Иллирийский, этрейский, эсперантский…
Уже в прошлом веке Пушкин был известен во всем мире. Его произведения были переведены к 1899 году (100-летие поэта) на 50 языков:
французский (с 1823 г.), немецкий (1823), шведский (1825), сербский (1826), польский (1826), итальянский (1828), малороссийский (1830), чешско-моравский (1830), грузинский (1832), молдавско-влахийский (1835), иллирийский (1835), английский (1835), англо-американский (1849), англо-индийский (1886), голландский (1837), персидский (1837), датский (1843), армянский (1843), новогреческий (1847), словацкий (1849), этрейский (1856), сербо-лужицкий (1857), румынский (1857), древнееврейский (I860, македонско-словенский (1862), венгерский (1864), червонорусские или русинские издания, отпечатанные в Галичине, Угорщине, Буковине (1865), хорубанско-словенский (1865), турецко-османский (1867), болгарский (1870), норвежский (1871), калмыцкий (1871), татаро-караимский (1873), испанский (1874), испано-американский (1875), финский (1876), латышский (1877), татаро-казанский (1877), эстонский (1879), латинский (1882), древнегреческий по аттическому наречию (1886), древнегреческий по эолическому и новоионическому наречию (1886), сартовский (1887), эсперантский (1889), татарско-кавказский или азербайджанский (1892), японский (1892), монголо-бурятский (1896), черемисский (1897), гагаузско-турецкий по бессарабскому наречию (1898). еврейский жаргон (1899), церковнославянский древнейшей редакции (1899), церковнославянский поздней редакции (1899), литовско-жмудский (1899).
«Исторический вестник», май 1899 г.
Он летал на истребителе «Александр Пушкин»
На протяжении двух столетий имя А. С. Пушкина знает весь земной шар. Даже в трудные минуты войны его не забывали. Так, по инициативе писателя-пушкиниста Ивана Новикова жители города Каменск-Уральский собрали средства на постройку истребителя Як-7 «АЛЕКСАНДР ПУШКИН». Личные взносы Новикова составили 100000 рублей.
28 июля 1943 года самолет был торжественно вручен командиру 2-й авиационной эскадрильи 1б2 истребительного полка 309 истребительной авиационной дивизии капитану Горохову Юрию Ивановичу, родившемуся 1-го августа 1921 года в деревне Федосцино Ивановской области. Перед войной он закончил аэроклуб и Чкаловскую военную авиационную школу.
Капитан Горохов Ю. И. — участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. За период Отечественной войны, ведя непрерывную боевую работу, вырос в замечательного и отважного воздушного бойца.
Им произведен 351 боевой вылет, проведено более 50-ти воздушных боев и сбит 21 самолет противника лично. Обладал отличной техникой пилотирования.
В Орловско-Курской операции капитан Горохов Ю. И. с 11 по 20 июля в дни напряженных воздушных боев, делая по 3-4 вылета в день, сбил 5 самолетов противника. В период воздушных боев с 10 по 20 августа совершил 27 боевых вылетов, провел 10 воздушных боев и сбил 6 самолетов противника.
Только за один день 12 августа 1943 года капитан Горохов Ю. И. провел 4 воздушных боя с превосходящими силами противника, в которых сбил 4 самолета: три ФВ-190 и один Ю-57. Летая на самолете Як-7 «Александр Пушкин», капитан Горохов Ю. И. сбил 9 вражеских бомбардировщиков.
За мужество и отвагу, геройство, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитан Горохов Ю. И. награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны I степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4.02.1944 года капитану Горохову Юрию Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Но ему было не суждено получить эту награду. 1-го января 1944 года в воздушном бою над Смоленщиной он погиб. Похоронен в братской могиле у дер. Красная Горка Краснинского района Смоленской области.
Его имя носят улицы в г. Заволжск и Кинешма.
Министерство связи СССР выпустило в 1986 г. почтовый конверт с портретом героя.
Н. ГОРБАЧЕВ