Поиск по сайту

Имена и судьбы

Вскоре после начала Крымской войны, в ноябре 1853 г., Бутырский пож был направлен к Анапе для борьбы с -незамиренными- горцами, которые пытались объединиться с турецкими войсками. В мае 1864 вместе с Бутырским полком Сенаторский совершил переход от Анапы к Новочеркасску и обратно, во время которого неоднократно участвовал в стычках с противником. Впоследствии, в 1864 году, он получил право носить особый крест «в память покорения Кавказа».
Поздней осенью 1854 г. полк был переброшен в Крым и включен в состав Севастопольского гарнизона. Из послужного списка А. Сенаторского видно, что он участвовал в самых жестоких боях: битве на Черной речке и у Меккензиевых высот, в обороне севастопольских бастионов и Инкерманском сражении. При этом
он очень часто переводился из одного полка в другой. Причина этого — в гибели многих священников от вражеских пуль и ядер, страшной нехватке пастырей в воинских частях. С января по ноябрь 1855 года он служил священником в четырех различных полках и вел службы в Адмиралтейском соборе, причт которого погиб почти полностью. За свою храбрость отец Андрей был удостоен орденов святой Анны 2 степени и 3 степени с мечами, награжден бронзовым наперсгаым крестом в память о войне 1853-1856 гг.
В сентябре 1859 года Андрей Сенаторский был назначен законоучителем в Псковское училище военного ведомства. Это заведение былов18б8 году преобразовано в военную прогимназию, а позже — в военную гимназию (в 1873 году) и кадетский корпус (в 1882 году). Однако, несмотря на все метаморфозы, А. В. Сенаторский оставался бессменным законоучителем. Он отличался крайней добротой к детям и, по свидетельству одного из своих сослуживцев, иногда даже прятал провинившихся в чем-либо кадетов в своей келье от наиболее суровых педагогов. Туг следует заметить, что режим корпуса был очень строг и допускал применение самых разнообразных взысканий, от лишения десерта за обедом до сечения розгами. Впрочем, простого выговора от любимого священника кадеты боялись гораздо больше, чем наказаний, налагаемых офицерами.
Воспитанники корпуса окружали имя отца Андрея самыми невероятными легендами. Так они угверждали, что несколько картавый выговор Сенаторского объясняется тем, что он якобы побывал в плену у турок и был ими закопан по шею в землю, но чудом спасся. А вот какой портрет Андрея Васильевича дает его сослуживец, офицер-воспитатель и известный краевед Ф. Ушаков: «Уроженец Киевской губернии, он сохранил в себе черты малороссийского характера, не исключая хитрости, но хитрости не злой, не корыстной, а той, которая только забавляется человеком, поставленным ею же в смешное положение… Я застал отца Андрея еще в 1881 г. Это был высокий, плотный старик с благообразным лицом древнего патриарха… Крупные черта лица, вырубленные, что называется, топором, сообщали ему энергичное выражение, а добрые серые глаза… смотрели с какой-то детской кротостью».
Другой сослуживец отца Андрея, полковник Ермолин, писал в своем рапорте, что законоучитель — «человек заслуженный, с основательными познаниями в догматах веры, с кротким характером и редко встречаемой любовью к детям».
А. В. Сенаторский служил в корпусе вплоть до 1887 года, когда преклонный возраст заставил его оставить учебное заведение. К отставке он получил очень почетный орден святого Владимира 3 степени и пенсию из средств военного министерства. Кроме обязанностей корпусного священника, отец Андрей занимал должность законоучителя в псковском приюте святой Ольги. И нет сомнения, что
многие поколения псковичей несли в душе след доброты этого удивительного человека.
На фото:
Андрей Васильевич Сенаторский. 10 апреля 1880 года
Очерк 2. Киприан Сергеевич Хоцянов
Существовавший в Пскове с 1882 по 1917 г. кадетский корпус считался одним из лучших среди военно-учебных заведений России по уровню преподавания и успехам воспитанников. В старинной кадетской песне «Журавель» о Псковском корпусе между прочим пелось:
На шпаргалки портачи,
То зубрилы-псковичи.
В корпусе служило немало талантливых преподавателей, среди которых особое место принадлежало преподавателю русского языка и словесности Киприану Сергеевичу Хоцянову.
Кирпиан Сергеевич родился в 1846 г. в семье мещанина Минской губернии. В 1875 г. он закончил курс Санкт-Петербургской духовной семинарии, но священнического сана принимать не стал. Вместо этого Хоцянов поступил на педагогические курсы при 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии. Они стали настоящей лабораторией научного поиска, полигоном для испытания новейших идей в области воспитания и образования.
