Поиск по сайту

Идея державности в самосознании псковичей

Со времени образования Русского централизованного государства и до падения самодержавия основой российской государственности служили Православная вера, Государь и Отечество, на которых сложилась идея державности, занимавшая главенствующую роль в национальном самосознании. Ее корни восходят к эпохе Киевской Руси и принятию христианства. Для воспроизводства самой традиции идеи державности у современных псковичей необходимо глубокое понимание значения Пскова и Псковской земли в социально-политической истории России.
Хронологически традицию идеи державности в данном регионе можно условно разделить на два периода: 1. Феодальная обособленность Пскова; 2. Псковщина в составе централизованного государства.
В первый период, связанный с принятием христианства, идея державности содержит два тождественных понятия: «Земля Псковская» и «Дом Святой Троицы», т. е. отечество (земля отцов) и православная вера (в лице небесного покровителя). Святые благоверные князья, защитники Пскова, Всеволод-Гавриил, Александр Невский и Довмонт вскоре после смерти были канонизированы, а их жизнь и деяния служили для потомков мерилом праведности и героизма. Сакральные значения меча и креста обрели единство.
Второй период ознаменован расширением содержания идеи державности. Главная идея, идеологическое обоснование российского самодержавия — теория «третьего Рима» — своим рождением обязана Псковской земле, что не является случайным. Кажущаяся на первый взгляд «обособленность» Пскова в эпоху фе-
одальной раздробленности в то время осмысливалась современниками как нечто цельное в форме понятия «земля русская», восходящего к древнекиевским временам (старец Филофей, иконописец Василий).
После присоединения Пскова к Московскому государству менее чем за столетие идея державности модернизировалась за счет расширения содержания понятий: «Государев город Псков» — как часть единого Российского царства, с сохранившимися традициями; «Дом Святой Троицы» — включающий в себя жителей города и весь православный мир; царь, хранящий святую веру и повелевающий «твердо и непорочно» хранить ее, ибо сам он «от Бога поставлен». С того времени идея державности утверждается окончательно. Позднее она выразилась в формуле «Православие, самодержавие, народность» — идеологической аксиомы государства, а псковичи стали мыслить себя провинцией, полноту качества которой репрезентирует центр.
Осознание себя наследниками идеи державности, в рождении которой светит духовная мощь предков, прервалось в ходе исторических коллизий XX века. Между тем, есть основания надеяться, что глубокая традиционность Псковщины сохранится. Идея державности в сознании потомков древних псковичей должна быть вне политических случайностей, что связано с особенностью Псковщины как пограничной земли.

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Политическая культура региона: историко-теоретический и прикладной аспекты
  • Политическая педагогика, введение.
  • Псков и Москва на пути к объединению
  • Интересные факты о Пскове
  • Интересное