Поиск по сайту

Город Невель

В составе большевистской организации к августу про­изошли некоторые изменения. Руководитель невельских большевиков Саркис Мнацаканович Саркисянц был ото­зван в губернскую партийную организацию. Все заботы легли на плечи его боевых соратников — А. Г. Бейлина, Я. Я. Гутмана, А. Н. Зайцева, В. А. Ляхова. У них были верные помощники — Яковлев, Отц, Шкарупин, Ефремов и другие. За большевиками шел преданный делу револю­ции прапорщик, позт и скульптор Борис Михайлович Зу-бакин, который написал в послефевральские дни песню «Под серой шинелью солдата свободный идет гражданин».
Узнав о прибытии женского батальона, большевики потребовали    срочцого  созыва  расширенного    заседания
исполкома с участием представителей солдатских коми­тетов всех частей гарнизона. Одновременно они предпри­няли и другие шаги. Раздобыв на железнодорожной стан­ции паровоз и подобрав надежного машиниста, больше­вики вывезли женский батальон к разъезду Дретунь. Там он был встречен отрядом из саперов и артиллерис­тов и разоружен. Дальнейший путь «батальон смерти» продолжал без оружия…
Вечером исторического 25 октября 1917 года состоя­лось бурное заседание Невельского Совета. Точных све­дений из Петрограда еще не было, знали только, что там идет решительный бой с Временным правительством. На этом заседании большевики поставили вопрос ребром: с кем идут меньшевики — с революционными рабочими и солдатами или с Керенским и Корниловым? Меньшевики от прямого ответа уклонились. В самый разгар прений была получена телеграмма Петроградского Совета, кото­рая извещала о победе пролетарской социалистической революции.
Солдаты Невельского гарнизона, рабочие города и кре­стьяне уезда приветствовали Октябрьскую социалисти­ческую революцию. В докладной записке командования Виленского конного запаса начальнику гарнизона города 27 октября отмечалось: «Настроение людей приподнятое в большевистском духе в связи с последними декретами Народных Комиссаров». В воинских частях широко рас­пространялись  большевистские  газеты и листовки.
2 ноября в Невель прибыл представитель Петроград­ского Военно-революционного комитета С. Г. Рошаль. Он встретился с руководителями большевистской организа­ции и вместе с ними разработал мероприятия по упроче­нию в городе и уезде Советской власти.
По требованию большевистской фракции 3 ноября было созвано экстренное собрание исполнительного ко­митета Совета солдатских и рабочих депутатов и пред-
ставителей  батальонных  комитетов.  На  собрании  после доклада С. Г. Рошаля о текущем моменте было оглашено следующее   заявление:   «Фракция   большевиков   считает: ввиду того, что власть Советов, возглавляемая Народными Комиссарами, в Петрограде, Москве, Кронштадте и дру­гих  городах  России уже  осуществилась,   и  ввиду  того, что Невельский исполнительный комитет в большинстве своем состоит из меньшевиков, правых эсеров и других объединений  мелкобуржуазных  партий  и  офицеров,  не стоящих на платформе Советской власти и явно враждеб­ных интересам рабочих и крестьян и всех трудящихся, ввиду  того, что  Невель — важный узловой пункт, близ­кий  к  границам  врагов  Советской  власти,— немедленно организовать    Военно-революционный   комитет  из пред­ставителей фракции большевиков, левых эсеров, предста­вителей 17-го корпуса и гарнизона и представителей от рабочих   и   крестьян.   Исполнительный  комитет  прекра­щает свое существование и сдает все дела Военно-рево-люционному комитету.  Председателем Военно-революци­онного комитета назначается тов. Бейлин…»
Тем  временем контрреволюция  лихорадочно  мобили-зовывала силы. Генерал Духонин из ставки в Могилеве отдал распоряжение командованию 17-го корпуса о про­движении на Петроград.  Но в корпусе уже действовали большевики. Батальон Крамского полка двинулся к стан­ции   Новосокольники,   чтобы  преградить   дорогу   другим соединениям. Это заставило генерала Духонина пуститься на  прямой обман.  В  телеграмме командующему корпу­сом он сообщил, что движение войск на Петроград им якобы   приостановлено,   и  предложил  передать   револю­ционному батальону его приказ о возвращении на фронт. Ночью  8  ноября   1917   года   из   Петрограда  на  имя А. Г. Бейлина пришла телеграмма, в которой Петроград­ский Военно-революционный комитет предлагал принять меры,   чтобы   не   допустить   направления   на   Петроград
17-го Корпуса. Выполняя Эту директиву, руководители Невельского ВРК организовали в частях гарнизона от­пор попыткам меньшевиков и эсеров помочь 17-му кор­пусу в выполнении его контрреволюционной задачи. Ра­бота развернулась и в частях самого корпуса. В 9-м Ин-германландском полку большевик Александр Федоров, в других частях большевики поручик Леонид Томах, ря­довой Павел Волков, подпоручик Михаил Русанов несли солдатам большевистскую правду. Они рассказывали о не­давних революционных событиях в Петрограде, о значе­нии Октябрьской революции. Положение было сложным, поскольку перевес в военной силе был на стороне 17-го корпуса: в нем насчитывалось 60 тысяч человек, в частях Невельского гарнизона, в большинстве своем идущих за большевиками, — 40 тысяч. Обстановка требовала сроч­ных и решительных мер.
