Поиск по сайту

Инструментальные и хореографические традиции

кам) приказал: — Красна девка, не отвяжи, и никому не
скажи. (Ах вы, девки-умницы, не ходите по болотам, не
отвяжите мальчиков). [VIII-45]
6.400.Как в поле на «дерване» мальцы суку разо­
рвали. Три недели «банкет» имели, пока ту суку съели.
[VIII-46]
6.401.Ссохли-сдохли мальчишки, три дня хлеба не
ели, на девушек глядели. [VIII-38]
6.402.На горе, на меже колёса гремели. Там ездили
красильщики (торговцы), возили чернила. — Красилов-
ские девчонки, купляйте чернила. — Зачем нам чернила?
Без них мы черны. — Гладовские девки, купляйте белила.
—    Зачем нам белилы? Мы и так белы. [VI-46]
2.2.  Выбор пары; весть о предстоящей свадьбе
2.2.1а. Иван-волочушка (молодой; Иваненысий), не стой за рекою, не махай рукою, не быть за тобою (а быть за Кузьмой). Если хочешь меня взять, дари моему татке коня вороного, дари моей мамке коровку Бурёшку, брату
—    жеребёнка, сестрице — телёнка. [VII-20]
2.2.1 б. Не стой над рекою, не махай рукою, не быть за тобою. Быть мне за Иваном, за белым, кудрявым. [VI-38]
6.403.Иван да Марья, на горочке купальня, под го­
рочкой гулянье. На горочке рябина, под горочкой див­
чина. Чесалася гребёнкой, своего татку просила: — Тата
родненький (папонька родный), не отдай замуж далё­
ко. За три поля, четыре (за три поля широких), за пятое
за озеро, за шестое за село, чтоб жизнь была весела.
[VIII-48]
6.404.Мету я двор метёлочкой, метя я двор, прислу­
шаюсь. Батька скажет: «Отдам дочку за пахаря». Матка
скажет: «Отдам дочку за писаря». Батька скажет: «Отдам дочке коровушку». Матка скажет: «Отдам дочке пери-нушку». [VII-32]
2.2.4.    — Червонна роза, не стой в огороде (ты не стой­
ка, роза, одна у дороги). — А я не смею одна стояти (а не
одна я стою у дороги), около меня всё цветочки, всё садо­
вые (около меня полно разных цветочков, синих василёч-
ков). Коли Бог судит, и синий цвет будет.
— А ты, Наденька, не стой в народе (ты не стой, Та-нютка, одна в карагоде). — А я не смею одна стояти (да не одна я стою в карагоде), около меня все подружки (около меня полно девочек, всяких паненочек), а только нету од­ного Колечки (милого). Коли Бог судит, Коленька (ми­ленький) будет. [VIII-49]
2.2.5.    Как за речкой, за рекой стоят (сидят) девки
(бабы; люди) толокой. Они стоят и говорят: кто бы к
нам пришёл, кого бы перевёл (перенёс)? (Кому через
речку перейти, кого за ручку перевести?) [VI-42; VII-31;
VIII-50] / Во ржи на меже колёса скрипят, за рекой ши­
рокой люди говорят. — Как бы кто реченьку перешёл,
как бы кто девушку перевёл? [VI-42] (Сходные поэтичес­
кие мотивы — см. Свадебные 8.226-в.)
2.2.6а. Колютка к нам пришёл, Полечку перевёл (пе­ренёс). — Ты, Полинка, будь моя, роди сына у меня, а до-черь у себя. Научи сына грамоте, а дочушку — шёлком шить. [VIII-50] / Перешёл реченьку Мишутка, перевёл де­вушку Валентинку. — Ты роди сыновей, как я сам, роди дочерей, как ты сама. Сыновей будем мы грамоте учить, дочерей будем мы замуж отдавать. [VI-42] / У нас Васют-ка молодец, через речку перейдёт, Манютку переведёт.
