Город Невель
В составе большевистской организации к августу произошли некоторые изменения. Руководитель невельских большевиков Саркис Мнацаканович Саркисянц был отозван в губернскую партийную организацию. Все заботы легли на плечи его боевых соратников — А. Г. Бейлина, Я. Я. Гутмана, А. Н. Зайцева, В. А. Ляхова. У них были верные помощники — Яковлев, Отц, Шкарупин, Ефремов и другие. За большевиками шел преданный делу революции прапорщик, позт и скульптор Борис Михайлович Зу-бакин, который написал в послефевральские дни песню «Под серой шинелью солдата свободный идет гражданин».
Узнав о прибытии женского батальона, большевики потребовали срочцого созыва расширенного заседания
исполкома с участием представителей солдатских комитетов всех частей гарнизона. Одновременно они предприняли и другие шаги. Раздобыв на железнодорожной станции паровоз и подобрав надежного машиниста, большевики вывезли женский батальон к разъезду Дретунь. Там он был встречен отрядом из саперов и артиллеристов и разоружен. Дальнейший путь «батальон смерти» продолжал без оружия…
Вечером исторического 25 октября 1917 года состоялось бурное заседание Невельского Совета. Точных сведений из Петрограда еще не было, знали только, что там идет решительный бой с Временным правительством. На этом заседании большевики поставили вопрос ребром: с кем идут меньшевики — с революционными рабочими и солдатами или с Керенским и Корниловым? Меньшевики от прямого ответа уклонились. В самый разгар прений была получена телеграмма Петроградского Совета, которая извещала о победе пролетарской социалистической революции.
Солдаты Невельского гарнизона, рабочие города и крестьяне уезда приветствовали Октябрьскую социалистическую революцию. В докладной записке командования Виленского конного запаса начальнику гарнизона города 27 октября отмечалось: «Настроение людей приподнятое в большевистском духе в связи с последними декретами Народных Комиссаров». В воинских частях широко распространялись большевистские газеты и листовки.
2 ноября в Невель прибыл представитель Петроградского Военно-революционного комитета С. Г. Рошаль. Он встретился с руководителями большевистской организации и вместе с ними разработал мероприятия по упрочению в городе и уезде Советской власти.
По требованию большевистской фракции 3 ноября было созвано экстренное собрание исполнительного комитета Совета солдатских и рабочих депутатов и пред-
ставителей батальонных комитетов. На собрании после доклада С. Г. Рошаля о текущем моменте было оглашено следующее заявление: «Фракция большевиков считает: ввиду того, что власть Советов, возглавляемая Народными Комиссарами, в Петрограде, Москве, Кронштадте и других городах России уже осуществилась, и ввиду того, что Невельский исполнительный комитет в большинстве своем состоит из меньшевиков, правых эсеров и других объединений мелкобуржуазных партий и офицеров, не стоящих на платформе Советской власти и явно враждебных интересам рабочих и крестьян и всех трудящихся, ввиду того, что Невель — важный узловой пункт, близкий к границам врагов Советской власти,— немедленно организовать Военно-революционный комитет из представителей фракции большевиков, левых эсеров, представителей 17-го корпуса и гарнизона и представителей от рабочих и крестьян. Исполнительный комитет прекращает свое существование и сдает все дела Военно-рево-люционному комитету. Председателем Военно-революционного комитета назначается тов. Бейлин…»
Тем временем контрреволюция лихорадочно мобили-зовывала силы. Генерал Духонин из ставки в Могилеве отдал распоряжение командованию 17-го корпуса о продвижении на Петроград. Но в корпусе уже действовали большевики. Батальон Крамского полка двинулся к станции Новосокольники, чтобы преградить дорогу другим соединениям. Это заставило генерала Духонина пуститься на прямой обман. В телеграмме командующему корпусом он сообщил, что движение войск на Петроград им якобы приостановлено, и предложил передать революционному батальону его приказ о возвращении на фронт. Ночью 8 ноября 1917 года из Петрограда на имя А. Г. Бейлина пришла телеграмма, в которой Петроградский Военно-революционный комитет предлагал принять меры, чтобы не допустить направления на Петроград
17-го Корпуса. Выполняя Эту директиву, руководители Невельского ВРК организовали в частях гарнизона отпор попыткам меньшевиков и эсеров помочь 17-му корпусу в выполнении его контрреволюционной задачи. Работа развернулась и в частях самого корпуса. В 9-м Ин-германландском полку большевик Александр Федоров, в других частях большевики поручик Леонид Томах, рядовой Павел Волков, подпоручик Михаил Русанов несли солдатам большевистскую правду. Они рассказывали о недавних революционных событиях в Петрограде, о значении Октябрьской революции. Положение было сложным, поскольку перевес в военной силе был на стороне 17-го корпуса: в нем насчитывалось 60 тысяч человек, в частях Невельского гарнизона, в большинстве своем идущих за большевиками, — 40 тысяч. Обстановка требовала срочных и решительных мер.
