Город Невель
13 кузнецов, 5 слесарей, 17 сапожников, 15 портных, 5 парикмахеров, 2 маляра, 1 починщик галош, 1 ювелир, 1 часовых дел мастер, 1 обойщик мебели, 2 фотографа, 1 трубочист, 14 ломовых извозчиков и т.- д.). После гражданской войны кустари объединялись в трудовые артели с характерными названиями—«Химпродукт», «Улей», «Кость», «Рог», «Сухофрукты», «Ткач». Свечи, мыло, бельевая сода, колесная мазь, костная мука, пуговицы, гребни, сушеные овощи и фрукты, варенье, одежда — вот основная продукция этих артелей. В архивных документах 1927—1928 годов встречаются уж& упоминания о трудовых артелях «Красный Октябрь», «Красный производственник», «Пролетарий», «Красный швейник»…
Постепенно укреплялась промысловая кооперация на селе. В 1925 году в Невельском уезде трудилось 2532 кустаря, объединенных в артели. Они плели корзины, изготовляли гончарную посуду, выделывали кожи, вязали рыболовные сети, ткали холст. Обычно жители одного села или группы деревень производили какой-то один вид товара. Жители деревни Нивы Уряцкой волости вытачивали из ольхи чашки. Артель в деревне Фомино Березовской волости делала оглобли, вязала метлы. В деревне Шутово той же волости процветал сапоговаляльный промысел, в деревне Чижевщина работала маслобойня. Жители приозерных деревень Стуколово, Боброво, Смыки, Урывково промышляли рыбой. В деревнях Прудок и Стайки занимались смолоскипидарным производством… Свои товары артели сбывали на многочисленных ярмарках в Невеле и уезде. Каждую неделю по воскресеньям, средам и пятницам в городе проходили базары.
Советская власть открыла путь к преобразованию деревни. Уже в 1919—1920 годах в Невельском уезде образовались первые коммуны. Коренным образом изменилось землевладение, 3QMnfl стала общенародным достоя-
нием. К 1924 году в уезде было 29 кооперативных сельскохозяйственных объединений, в том числе 4 коммуны: «Муравейник» — в Новохованской волости, «Победа» — в Чериецовской, «Маяк» — в Урицкой волости и 1-я Усть-Долысская.
Коммуне «Муравейник» было отведено 100 десятин земли. С 1922 года в коммуне стала вводиться шестипольная система,. Урожай был средний, но выше, чем у единоличных крестьян. Ржи с десятины собирали до 40 пудов, овса — около 50 пудов, картофеля — до 400 пудов. В коммуне было семь лошадей, 12 дойных коров, два быка, из мелкого скота — 60 овец и шесть свиней. Коммунары имели в своем распоряжении жнейку, косилку, два парокоиных и восемь одноконных плугов, восемь борон, клеверную сеялку, молотилку с конным приводом, веялку, два окучника, десять кос, 16 серпов. В коммуне жили десять семейств с общим числом 32 человека: мужчин — 12, женщин — 11 человек и девять детей.
Трудились коммунары дружно, домашнюю работу выполняли поочередно. Управлялась коммуна советом, избранным на общем собрании. Часто крестьяне-единоличники одалживали у коммунаров те или иные сельскохозяйственные орудия. В помещении коммуны находилась школа. Здесь же зимой устраивались концерты, читались .лекции. Коммуна выписывала две газеты.
Современные колхозы Невельского района — гиганты по сравнению с коммуной «Муравейник». Но то было начало грандиозного переустройства деревни. Это понимали враги Советской власти, которые, организуясь в банды, совершали налеты на первые коммуны, разоряя их и убивая коммунаров. Осенью 1921 года вооруженный отряд, в составе которого были бывшие офицеры и землевладельцы, напал на коммуну в Городокском уезде и уничтожил всех людей от мала до велика,
В октябре — ноябре 1929 года в Невельском районе проходили «дни коллективизации». В селах действовали 22 бригады по пропаганде идей кооперирования. За короткий срок в 82 населенных пунктах была проведена большая разъяснительная работа, прошли собрания крестьян и групп бедноты.
В 1930 году рядом с Невелем, за речкой Еменкой, был организован первый колхоз. Первоначально в него вступило 24 хозяйства, было обобществлено семь лошадей. Вскоре колхоз приобрел 12 голов крупного рогатого скота. Его угодья выросли до 630 гектаров. Лошадей стало 57. В 1931 году колхоз получил по 5,5 центнера зерновых с гектара, в 1932 году— по 7,2 центнера, в 1935 году— по 15 центнеров с гектара. В колхозе был построен скотный двор на 120 голов, свинарник на 100 голов, молотильный ток, зерносушилка. В 1932 году колхозники получили на трудодень по килограмму зерна, в 1935 году — по три килограмма. Все личные хозяйства колхозников обзавелись коровами.
