Фольклер и народная культура псковской области
Одна из рассказчиц до настоящего времени в Крещение рано утром носит на ключ иконы в решете («снесу Боженек на Ердань, помою») н крестообразным движением поочередно опускает их в воду. Затем набирает ведро воды и приносит его домой. ‘Эта вода хранится более года и используется в лечебных и очистительных целях (В.-Л., Шелехово 2468-01).
На озерном льду в день Крещения УСТРАИВАЛИ БЕГА: мужчины в санях мчались наперегонки, «жеребец шёл, как стрела» (Беж., Зубково 2348-02).
ПЕРИОД ОТ КРЕЩЕНИЯ ДО МАСЛЕНИЦЫ (ЗИМНИЙ МЯСОЕД)
ПОСИДЕЛКИ, СУПРЯДКИ — деревенские (в основном девичьи) собрания, связанные с совместным изготовлением пряжи и другим рукоделием, проходили по вечерам с поздней осени (с Покрова)
до Рождества, но особенно интенсивно — после святочного периода во время зимнего мясоеда, поскольку до Великого поста необходимо было закончить прядение (см. ниже — подраздел «Осенний период календаря»). Девушки со всей деревни собирались на посиделки в одну избу: пряли (от родителей задание — 2 катушки напрясть), вязали, рукодельничали, по одному из описаний — «скубли» гусиные перья (обдирали пух)46 — сидели до 12 часов ночи (а то и до 2 часов). В некоторых деревнях Самолуков-ской волости Локнянского и северо-восточных волостей Пустошкинского районов посиделки именовались супрядками (в других местах супрядками называли форму коллективной помощи — см. ниже).
Поздно ночью, когда все ложились спать, девушки бегали с посиделок («супрядок») воровать березовую «дровйну» (бревно) для лучины. Хозяйка дома, в котором проходили посиделки, сушила лучину и разжигала, «святёц» (Новое, Монино 2364-29).
За работой припевали пары (парня к девушке): «А мы, девушки, просу сеяли», «Не трупка трушит-ся» (В.-Л., Бор 1746-06, 07), «Как по сеням, как по сёнюшкам» (В.-Л., Пахомково 1812-28), «Из-за ле-сику, лесу тёмныва» (Локн., Гоголево 1789-14);47 а также пели любые песни, «кто какие знает» (Локн., Степановщина 2411-07) — баллады: «Глазки дремлют, спать хотят», «Калина с малинушкой рано расцвела», «Ни с-под камешка, ни с-под белого», «Широк листок на калине» (Локн., Валуевское 2568-30, 2569-07; Новое, Павлово* 2028-05, 06), «короткие песни» (В.-Л., Михаи* 1840-23), романсы (Локн., Самолуково 2567-02; Пуст., Копнино 2031-01).
На посиделки приходили парни с гармонью, балалайкой.- Парень садился рядом с девушкой у прялки, мог занять ее место, спрятать прялку, поджечь кудель, порвать нить, распустить клубок. Чтобы парень не портил пряжу, девушка должна была его поцеловать. Парни могли приходить со своей работой (плели лапти из лыка и «чуни» из веревок, вили веревки), рассказывали сказки — «были-нёбы-ли» (Новое, Раменье 2343-06). На посиделках «устраивали гулянку»: «прялки — в кучу» и плясали.48
Подростки (12-15 лет) собирались на посиделку отдельно — устраивали «меньший супрядки», где они также пряли, «скублй» перья (Беж., Сысово 2418-05; Пуст., Мельница 2032-07).
Женщины также собирались на свои посиделки в вечернее время в одну избу — прясть лен. «[На женских посиделках] — там и песни, и плаку! Галбсить вазьмутся! <…> Про каво-нибудь, хоть он и жив, и начинают оплакивать ево! Как наплачутся бабы вволю!» (В.-Л., Лосево 1745-06).
В зимнее время могли созывать СУПРЯДКИ («ШЕРСТЯНЫЕ СУПРЯДКИ»)49 для изготовле-
ния шерстяной пряжи: если хозяйка не справлялась сама с шерстью, она приглашала на супрядку девушек из разных деревень (при этом хозяева специально ездили на санях в эти деревни — привозили в свой дом прялки).50 Девушки пряли на протяжении нескольких дней и ночей (3 и более), хозяйка кормила их и укладывала спать в избе на полу. Во время супрядки девушки пели. К ним приходили парни (так же, как и на посиделки). Хозяйка перематывала приготовленную девушками пряжу, и если с чьей-то катушки нитка обрывалась, то эта девушка должна была поцеловать парня (В.-Л., Буркино 1812-24).
