Поиск по сайту

Инструментальные и хореографические традиции

жалеть. [VIII-6] (Сходный поэтический мотив — «невестку по­
сылают за водой» — см. Лирические 3.1.14-15, 3.2.2.)
6.571….Свекровушка журит-бранит, посылает молоду
за водой (по морозу лютому). На то горе горькое налете­
ли гуси серые, замутили воду светлую, без воды домой
пришла. Свёкор-батюшка журит-бранит, свекровушка
побить велит. Спасибо золовушке — за меня слово «заки­
нула»: — Ах ты, глупая «невёнюшка», какова вода случи­
лась — ты б такую и черпала. [1-13; П-326] // Не скучно ль
тебе, Танюшка, от отца идти, от матери к чужому на­
смешнику? На твою головушку — «непокладная» свекро­
вушка. Взяла вёдра, за водой пошла, под дверью послу­
шала: свёкор журит-бранит, свекровушка побить велит.
Добра была золовушка — за меня слово «закинула»: — На­
ша глупая невестушка — Татьяна Васильевна. [1-13, 14] //
…Утром встану я ранёшенько, за водой пойду тихошень-
ко… Подхожу к двору, послушаю: свёкор журит, све­кровь бить велит. Золовушки хорошие два словечка «по-закинулн»: — Не у вас она выросла, не у вас поёная-корм­лёная, готова приведённая, бить недозволенная, назы­вать — Татьянушка Васильевна. PV-4]
6.572.Отдали младеньку через поле в деревеньку, в не­
большую семейку: только свёкор и свекровка, деверь и
золовка. На порог меня ведут, мне прозвища дают. Зо-
ловкн говорят: — Нам непряху ведут. Девери: — Нам не-
ткаху ведут. А тётушкн: — Нам заломницу ведут. Я стала
на порог, показала семь дорог и тётушек — за порог. — Де-
верёчки-соколочкн, сами жен возьмёте, а золовки-коло­
товки, сами в люди пойдёте. [VII-23]
6.573.(Рябина-рябина зелена кудрява, не тебя ль, ря­
бина, морозом побило, дождём примочило?) На улнце
дождик частенько сеет, из ведра поливает. (Ты расти, ка-
пустка, растн, большая). Брат сестрицу водит, по головке
«дрбчит»: — Ты расти, сестрица, отдам тебя замуж не
близко, далёко. Куда нн поеду, к сестрице заеду: — Здоро­
ва ль, сестрица? — Братка-соловейка, мне — четыре горя
(пятая кручина — с мужем разлучила): свёкор «журли-
вый», свекровка хлопочет, деверь — насмешник, золовки —
«смутовки», муж жену не любит. — Поживи, сестрица, пе-
режнвёшь горе — будет твоя воля. Свёкор скоро в землю
пойдёт. Муж жену не любнт — прочь не отгонит (вторую
не возьмёт). [II-19; Ш-6; V-16] (Аналогичный сюжет-см. Хо­
роводные 69; сходные поэтические мотивы — см.: 2.12, Лири­
ческие 3.1.11-12, 4.5.2b.)
3. НЕВЕСТА / ЖЕНИХ — СИРОТА: ПРИЗЫВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
«наделить — есть кому, благословить — некому»
3.1. Неявственный денёк без красного солнышка, не­весела свадебка без родного батюшки (родной матушки). (Невесёлый меженный день без тёплого солнышка. Неве­сёлая свадебка без родного батюшки). Кормилец батюш­ка — во сырой земелюшке… [П-20, 21, 106; VI-31; VII-27]
3.2а. У елины нет маковки. (У нас все ёлочкн-сосо-ночки, у одной нет маковки; Стоит верба без маковки). У Тани нет матушки (батюшки). Пособрать (благословить) её некому в чужу-дальнюю сторонушку. Попроси брата-соловеюшку пособрать (благословить) тебя, снротушку. [1-16; И-22, 23] // Ель-елушечка, золотая макушечка, всё ли твоё ветье? (Погляди, сосонка, всё ли ветьё?) — Нет у елушечки золотой макушечки (нет одной «вешйночки»). — Ты скажи, княгинюшка (Танютушка), вся ли твоя род­ня? — Вся моя родня собралась, только нет родителя-ба-тюшкн (сударыньки матушки, братца-соловеюшкн, сест-рицы-лебёдушкн). Родитель-батюшка — во сырой земе­люшке (на чужой сторонушке по большой неволюшке; или: по своей охотушке; Матушка — под «трём зам­кам»…). (Поэтический мотив «три замка» — см. 3.86.) [V-17; VI-31; VII-25 («три замка»)]
3.26. Зелёная дубровинка, что у тебя ветья много, зе­лёного — ни одного, нечему пошуметн, дубровинку взве-селитн. Молодая Танечка, что у тебя таток много, а род­ного — ни одного? Что к столнку не подходят, благосло­венья не приносят, не щедро благословляют, не верно на­деляют? [VIII-8]
3.3а. Быстрая реченька бережистая. Чтоб этой ре­ченьке ручейкн были. Весёлая беседа нашей Танечки. Чтоб этой беседе родна мамка была, тогда бы беседа ве-
селей была. [VIII-9] // Что ж ты, тихая реченька, стоишь, не колыхнешься? Что ж ты, милая Танечка, сидишь, не усмехнешься? Когда бы были круты бережка, не так бы реченька волновалася. Когда бы был родный батюшка, не так бы [свадьба снаряжалась]. [VI-32] // Чтоб этой ре­чушке — круты бережки, не так бы речушка волновалась. Чтоб этой свадебке — родного татоньку, не так бы свадеб­ка снаряжалась. [VII-26]
3.36. Бежит (стоит) речка, не сколыхнется. За столом сиднт сиротушка, не улыбнется. (Сидит девушка смирнё­шенько, говорит она тихошенько). Полна горница гостей гостит, полна улица саней стоит, полно стойло коней сто­ит. Нет родителя-батюшки (матушки). [1-17; V-18a, 186, 18в] // Уж вы, рекн мон, речушки, вы бежите, не всколых­нетесь. (Стоят реки / морюшко, не всколыхнутся. Сидит Татьяна, не усмехнется). — Что, Татьяна, не улыбнешься? — Все пришли гостн, понаехали, только нет дорогого гос­тя — родного батюшки (матушки). (У меня нет родного батюшки. Нарядить-то меня некому; Некому подойти к дубовому столику, наделить меня в чужие добрые лю-дюшки, к «богданным» родителям). [11-24; VI-33]
6.574.Пораскинулись (порассыпались, раскачались)
вереюшки, наша Танечка невесела сидит. Полон двор са­
ней стоит, полна горница гостей сидит, только нет гостя
любимого — батюшки родного. [IV-5]
6.575.Не было ветров (снежков; снегу) — понавеяло, не
было гостей — понаехало… Всё тётушки да дядюшки (всё
сестриченкн да всё братеткн), а моей родной мамушки
нет. А куда ж пойти её найти? Я искала, не нашла нигде,
прилетела домой. [VII-93] (Аналогичный зачин с другим про­
должением — см.: 5.65а-г.)