—    Ты, Манютушка-душа, роди сына, как и я, а дочушку,
как сама. [VII-31 ] (Сходные поэтические мотивы — см.: Свадеб­
ные 8.226-в, 8.39.)
2.2.66. На бережке остановились, стали речушке го­ворить: — Ты, душа моя, Маринка, как ты беленька-хоро-ша. Ты роди сынов, как я сам, а дочек роди, как сама. Мы сынов будем женить, а дочек замуж отдавать. Мы сынов будем женить на вороненьких кониках, а дочек замуж от­давать за дубовеньким столиком. [VII-31] (Сходные поэти­ческие мотивы — см.: Свадебные 8.38, 8.41в.)
2.2.7.    Посею я лён (мак), конопельки (колопёньки),
прилетели пташки воробейки, поклевали лён, конопель­
ки. — Пусти, мати, погуляти, пташек с конопелек погоня-
ти. [VIII-51] / Запашу я лён, колопёньки (посею я лён, ко­
нопельки), прилетят же (повадились) пташки воробейки.
—    Пусти, мамка, погулять, воробеек-пташек попугать.
[VII-29]
6.405.- Пустивши дитятку, не дождати. / Не пущу,
дочушка, погуляти, тогда мне тебя будет не дождати. —
Дожидай-ка, мама, в понедельник. [VIII-51]
6.406.Пусти, мамка, на недельку, дожидай, мамка, к
«понедёлку». Пусти, мамка (отпускала маменька), в пла­
точке, дожидай («переймала»), мамка, в веночке. [VII-29]
2.2.10.    Старшего свата- с пирогами, молодого зятя —
со звонками, меня, молодую — под венком. / Большого
свата — со звонками, меня, молодую — со венками. Боль­
шого свата с — белым сыром, меня, молодую — с малым
сыном. [VIII-51]
2.2.11.    Посеяли мак, конопельки, повадился дед с
бородою. Как этого деда поймати, синие штанёнки разо-
рвати. [VIII-51] / Запашу я боб за горою, повадился дед с
бородою. Суди, Боже, дедку мне поймати, синие штанён­
ки сорвати, девчатам на «йстушки» подати. [VII-30]
2.2.12.- Зелёненький виноград (чесночок), только зе­лен на поглад. Где тебя посадить? Ти в огороде на «ляхе», та в капусте в борозде? — Где хотите садите, только меня полейте раннею росою вечернею зарёю.
—    Молодая Танютка, где тебя посадить? Ти у татуль-
ки за столом, та у свёкорки на куте? — Где хотите садите,
только меня дарите белым тонким полотном и красивым
молодцом. [VIII-52]
2.2.13.- Лежи, стрелочка, на крутеньком бережку. -Сухо будет — полежу, мокро будет — вылечу.
—    Живи, Наденька, у своего родного татки. — Добро
будет — жить буду, худо будет — замуж пойду. У татки
жить — не слава, замуж идти — не «справа»: «нар^шнички»
не пряла, намёточки не ткала. [VIII-53]
6.407.Иванская (купальская) ночка — купецкая доч­
ка, торги торговала, парней выбирала. [VI-43]
6.408.Дым по полю, пыль по дороге. Там был конь
вороненький, на том коне седло лежит. На том седле
Ванька сидит. За тем конём «погонечка» — Катюточка. —
Постой, Ванька, скажу- побьёшься. Постой, Ванька, ска­
жу — люблю тебя. [VI-44]
6.409.Через гору черна стежка, по ней сзади красна
девка, за ней сзади бел молодчик. — Постой, обожди,
красна девка, загадаю загадочку: около Рождества озеро
стало, около Петра роза цвела. — Правда, бел молодчик,
я там была, венки вила. [VIII-27] (Аналогичный мотив — см.
Колядки 2.6.1.)