В Невеле и уезде проводилась большая работа по развитию народного образования. В 1920 году здесь действовали 12 детских садов, 2 детские площадки, 8 детских колоний-приютов, 172 школы первой ступени и 8 школ второй ступени^ годичные и постоянные педагогические курсы, школа рабочей молодежи, курсы бухгалтерии и счетоводства, школы рисования и живописи, драматического искусства и хорового пения, художественная детская студия, народный театр, симфонический оркестр. В сентябре 1922 года в Невеле была открыта совпартшкола первой ступени.
Накануне Великой Отечественной войны в Невельском районе проживало 90 тысяч человек, в Невеле было 18,8 тысячи жителей. В городе работали консервный завод, щетинная и плодоварочная фабрики, 12 промысловых артелей. В районе насчитывалось 287 колхозов и
три совхоза, которые имели свыше 10 тысяч лошадей, 17 тысяч голов крупного рогатого скота, 14 тысяч овец. В личном пользовании колхозников было 14 тысяч голов крупного рогатого скота, 7,7 тысячи свиней, много овец и кур. Невелыцина славилась высокоразвитым животноводством и особенно разведением племенных рысистых лошадей. Хозяйства района обслуживали две машинно-тракторные станции, в которых насчитывалось 132 трактора, 46 комбайнов, 38 автомашин, 32 сложные зерноочистительные машины, сотни сеялок, плугов и другой инвентарь. Десятки невельских колхозов были участниками Всесоюзной и областной сельскохозяйственных выставок.
С каждым годом рос город Невель, поднимался материальный и культурный уровень жизни людей. Жители города и района были охвачены трудовым энтузиазмом и вместе со всем советским народом стремились упрочить завоевания социализма.
ШЛА ВОЙНА НАРОДНАЯ…
Мирный труд советского народа был прерван 22 июня 1941 года вероломным нападением на нашу страну гитлеровской Германии.
8 июля фашистские стервятники совершили первый налет на Невель. Была разрушена железнодорожная станция, в городе запылали дома. Ветер носил по улицам тучи пепла. Большинство жителей покинуло город.
В середине июля немецко-фашистские войска заняли Витебск, окружили Городок и двинулись на север, к Невелю. Десантные группы врага высадились в районе станции Дретунь. В Невель фашистские войска вступили с боем 16 июля 1941 года.
Гитлеровцы пытались установить на оккупированной Невелыцине свой «новый порядок» — порядок убийств, грабежа и разбоя. В первые дни оккупации они согнали еврейское население в одно место и уничтожили всех — женщин, стариков, детей — более двух тысяч человек.
В специальном выпуске калининской областной газеты «Пролетарская правда» для жителей районов, временно оккупированных немецко-фашистскими захватчиками,
от 11 июля 1943 года был напечатан рассказ командира партизанского отряда товарища В. «Что я видел в не-вельских селах?». Вот что в нем говорилось: «Когда-то здесь был цветущий край. На полях зрел богатый урожай, на лугах паслись стада, радовали глаз новые постройки. С песней здесь жили, с песней работали.
Но вот пришли гитлеровцы и все испоганили. Не узнать некогда богатых колхозных усадеб Невельского района! Словно мор прошел.
Недавно нам пришлось побывать в колхозах Дани-линского сельсовета. Трудно узнать родные места! Где были усадьбы — серые пепелища. Жители многих сел ютятся в землянках.
По рассказам очевидцев, немцы за последнее время в колхозах Данилинского сельсовета расстреляли 357 человек, из них в деревне Воробьи — 40, Старом Дворе — 38, Клиновом — 40 человек. В деревне Юраси фашисты живьем сожгли в сарае сто жителей, в том числе старых я малых.
В * слепой ненависти к русским людям это зверье не щадит ни стариков, ни детей. В деревне Ерастовка они расстреляли самого старого жителя — Федора Андреевича Комоедова 75 лет, и самого малого — дочь Ириньи Константиновой, которой не исполнилось и года. Здесь же полностью уничтожена семья колхозного кузнеца Егора Осиповича Сергиенко из восьми человек. В семье Степана Степановича Дорощенко расстреляно шесть человек из восьми.
Все же фашисты не сломили дух русских людей, их волю к борьбе и победе. Невельские крестьяне не хотят и не будут выполнять грабительские требования. Настанет час, и мы сполна расквитаемся с фашистскими убийцами и грабителями…»
С первых дней оккупации на Невелыцине разгорелось пламя народной войны.