Индикаторы политической культуры населения
В современной науке термин «политическая культура» чаще используется для обозначения исторического опыта, памяти социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их устойчивых политических предпочтений и навыков, влияющих на политическое поведение. Политические предпочтения, как и политическое поведение, приобретают региональную специфику. Политическая культура населения Псковской области — наглядный пример регионализации политических предпочтений граждан России. И одним из её индикаторов являются отношения населения к соседним странам.
Псковская область является единственным регионом европейской части России, граничащим с тремя государствами. Причём Эстония и Латвия чётко ассоциируются местным населением с западным культурным миром, а республика Беларусь — с культурой, очень близкой России.
В июле 2003 года методом формализованного интервью был проведён социологический опрос населения Псковской области и прилегающих к ней районов соседних областей России. Всего опросили 3152 респондента, в т. ч. 2569 — в Псковской области (в среднем около 100 человек на одну административную единицу). В пределах каждого административного района и в обоих городах областного подчинения была выдержана репрезентативность выборки по полу и возрасту.
Согласно результатам данного социологического исследования, Эстонию и Латвию считают дружественными странами 14,2% опрошенных, просто соседями -53,9%, неприятными соседями — 14,1%, явно недружественными странами — 11,0% и 6,8% респондентов затруднилось с ответом. Таким образом, каждый четвёртый из опрошенных жителей области настроен достаточно недружелюбно по отношению к западным соседям. При этом наиболее позитивные оценки характеризуют население почти всех собственно пограничных районов области, и в этом плане лидирует эстонское пограничье, где доля положительных ответов почти троекратно превышает негативные оценки.
В поясе районов, соседних с собственно пограничными районами, отношение к странам Балтии менее доброжелательное. Но и здесь более позитивно настроено население эстонского приграничья, а население южных районов области (белорусского приграничья) отличается наиболее негативными оценками. Население латвийского приграничья и внутренних районов области настроено более нейтрально, но с заметным негативным оттенком, и оценки здесь близки к среднеобластным.
Подобная географическая закономерность была подмечена при проведении аналогичного общеобластного социологического опроса 1999 года. Тогда было высказано предположение, что под обликом географической закономерности «север-юг» скрываются различия в политической культуре населения в разных районах области, определяемой соотношением числа сторонников демократических, центристских, национал-патриотических и левых партий. И эта закономерность подтвердилась в 2003 году.
Как и четыре года назад, позитивно-нейтральное отношение к Эстонии и Латвии в большей степени ха-
рактеризует сторонников правых и центристских партий, а в значительной степени негативное — сторонников левых и национал-патриотических партий. Так, 38% сторонников КПРФ и ЛДПР воспринимают Эстонию и Латвию в качестве недружественных стран или неприятных соседей.
Отношение к странам Балтии в значительной степени зависит от уровня толерантности населения, проживающего в регионе. Ранее уже была использована оценка степени терпимости населения Псковской области к русским и нерусским переселенцам в качестве косвенной характеристики политических субкультур. В исследовании, проведённом в 2003 году, для оценки степени терпимости населения к нерусским переселенцам был использован метод измерения социального расстояния, разработанный Е.С. Богардусом, который, хотя и был разработан ещё в 1928 году, с определёнными коррективами может по-прежнему применяться в исследованиях толерантности и этнических стереотипов в настоящее время.
Так, согласно результатам опроса 2003 года, настоящую дружбу с нерусскими переселенцами считает возможной лишь 7,8% опрошенных, не возражает против проживания по соседству с ними -31,3%, считает возможной совместную работу с ними — 11,6%, не возражает против проживания их в Псковской области — 19,2% .
Почти каждый десятый из опрошенных открыто выразил своё негативное отношение к нерусским переселенцам в Псковскую область, и ещё 15% обозначили своё негативное отношение к нерусскому населению в скрытой форме (отметив, что им можно посещать область только в качестве туристов). Затруднились с ответом на данный вопрос только 4,7% респон-
дентов. Таким образом, в целом в Псковской области доли респондентов, обозначивших своё негативное отношение к странам Балтии и нерусским переселенцам, почти совпадают и составляют 25%, т. е. четверть опрошенных.
Как и в 1999 году, была замечена частичная зависимость степени толерантности респондентов от их политических симпатий. Наибольшей толерантностью характеризуются сторонники правых и центристских сил, наименьшей — сторонники ЛДПР, а сторонники «Союза правых сил» и КПРФ заняли промежуточную позицию на шкале толерантности.
Группы респондентов, отличающиеся наибольшей толерантностью, примерно в 1,5-2 раза чаще (до 20%) называли Эстонию и Латвию дружественными странами, и в 1,5-2 раза реже — явно недружественными странами и неприятными соседями, чем противоположные им по толерантности группы, в которых уровень негативного отношения к странам Балтии достигает 40%.
На фоне относительно негативного отношения жителей области к Эстонии и Латвии мнение об их вхождении в Европейский Союз выглядит достаточно оптимистичным. Так, положительно данный политический шаг оценивают 43% опрошенных, а отрицательно — только 23%, а 34% затруднились с ответом. Обращает на себя внимание тот факт, что население собственно пограничных с Эстонией и Латвией районов высказывает заметно большую настороженность и обеспокоенность по поводу предстоящих перемен, чем жители прилегающих к ним районов. При этом население внутренних районов области, не имеющее тесных связей со странами Балтии, занимает по этому вопросу скорее нейтрально-безразличную позицию.
С меньшим оптимизмом оценивается изменение политических отношений между Россией и странами Балтии после вхождения последних в Европейский Союз. Только 34% опрошенных считает, что отношения России со странами Балтии в перспективе улучшатся, и почти 26% заявляет, что отношения должны ухудшиться, а 40% затруднились с ответом. Наиболее пессимистично настроено население ряда пограничных с Эстонией и Латвией районов, а также жители внутренних районов области.
На индивидуальном уровне реакция респондентов на вхождение стран Балтии в Европейский Союз сильно зависит как от их отношения к западным соседям, так и от их политических симпатий. Данный политический шаг положительно оценивает более половины сторонников правых партий («Союз правых сил» и «Яблоко»), почти половина — «Единой России», и только 28% -КПРФ, дали отрицательные ответы 37%. Сторонники ЛДПР в ответах на данный вопрос занимают промежуточную позицию: положительно вхождение стран Балтии в Европейский Союз оценивает 41%, отрицательно — 30%.
Почти так же оценивается сторонниками разных партий изменение отношений между Россией и странами Балтии после вхождения последних в Европейский Союз. В порядке уменьшения политического оптимизма своих сторонников партии располагаются следующим образом: «Союз правых сил», «Яблоко», «Единая Россия», ЛДПР и с большим отрывом КПРФ, где уже явно превалируют пессимистические настроения.
В числе других итогов проведённого исследования отметим следующее: пограничность Псковской области не только сказывается на современной по-
литической культуре населения региона, имеющей заметный национал-патриотический оттенок, но и серьёзно отражается на специфике образа жизни населения приграничных районов. Этому способствует форма территории области, вытянутость которой с севера на юг в значительной степени определяется существующей в течение многих столетий этнической границей, неоднократно принимающей форму политического рубежа. При этом вдоль современной государственной границы сформировались зоны непосредственного социокультурного влияния соседних стран, выраженные в тесноте родственно-дружеских связей и интенсивности трансграничных контактов.
Страницы: 1 2