Поиск по сайту

Инструментальные и хореографические традиции

А патом ана тигала <…> — эта уже мне мама рассказывала — тянет абрбть1 (такая, де вот на ка-ню адяётца — абрбть), и вот эту абрбтку (называ-етца ина — абрбть) ина ее тянет па полю и кри-чйть: "Бурёнки-карбуки! Бурёнки, Краснёшки, Чарнёшки! Хадйте сюда! Краснёшки, Бурёнки, Чарнёнки!". Ана усйх сартбв сабярёт. А ёту во так тянет. И во так притянет, и павёшает на вугол, и падставляеть — и чашки, и там и вёдры, и всё и малакб ей натякёт».
д. Грудинино 2040-19. Исп.: Леонова Е. О., 1907 г. р. Зап.: Лоб-кова Г. В., 02.07.1986. Расш.: Мехнецова К. А. 1  «Абрбть» — недоуздок, конская узда без удил и с одним пово­дом (В. Даль).
Встречаются рассказы-легенды, использующие мотив ЧУДЕСНОГО ПРЕВРАЩЕНИЯ: о матери, превратившейся в кукушку (дети не подали матери воды), о человеке, превращенном в аиста.
Среди других сюжетов, использующих мотивы чудесной силы и чудесного превращения — быличка о знахаре и оборотне.
№ 3.   Аист-человек
«Аист был челавёкам. А Бог узяу усйх урёдных ётых — и змёеу там, и лягух, и усйх ётых нысякбмых. Сабрав и в мяшбк, и скызау яму: "Нясй, и зарой, ну ни гляди. Ни у коем случае глядеть нильзя". А ён? Нясёть жа мяшбк, а нады ж паглядёть, што там. Ён как паглядёу’ — так ёты все разбёглиси. И змеи, и лягухи, вси. И вот ён тяпёрь хбдить и сыбираеть. [Бог] Гавбрить: "Ну, раз ты выпустиу — будешь тя­пёрь сабирать". Вот ён тяпёрь, аист, хбдить и са-бираеть — де как?я лягуха, де какёй змей».
д. Асташково 2042-02. Исп.: Моисеенко М. И. (г. р. ие указ.) Зап.: Лобкова Г. В., 03.07.1986. Расш.: Мехнецова К. А.
№ 4.   Знахарь и оборотень
«Ну и вот, был случай такой. Значит, был зна-тёц у деревне. Челавёк был дёсеть лет в вылках, аба-ратнём был, абаратйвши. Приходить ён к этому знатцу. Идёт в деревню волк. Тут люди выскачив-ши явр клюкам гашпоть, а он идёт, галавбй махает. А патом этот вышел знатёц и гаварйт: "Не троньте евб". Взял, закрыл к себе в сарай.
Хазяйку заставил тапйть байню: "Тапй, — г-т, -байню". Тая думает: "Ну што, с ума сашёл". А раныни-та падчинялися мужику, эта ни сичас — баба разйнеть рот, дак мужик ужб… Ну, и значить, што: вечером берёт — спрасйл с этый с хазяйки две пары белья. Тая гаварйт: "Ты што, с ума сашёл? Зачем те­бе стблька?" — "Давай, тебе сказана!" — ана выклы-даеть. Берёть квашню хлебную, ножик берёть сталб-вый, идёт у байню. Хазяйка: "Дай пыглядёть!". Што: он с сарая этава берёть валка, он к яму за пле­чи пад шубу залез. Пашёл в байню. 3 байни идут удваём. Уж он челавёком евб тама-ка атвернул.
И вот, за сталбм, значить, сидйть — выпивають, разгаваривають. У невб метка атсталась, укушен­ная сабакой, на лице. Валчйный шерсти. Дёсеть лет он прабйл у этых у валках. Рассказывал валчйный свадьбы. И вот, гаварйт, на свадьбу хатели трёхга-давалава взять быка, и их сабаки абкусали. Вот евб сабака кусйла, была метка атставши.
Вот эта басня была.