Глубокой ночью к штабному поезду 17-го корпуса, который стоял на запасном пути в пяти километрах от станции Невель, прибыли члены Невельского ревкома Федоров, Гутман, Томах, Русанов, Волков, Зайцев и Ля­хов. Связь штаба со ставкой Духонина была заранее прервана саперами. В 3 часа 50 минут ночи два взвода под командованием Волкова и Ляхова с двух сторон по­дошли к составу, обезоружили и сменили охрану. Еще через несколько минут отряд под командованием Федо­рова открыл сильный огонь по штабным вагонам. Офи­церы штаба 17-го корпуса и его командир барон фон Шиллинг сдали оружие.
11 ноября А. Г. Бейлин по прямому проводу доло­жил Петроградскому Военно-революционному комитету: «Прошу передать товарищу Ленину о том, что задание о задержании 17-го корпуса выполнено. Командующий корпусом генерал Шиллинг со всей свитой и штабом аре­стованы и отправлены в Петроград в распоряжение Во-енно-революционного комитета».
Народный комиссар по военным и морским де­лам Крыленко утвердил большевика поручика Фе­дорова          командующим 17-м корпусом. На долж­ность комиссара корпуса большевики выдвинули подпоручика Русанова.
Предотвращение контр­революционного похода 17-го корпуса на Петро­град — одна из самых яр­ких страниц борьбы не-вельских большевиков за Советскую власть.
В конце ноября 1917 года в Невеле воз­ник новый Совет солдат­ских и рабочих депута­тов. 1 декабря был из­бран исполнительный ко­митет уездного Совета, в  состав  которого   вошло
50 человек, в том числе все члены Военно-революцион­ного комитета. При исполкоме был ряд отделов: земель­ный, финансовый, народного образования, военный, на­родного хозяйства, продовольственный и т. д. Централь­ное место в работе исполкома занимали вопросы укреп­ления Советской власти в уезде, установления революци­онных порядков, проведения преобразований во всех сферах общественной жизни. 22—29 декабря 1917 года состоялся уездный съезд крестьянских депутатов. Он при­ветствовал Советскую власть и принял решение влиться в Совет солдатских и рабочих депутатов.
Упрочение Советской власти в Невельском уезде про­ходило в трудных условиях. После того, как кайзеров­ские войска возобновили наступление на северо-западе, территория уезда стала прифронтовой зоной.
В 1918 году невельские коммунисты развернули боль­шую работу по формированию частей Красной Армии. В казармах на полуострове был создан 25-й Невельский полк. Другой полк из солдат-добровольцев 35-й дивизии старой армии влился в районе Орши в 1-ю (79-ю) бригаду 27-й стрелковой дивизии и стал называться 235-м Невельским полком. Позднее этот полк в составе 27-й дивизии сражался с армией Колчака, участвовал в освобождении Татарии, Башкирии, Урала и Сибири.
Мобилизация в ряды Красной Армии развернулась во всем Невельском уезде. Газета «Молот», выходившая в Невеле в 1918 году, писала: «Во всем мире ружья, пу­леметы, пушки находятся в распоряжении буржуазии для порабощения рабочих. Только в Российской Совет­ской Республике вся военная техника в руках рабочего класса. Рабочие и крестьяне! Пользуйтесь этим для ва­шей защиты. Идите в Красную Армию! >>
Осенью 1918 года в Невеле была проведена первая уездная партийная конференция. Она избрала уездный комитет РКП(б). Председателем укома был утвержден Иосиф Пасов, член партии с 1904 года. Он долгое время работал в Донбассе — в Юзовке. За революционную дея­тельность И. Пасов в 1916 году был выслан в Невель, где он принимал активное участие в революционной ра­боте. Еще раньше И. Пасов был избран председателем исполнительного комитета Совета рабочих, красноар­мейских и крестьянских депутатов. В бюро укома, кроме него, вошли товарищи Бейлин (ЧК), Томах (упродко-миссар), Рейнгольд (уездвоенком), Гутман (орготдел укома) и Бобков (заведующий уездным отделом народ­ного образования).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • В Пскове проводится выставка , посвященная Красной армии
  • Духовное училище.
  • В Пскове был выбран ученик года 2018
  • Интересное