6.410.В садочке на уголке висела «колыска» [каче­
ли] на шелку, а на той «колыске» я сижу. Колышите,
мальцы, высоко, чтоб я «чула»-видела далёко, где мой
милый гуляет, золотым колечком махает. [VIII-54]
6.411.Травка-муравка, жёлтый цвет. Что к тебе,
девчонка, сватов нет (сваты не едут)? Богатые сваты не
едут, а бедные не посмеют. Богатому свату скула в бок, а
бедному рушничок. [VIII-55]
6.412.Червонная роза, жёлтый цвет. Не полюбят
мальцы — пойду в свет, а полюбит малец — повернуся, за
него замуж зайдуся. [VIII-56]
3. СВОЯ — ЧУЖАЯ СЕМЬЯ
родная — неродная мать, отец — свёкор; сестры — ятровки; дочери — невестки
3.1. Родная — неродная мать, отец — свёкор; «в чужой мамке правды иет»; «свёкра продавала, батьку выкупа­ла»; «у таткн не жвть»; отец — милый
3.1.1. Иванькина мамка дитя умывала: — Родная ди­тя, умойся слезою, утрись рукавочком. Неродная мамка дитя умывала: — Неродная дитя, умойся водою, умойся беленько, утрись полотенцем, утрися сушенько. [VIII-21]
3.1.2а. Орёл — Божья птица, по полю летает, поля выглядает: чьё поле больше, чьё поле кругло? Моё поле кругло, на четыре угла, на нём ягод много. [VI-47] (Мотив «Божья птица» — см.: Иванские 1.1.5,1.2.1.)
3.1.26. Наше поле кругло, невелико. На нём ягод много. [VI-47] / Моё поле кругло, кругло-невеличко (кругло наше поле), на нём ягод много. И спелых, и зре­лых, «жалёпуших», белых. (Пойдём, девки, брать, кузовы снимать). [VII-35]
3.1.3. Я ягоды брала. Спелки (зрелки^- в тарелки, «желяпу^хи» — в кружки (в лукошки). Спелки — родной мамке, желяпушки — свекровушке. [VI-47] / Я спелые — в ручку, а зрелые — в другую, «жалёпухи» — в подол. [VII-35]
/ Мы спелые — в кузов, а зрелые — в другой, «зеляпуги» -в подол, «цветуги» — в руки. [VII-35] / Я зрелые — мамке (татке), а спелые — татке, «жалёпы» — свекровке. [VII-35] / Мы спелые — мамке, а зрелые — татке, «зеляпуги» — све­кровке, «цветуги» мы свёкру. [VII-35]
6.413.- Ешь, мамка, живися, свекрова — давися. [VI-
47] / Ешь, мамка, сытйсь, а татка — живись, свекровка —
давись. [VII-35] / Свекровка, удавись, свёкор, поперхнись.
[VII-35]
6.414.Перед Петром, пятым днём, разгулялся Юрьев
(Иванов; карий) конь, разбил камень копытом. Как у
камня ядра нет — в чужой мамке правды нет. Перед Пет­
ром, пятым днём, разгулялся Юрьев (Петров; карий, се­
рый) конь, разбил орех копытом. У ореха ядро есть — в
родной мамке правда есть. [VIII-43] (Мотив «конь разбил
камень» — см.: Иванские 2.1.1а-в, 3.1.6, 3.1.7, Хороводные 57.)
6.415.Сегодня у нас Юрьев день, разыгрался ворон
конь. / В нас сегодня Юрьев день, а я, младенька, «рас
топчу», травку-муравку вытопчу, Трошку, Бурёшку вы­
пущу, коня вороного выведу. [VI-34] (Мотив «конь разбил
камень» — см.: Иванские2.1.1а-в, 3.1.5, 3.1.7, Хороводные 57.)
6.416.Разыгрался ворон конь, разбил камень копы­
том. В том камне огня нет, в моего мужа правды нет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • 20-е годы Западный Берлин.
  • «Создавала эпоха поэтов»
  • Сахаровские слушания в Риме
  • Нас собралось трое
  • Интересное