Он сам сумел абярнутца [волком], а ёты ножики украли ат евб. На нбжикых абарачивался. <…> Эти ножики раз украли, значит, он не мог атвернутцы [человеком]. <…> Евб этот челавёк [знатёц], значит, атвернул».
д. Заноги 2118-11. Исп.: Зыляева К. И., 1923 г. р. Зап.: Шишко­ва О. В., 16.07.1986. Расш.: Мехнецова К. А.
Основной мотив многих быличек и легенд -ЧУДЕСНОЕ ВИДЕНИЕ: о поиске цветущей «па-порти» (папоротника); о явлении иконы; многочис­ленные былички о домовом; о появлении привиде­ний на одном и том же месте («старичок сидит, ого­нек горит»); о Святогоре, проходящем раз в сто лет.
№ 5.   Мужик хотел научиться колдовству
«Адйн мушчина рассказывау, што, гавбрить, -таварищ, дружйу я з им. И всё на ягб гаварять: "Кал-дун, каддун ён ужо". Я стау ягб прасйть, што: "Пау-чй мене". — "А ходишь ты у цёрькву?" — "Хаджу". -"Богу мблисси?" — "Малюсю". — "А спаведаисси ты?" — а ён гавбрить: "Спаведаесю". — "Прычасть бе­рёшь?" — "Ага". — "Ну вот, пбйдешь у цёркву, паспа-ведаисся, и прычасть як дадут табё — ты не глытай её, ня ешь, а у платок вазьмй, эту прычасть".
И ён узйу, этыт, так и здёлау. Ну, прышбу, яму^ и сказау, што: "Вот так, вот и у платку". — "Ну, пай-дём у лес". Узйу ружьё, и — "пайдём у лес, я тебе бу-
ду учить, у лесе". Ну, и пашлй яны вдвайх. "Вазьмй, кала сасны привяжи ётыт платок". Ён прывизау. Тады гавбрить: "На ружьё, и стреляй у ен платок". — "Фу! Што мне у платок этыт стрылянуть, — гавб­рить. — Я, — гавбрить, — вот у такую крошку пупаду, а ужо у платок я ужо!". Ну, ён гавбрить: "Ну, стре­ляй". И ён тбльки узял ружьё, хатёл стрелять, гля-дйть — там Исус Хрыстбс распятый, и крбу з ног, и з рук, и атсюль, и проволокой галава увязана, у Су-са Хрыста. И ён кинув ружьё, и ходу дамбв. Вот.
И ён сказау: "Сматрй, пакуль я живый, каб ты никому ни рыссказывау". Дык ён и маучау, пакуль ён памёр. А тады вот на вадё — ^ Себеже ж вада эта свитая, на вадё рыссказывыу. Усйм на свете рысска­зывыу, мушчйна тот. Вот што дёлають калдуны!».
д. Дедино 2113-21. Исп.: Скрипка М. И., 1902 г. р. Зап.: Шишко­ва О. В., 10.07.1986. Расш.: Мехнецова К. А.
№ 6.   Привидения на одном и том же месте
«Ишла я вяснбй, у марте мёсеце, это точно. Иш-ла и задумауши йшла, а мальчишка был кинут у ме­ня в маёй дярёвне, аткуль я. А сама перяёхала сюда. Пайду за мальчишкой, чево он там брошен. После вайны это было дело. И пашла за им. А в марте мё­сеце… Ну, я вышла — туман-туман такёй был, туман, сильный туман. Снег уже таять начал, и утром та­кёй туман! Пришла я в дярёвню Рукбво, вижу — уже падымаетца туман от зямли нямнбжко. Так падю$-ши уже. Думаю, уже солнце будет всхадйть. Иду, а дярёвня Шаловка там называлась, а тапёрь дярёвни там нет. Дярёвни не былб уже. А я устала в Рукбве и думаю — где мне идти — па шассё или идти тут на-прямкй стёжкой паблйже до маёй дярёвни. Не, ду­маю, пайду тут — ближе, до маёй дярёвни, там далё­ко дуже, идти кругбм.