Глубокой ночью к штабному поезду 17-го корпуса, который стоял на запасном пути в пяти километрах от станции Невель, прибыли члены Невельского ревкома Федоров, Гутман, Томах, Русанов, Волков, Зайцев и Ляхов. Связь штаба со ставкой Духонина была заранее прервана саперами. В 3 часа 50 минут ночи два взвода под командованием Волкова и Ляхова с двух сторон подошли к составу, обезоружили и сменили охрану. Еще через несколько минут отряд под командованием Федорова открыл сильный огонь по штабным вагонам. Офицеры штаба 17-го корпуса и его командир барон фон Шиллинг сдали оружие.
11 ноября А. Г. Бейлин по прямому проводу доложил Петроградскому Военно-революционному комитету: «Прошу передать товарищу Ленину о том, что задание о задержании 17-го корпуса выполнено. Командующий корпусом генерал Шиллинг со всей свитой и штабом арестованы и отправлены в Петроград в распоряжение Во-енно-революционного комитета».
Народный комиссар по военным и морским делам Крыленко утвердил большевика поручика Федорова командующим 17-м корпусом. На должность комиссара корпуса большевики выдвинули подпоручика Русанова.
Предотвращение контрреволюционного похода 17-го корпуса на Петроград — одна из самых ярких страниц борьбы не-вельских большевиков за Советскую власть.
В конце ноября 1917 года в Невеле возник новый Совет солдатских и рабочих депутатов. 1 декабря был избран исполнительный комитет уездного Совета, в состав которого вошло
50 человек, в том числе все члены Военно-революционного комитета. При исполкоме был ряд отделов: земельный, финансовый, народного образования, военный, народного хозяйства, продовольственный и т. д. Центральное место в работе исполкома занимали вопросы укрепления Советской власти в уезде, установления революционных порядков, проведения преобразований во всех сферах общественной жизни. 22—29 декабря 1917 года состоялся уездный съезд крестьянских депутатов. Он приветствовал Советскую власть и принял решение влиться в Совет солдатских и рабочих депутатов.
Упрочение Советской власти в Невельском уезде проходило в трудных условиях. После того, как кайзеровские войска возобновили наступление на северо-западе, территория уезда стала прифронтовой зоной.
В 1918 году невельские коммунисты развернули большую работу по формированию частей Красной Армии. В казармах на полуострове был создан 25-й Невельский полк. Другой полк из солдат-добровольцев 35-й дивизии старой армии влился в районе Орши в 1-ю (79-ю) бригаду 27-й стрелковой дивизии и стал называться 235-м Невельским полком. Позднее этот полк в составе 27-й дивизии сражался с армией Колчака, участвовал в освобождении Татарии, Башкирии, Урала и Сибири.
Мобилизация в ряды Красной Армии развернулась во всем Невельском уезде. Газета «Молот», выходившая в Невеле в 1918 году, писала: «Во всем мире ружья, пулеметы, пушки находятся в распоряжении буржуазии для порабощения рабочих. Только в Российской Советской Республике вся военная техника в руках рабочего класса. Рабочие и крестьяне! Пользуйтесь этим для вашей защиты. Идите в Красную Армию! >>
Осенью 1918 года в Невеле была проведена первая уездная партийная конференция. Она избрала уездный комитет РКП(б). Председателем укома был утвержден Иосиф Пасов, член партии с 1904 года. Он долгое время работал в Донбассе — в Юзовке. За революционную деятельность И. Пасов в 1916 году был выслан в Невель, где он принимал активное участие в революционной работе. Еще раньше И. Пасов был избран председателем исполнительного комитета Совета рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов. В бюро укома, кроме него, вошли товарищи Бейлин (ЧК), Томах (упродко-миссар), Рейнгольд (уездвоенком), Гутман (орготдел укома) и Бобков (заведующий уездным отделом народного образования).