Успешно окончив курсы, в 1877 г. Киприан Сергеевич был направлен учителем в Полоцкую военную гимназию.
Проработав в ней четыре года, К. С. Хоцянов был прикомандирован к Главному управлению военно-учебных заведений в Петербурге. Хоцянов уже снискал известность как автор статей по методике преподавания русского языка и словесности, педагог-теоретик.
В1882 г. началось преобразование военных гимназий в кадетские корпуса. Устроители корпусов прекрасно понимали, что основой всякого образования может быть лишь знание родного языка. Поэтому учителями словесности назначались лишь самые лучшие из сотрудников упраздняемых военных гимназий. Среди таковых оказался и К. С. Хоцянов, который в марте 1882 г. был зачислен в штат Псковского кадетского корпуса.
По свидетельствам современника, Хоцянов много беседовал с кадетами, читал им вслух произведения русских поэтов и даже давал книги из собственной библиотеки.
Кстати сказать, среди разбираемых литературных образцов было, согласно программе, очень много произведений А. С. Пушкина. Так, например, кадеты 3-го
класса (12-14 лет) должны были «для развития памяти и художественного чувства» выучить наизусть 12 стихотворений, из которых перу Александра Сергеевича принадлежало 5. Ученики должны были также прочесть и уметь пересказывать своими словами отрывки из поэмы «Руслан и Людмила», повестей «Арап Петра Великого» и «Капитанская дочка» и даже из «Истории Пугачевского бунта».
В 5-м классе (14-16 лет) кадеты знакомились с такими понятиями, как «строение речи», «стиль». В 6-м классе занимались ‘теорией прозы и поэзии», и лишь в последнем, седьмом классе, полагался систематический курс «Истории русской словесности». Для этого курса К. С. Хоцянов опубликовал в 1880-е годы серию брошюр, посвященных отдельным произведениям русских классиков. В них собственно литературный анализ успешно сочетался с нравственными и психологическими характеристиками.
В1880-90 годы программы по словесности в кадетских корпусах неоднократно сокращались и урезались. Любившему свой предмет Киприану Сергеевичу это было очень неприятно и обидно. Особенно огорчало его исключение курса истории русской словесности. С1889 г. вместо него полагалось «объяснительное чтение», когда педагог читал кадетам лишь какой-то отрывок из повести или поэмы, а затем разъяснял его смысл и основные художественные особенности.
В 1901 г. Псковский корпус посетил недавно назначенный начальником военно-учебных заведений великий князь Константин Константинович. Урок К. Хоцянова ему не понравился. В своем дневнике великий князь с раздражением записал, что псковский педагог читал кадетам «Скупого рыцаря» скучно, «часто сбиваясь на прописную мораль». Дело, думается, заключалось не в отсутствии у Хоцянова таланта. Наоборот. Ему было просто неинтересно, неприятно разъяснять какой-то отрывок, а не всю трагедию в ее прекрасной смысловой целостности. Кстати, сам Константин Константинович хорошо видел все недостатки объяснительного чтения. С 1903 г. учебные программы корпусов стали расширяться, в том числе и по словесности. В октябре 1907 г. Хоцянов поместил на страницах журнала «Педагогический сборник» статью, в которой горячо приветствовал новшества.
Рассчитавшись с ненавистным ему «толкованием», Хоцянов высказывал в той же статье несколько новаторских для своего времени идей. Некоторые из них, впрочем, не потеряли актуальности и по сей день. Так, Киприан Сергеевич призывал при оценке сочинений ставить баллы только за грамматику, но не за высказанные идеи. Иначе, по его мнению, кадеты «потеряют всякую охоту вникать в содержание, следить за выяснением… общей идеи, а будут заботиться единственно о передаче его фактов». Кстати, когда в 1907 г. Константин Константинович вновь посетил Псков, он отозвался об уроках Киприана Сергеевича с большой симпатией, отметив отличные знания кадетов.
Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война прервала мирное течение жизни Псковского кадетского корпуса. На жизни Киприана Сергеевича боевые действия сказались самым трагическим образом. Его сын Николай, будучи офицером-артиллеристом, героически погиб в бою с австрийцами.
За этот подвиг Владимир Киприанович получил посмертно орден св. Георгия IV ст. Несчастья семьи усугубились тем, что еще один сын Киприана Сергеевича, узнав о гибели брата, не выдержал душевного потрясения и застрелился.

Сертификаты на сарансккабель.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Гимн Пскова переведен на английский язык
  • В Пскове прошел фестиваль экстремального бега
  • Адмирал и педагог
  • В 2018 году в Псковской области будет реализована программ санавиации
  • Интересное