И пашла. Иду и саначки с сабой тяну, што чемо­дан же там у меня кинут. И думаю — вот дура, бая­лась идти! А мужчина ёдеть на гнядйм каню! С лё-вова боку идёть около канй, кбла лошади, и жбл-тенький сабачка кола явб. Воз сена вязёть и на вазу крылья от самалё^ра — ляжйть на этом вазу. Думаю -вот дура, баялась’идти. Стежка, думаю, — а как же он па стежке па этай праёдеть. И так с гары спус­кался до дярёвни, так спускался быстро, а я иду. Глядь — стайть. Конь стайть и ён стайть. Думаю -чево это так? Думаю — ну я спрашу, мбжа, яму па-мбчь што надо. Иду aruhb сагнууши. Глядь — ни ка-ня, ни челавёка нет, никавб. Землянка стайть. Ну куда ж я зэйшла? Тбльки стежка! Я ж никуда не сворачивала с этой стяги! Тут же я знаю хады-выха-ды, куцы ж я — я ж не магла заблудйтца!
Ну ладно. Думаю: зайду я в эту акбпину, спро­шу — тут ещё, верно, люди живуть. Падхажу\ а там -вот такой камяшбк, вьггаиуши тбльки са снегу. Видна макушечка Зтова камня, тарчйть. И больше -ни акбпины нет, ничавб! Я стала и стаю. Страх ме-
77*
ня з^зял. Што такое? Где тот мужчина, где тая ло­шадь делась, што такое? Госпади! Ой! Тады я стыя-ла-стыяла, перякрестйлась и пашла. Пайду!
Прихажу в самую дярёвню — на гару паднялась, в самую дярёвню. Там дярёвни нет — бывшая дярёв-ня. И тбльки-тбльки стадо валкой прайшёуЧии. Вот шириной — как от этой стенки до ётой. Так, такое стадо! Ежли б не этот конь и ня воз бы этот, меня б аны разорвали! Я пастаяла тут кбла лущовины, яны меня и не увидели. А в дярёвне тоже лущбвинка та­кая, што янь’1 прайшлй и меня не увидели. И как раз, вот ежли б я пашла па шассё, я б с им носу с носом бы встретилась, там бы. Анй б меня… А тады ж по­сле вайны ели людей.
Ну што ж? Я скарёй пабёгла — бягбм, бягбм. Вбегаю на поле — Батйнница дярёвня называетца. Идёть жёншчина в Рукбво, сюды уже в магазин. "Здраствуй!". Я ей — ни слова, думаю — апять мне привидение какое-то. Ни слова! "Ты кавб в зубах панесла? — пбпросту на меня. — Ты чавб в зубах па­несла?". Я ей ни слова не атвётила. Ничевб не ска­зала. Прихажу туды в сваю дярёвню, племеннику рассказываю и плачу. Вот так и так.
Ана гаварйть: "Аи, ты вот ишла задумауши, што как жить вярну^ши, ну как жить да и што — вот табё так и привиделось". Я гаварю: "Наверно, так".
Идём аттуль уже с мальчишкой. Прихажу в Ру­кбво, идуть в Грудинино жёншчины на собрание. Я гаварю: "Бабоньки, родненькие, расскажите, што это мне такое?" — "С-пад Ялины ехала?" — "Да". -"А там часто вйдять люди. Не анна ты. То старичок сидйть, аганёк гарйть. Падайдй — никавб нет". Я бы не павёрила, но вси жёншчины мне падтвердйли. "А то, — гавбрють, — сабака сидйть на тэм мести. Падэйдй — ни сабаки, никавб нет. А то — кот".
Ну, дак вот и угадывай, што там такое».
д. Бояриново 2022-01. Исп.: Малаховская Е. М., 1897 г. р. Зап.: Неудачина Е. А., 03.07.1986. Расш.: Валевская Е. А.
№ 7.   Святогор проходит раз в сто лет

узнать провайдера по ip

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • 20-е годы Западный Берлин.
  • «Создавала эпоха поэтов»
  • Сахаровские слушания в Риме
  • Памятники правого и левого берега.
  • Интересное