6.576.В новой горенке свеча горит, у нас Татьяна Бо­
гу молится. Она стоит, припечалившись. Приходил к ней
родный братец: — Что так припечалилась? — Собрать
свадьбу некому, благословить меня некому. Благослов­
лял крёстный батюшка. (Как мне не печалиться? Полна
горница дорогих гостей, только нет дорогого гостя — тя­
теньки). [1-18]
6.577….Собрались к снротушке все соседи и соседуш-
кн, нет родного батюшки. Наделить — есть кому, благо­
словить — некому. [V-18a] // …Наделить — есть кому, бла­
гословить — некому. (Нет родного батюшки благосло­
вить сиротушку в путь-дороженьку по свою суженую). [I-
18; IV-5; V-186,18в] // …Не придёт, не «пришанится» к те­
бе кормилец батюшка (братец-соловеюшка), не благо­
словит тебя, снротку. [11-28] // Как у нашей княгинюшки
нету родного батюшки, нет родной матушки. Приступай­
те, чужн добры люди, наделяйте. [V-49]
3.8а. Коник вороненький земельку копает, Ванечка у Танечкн пытает: — Где твой родный батька? — Мой батька далеко, за тремя замками. Первый замок — зелёный лужок, второй — жёлтый песок, третий — тесовый гробок. — Зелё­ный лужок косой скосим, жёлтый песок лопатами разро­ем, тесовый гробок ломамн разломаем. Мы батьку доста­нем, на ноги поставим, благословить заставим. [VI-34]
3.86….Твоя мамонька за тремя замками. Первый за­мок — жёлтый песок, другой — гробова доска, третий — бе­ло полотно. (Первый замок — зелена трава, второй — жёл­тый песок, третий — гробовая доска / «белова тбча»). [III-7, 8; VII-25; VIII-10] // — Я ж бы рада встати, головки не взняти. Первые замочки — гробовы досочки, другие за-мочкн — церковы звоночки, а третьи замочкн — глубоки песочки. [VIII-11]
3.9. …Не упросила Танюшка родимую матушку, чтоб не спала матушка эту тёмну ноченьку, написала бы белу грамоту и послала кормильцу батюшке. [11-21]
3.10а. …Попрошу брата (дадю) родного, чтоб (запряг вороных коней, поехал ко Божьей церкви) ударил в боль­шой колокол, разбудил бы моего батюшку (матушку) на мою свадьбу весёлую (пособрать сиротушку в чужу-даль-нюю сторонушку). (Невесёлая [свадьба], печальная — без тебя, кормилец батюшка). [11-23; IV-5] // Ты, братко-соко-лушка, съезди во Божью церковь, попроси сторожа, что зазвонил бы в большой колокол. Расшанулась бы сыра земля, открылась гробова доска, вышла б родна матушка на мою сиротскую свадебку. [1-16, 17, 18] // Братец-соло-веюшка, слетай в Божью церковь (съезди к обедне), ударь в большой колокол, чтобы раздалась мать сырая земля, раскололась гробовая доска. Разбуди родителей благо­словить (наделить) сиротушку в путь-дороженьку в чу­жие людюшки. (Чтобы встала родна матушка, поглядела на свое дитятко — хорошо ль наряжена, высоко ль поса­жена?). [V-18a, 186,18г, 19] // …Попросить попов и дьяко­нов, чтоб ударили они в большой колокол и разбудили кормильца батюшку. [1-18; П-20]
3.106. …Попрошу я брата родного, чтобы запряг во­рона коня, съездил на кладбище, открыл крутую моги-лушку, окликнул родного батюшку на мою на горькую свадебку. [1-17] // …Попрошу брата родного: — Ты слетай на могилушку, пригласи родного батюшку на мою на горькую свадебку! [И-24]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • 20-е годы Западный Берлин.
  • «Создавала эпоха поэтов»
  • Сахаровские слушания в Риме
  • Памятники правого и левого берега.
  • Интересное