь-дорожку езжено ко золоту венку, Богу
молено, [II-100]
6.743.Выходи, родный батюшка (родна матушка), на
улушку, встречай своё дитя. Вводи в изобушку, заводи за
дубовый стол, наделяй своё дитя. [VI-104]
6.744.Перейми, родна матушка, насыпь решето овса и
осыпь своего сынка. [VIII-44]
6.745.Катилось солнышко по заполью, дружка с кня­
зем — ПО застолью. [11-101] (Аналогичные зачины — см.: 4.43,
4.50.) II Вьётся вихор по заполью (летит сокол по запо­
лью), ведут князя по застолью. Сзади князя — «посыпаль-
на» («посевальна») сестра, сыплет житом и хмелем. Чтоб
от жита было житьё доброе, чтоб от хмеля голова весела.
(Жито к житью, хмель к «весельицу»). [1-55; П-103] (Ана­
логичные зачины с другим продолжением-см.: 4.87, 5.67а, 5.69.)
II Дружка идёт и князя ведёт. Сзади князя — посыпальна
сестра, сыплет она житом и хмелем. После жита жизнь
добрая, после хмеля голова весела. [11-103] // Скачи-тка,
друженька, на лавочку, я за тобой — посыпальной сест­
рой, сыплю житом и хмелем. Житом за то, чтобы жить
хорошо, хмелем за то, чтобы жить веселб. Жито — к жи­
тью, хмель — на ярмарку. [II-104]
6.746.Как у ясного месяца перелётная звёздочка. У Ва­
силия Сергеевича «перехбжая чадушка». Перешла сени
новые, пала в ноги батюшке: — Благослови, свет батюш­
ка (свет матушка), нам игру заигрывать, столы задвиги-
вать, хлеб и соль на стол собирать, гостей за стол сажать.
Р-54]
6.747.Наш хоробрый друженька, наш верный слу-
женъка, возьми шелковую плёточку во правую рученьку.
Призови кормильца батюшку со родной матушкой (ра­
зыщи в доме хозяина — кормильца батюшку со родимой
матушкой). — Разрешите [сесть] за столы дубовые, за ска­
терти браные, за яства сахарные, за питьё медовое со
стремянным братечком, с крестовым батюшкой, с хо­
робрым друженькой, со всей «родой-племеныо»! [П-105]
// Походи-ка, друженька, по новой горенке, приударь
шелковой плёточкой по высокой лавочке, прикрикни во
дому хозяина, кормильца батюшку со родимой матуш­
кой. — Кормилец батюшка, утесни беседушку, уступи мне
местечко в терему, в Божьем углу, за дубовым столом, за
браными скатертями. Хлеб-соль на стол нести, княгиню
за стол вести — Татьяну Васильевну. [11-105]
6.748.«Баславь, Бог» — вечеринки играть. Да чьи? —
Ванюткины. Да и с кем? — С Танечкой. [VIII-66]
6.749.Благослови-ка, Господи, нам игру заигрывать,
дубовые столы «задвйгивать». [1-53] // Боже, благослови,
Христос, игру заигрывать — игру свадебную (свадьбу ве­
сёлую). Столы собирать, скатерти расстилать, столы ду­
бовые, скатерти браные… Хлеб-соль на стол нести, бояр
(князя; князя молодого со своей «богосуженой») за стол
вести, pi-106] // Благослови, Бог, благослови, Христос,
свадьбу играть, заигрывать. [Ш-29] // — Время-время, ма­
тушка, столы расставлять, скатерти накрывать, хлеб-соль
на стол нести, княгиню за стол вести. [11-105] // «Бла-славь», Боже, Боженька, песню спета, благослови свадь­бу сыграти. [VI-105]
6.750.Бог, благословь, благослови, Христос. Ты, свя­
той Боже Лука, солучи пару людей — Ванюшку рожёного,
а Таню суженую. Святой Кузьма-Демьян, скуй нам свадеб­
ку крепко-напрепко, вечно-навечно. Чтобы буйны ветры
не развеяли, часты дожди не размочили, злые люди не раз­
лучили. [VII-104] // Благослови, Боже, свадьбу играть, Ива­
на женить, Татьяну брать. Случи, Боже (Святой Лука),
двух молодых в одно место. Святой Кузьма-Демьян, скуй
нам свадьбу крепко-накрепко, твердо-натвердо… [V-47] //
Святой Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу крепко-накреп­
ко, твердо-натвердо. Люди бают — не разбают, ветер веет —
не развеет, лесом клонит — не расклонит, дождик мочит —
не размочит, солнцем сушит — не рассушит. [V-47; VI-106]
6.751.На высокой на горе (в чистом полюшке на кру­
той горушке) стояла часовенка. В той часовенке было три
праздничка: один праздник — Воскресенье, другой — Воз­
несенье, третий — пресвятой Кузьма-Демьян. Пресвятой
Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу… [VI-106]
6.752.Что далече в чистом поле с восхода до запада
протекала быстра река. На крутом на бережке стояла Бо­
жья церковь, образа золочёные (полы полуженные, двери
распахнутые, попы просвещённые). Перед Спасом-обра­
зом восковы свечи топятся. Два отрока Богу молятся: —
Создай нам, Господи, злат венец принять на веки на веч­
ные. (-Создай, Боженька, нам добра здоровьица, веку
долгого — от младости до старости, до маленьких дету­
шек). [V-47]
6.753.Ударили три звона церковных, запели три попа
духовных, слетели три ангела с небес: — Скажи нам, Тать-
янушка, кто венок вил? — Вила венок Пречистая Матуш­
ка, за престолом сидючи, на яркие звёздочки глядючи. В
серёдке ясен месяц совивала, по краешкам дробны звёз­
дочки садила, мне на головушку надела. [VI-111] // Кто
тебя, Танютушка, снаряжал? Снаряжала Пречистая со
Христом. Месяцем и солнышком увила, по краям ясны
звёздочки садила. [VII-105]
6.754.Соколы, солетайтесь! Князья, бояры, съезжай­
тесь! Брат с сестрой (мать с отцом), призывайтесь, брат, к
«плямё» причитайся! Кто заснул, пробудися! Кто пошёл,
воротися! Кто пришёл, не «тулйся»! Кто принёс, не скупй-
ся! Сыпьте злато на блюдо, серебро на другое: нашему
князю — на шапку, нашей княгине — на шубу, на «жаре-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • 20-е годы Западный Берлин.
  • «Создавала эпоха поэтов»
  • Сахаровские слушания в Риме
  • Нас собралось трое
  • Интересное