В деревнях Локнянского и Великолукского районов, расположенных вдоль рек Ловати и Чернушки, и в некоторых других деревнях был распространен обычай ОЗОРСТВА ВО ВРЕМЯ СУПРЯДОК. Увидев в окно проезжающих мимо парней или мужчин, девушки неожиданно выбегали на улицу, «ради смеха» выпрягали коня и переворачивали воз с дровами; если мужчина сопротивлялся, его разували «серёд мароза», «а раз и партянки на крышу вскинули!» (В.-Л., Буркино 1812-24; Локн., Замо-шье 2565-17). Рассказывают, как девушки с супрядки ночью поехали в соседнюю деревню, повалили прясло, снопы на дорогу составили — против каждой нивы (Локн., Самолуково 2567-02). Супряжон-ки ночью слепили из снега вдоль улицы «ярмалку» (Беж., Тим-Гора 2509-01), спустили хозяину желоб в колодец, на крыше закрыли трубу, замазали оконные стекла (Беж., Межник 2420-01), развалили поленницу, закрыли с улицы дверь (Беж., Скрыпли 2421-13). В д. Мутовозово девушки с супрядки глубокой ночью отправились «водить невесту» по деревне: «А мы сидим на супрядки, и давай ночью вадйть нявёсту пы дярёвни, во! И паем, а ана гало-ся! И люди спять, другей може и спужаетца, а мы вядём, а ана всё галоси, што: "Ох, лйханька! Куды ж я выхажу, сиратйнушка! Ух! Ух!"» (Пуст., Мутовозово 2058-16).
К Масленице основная работа с пряжей должна быть закончена, во время Великого поста женщины ткали и белили холсты.
Старики зимой плели лапти на весь год — «грядки ломились от лаптей» (Локн., Замошье 2565-17), вили веревки. За работой мужчины пели песни: «Ты воспой весной, жавранёнок мой» (Локн., Башово 2566-09).
МАСЛЕНИЦА
В одном из рассказов неделя, предшествующая масленичной, называется «рябой», а масленичная неделя — «сплошной» (Новое, Козлово 2850-24). Суббота на неделе перед Масленицей считается одним из четырех основных дней, когда ломинали родителей.51
Скрытая связь масленичного периода с последующим ростом льна обнаруживается в НАРОДНОЙ ПРИМЕТЕ: на масленичной неделе в ночное время смотрели на небо — в какой день будут тянуться длинные облака, именно в тот день недели (например, в четверг) нужно сеять лен, и он уродится длинный, хороший (Новое., Монино* 2373-25).
Одним из центральных компонентов масленичной обрядности были разнообразные КАТАНИЯ. Это действие имеет продуцирующее значение, что отражено в высказываниях крестьян: на Масленицу катались, «чтобы лён длинный рос» (Беж., Куде-верь 2370-01, 30; Новое., Монино 2364-13), «чтобы лён родился» (Локн., Иванищево 2453-07), «кататься на Масленице нада, штоб лён был скользкий»52 (Беж., Фильково 2349-01), «чтобы лён хороший рос» (Пуст., Фомино 2052-04).
Катались с гор: дети — «на ледянках», «на козлах»; парни и девушки — в больших санях («кучей» — до 20 человек; «хто да куцы лятить!»). В дровни или «подсанки» (на которых возят лес) садятся женщины «и катятся пад тару с песням»: «Мы Масленицу встречали…».53
Катались по деревне: хозяин впрягал лошадь, сажал в сани детей и катал по своей и по другим деревням, чтобы был «лён балынёй».54 Дети в санях пели: «Роди, Господи, лен долгой!»; «Мы Масленицу прокатали!» (Локн., Рыкайлово 2355-05; Степа-новщина 2410-06). Молодежь с гармонью, балалайкой каталась «по полям», по другим деревням, «разъязжали в гости», при этом сани украшали, на дуги привязывали бумажные цветы (Пуст., Копни-но 2031-07). Парни сами впрягались в сани и возили девушек по деревне, могли перевернуть сани в сугроб, спустить с горы (Новое, Раменье 2343-07).
В Бежаницком районе встретились упоминания о катании в корыте:55 сажали «мальца» в корыто и тащили по улице, он играл в гармонь, песни пел (Беж., Сысово 2418-19); ставили в сани корыто, и в него садился мужчина — «штббы смяшнёй была» (Беж., Цевло 2418-20); молодоженов спускали с горы в корыте (Беж., Сысово 2418-19).
Роль молодоженов особо выделена в масленичных обрядах. Молодые обязательно должны с горы прокатиться, чтобы «лён долгий рос» (Локн., Иванищево 2456-08). В Самолуковской волости Лок-нянского района встретилось описание КАТАНИЯ МОЛОДОЖЕНОВ (в первый год после свадьбы), которое имеет форму развернутого ритуального действа: мужчины впрягаются в сани, въезжают в дом, в сани бросают подушки, сверху — молодых и тащат на улицу, резко «крутнут» — молодые валятся в снег, их снова усаживают и катают, пока молодой не откупится (нужно дать бутылку, тогда привезут обратно в дом) (Локн., Воронцово 2499-06). В Бук-ровской волости Великолукского района молоди-
цу, которая в этом году вышла замуж, мужчины сажали на борону, везли на колодец и обливали водой (В.-Л., Шелехово 2468-01).
МОЛОДОЖЕНЫ ПОСЕЩАЮТ РОДИТЕЛЕЙ НЕВЕСТЫ: «Зять приёдить пад блины с дачкой» (Новое., Хряни 2847-06). Предварительно, в четверг на масленичной неделе кто-нибудь из родных невесты (как правило, отец) приезжал и звал молодых в гости. Они отправлялись в дом молодой в четверг или в пятницу, а в воскресенье возвращались.56
Стеклянная дверь межкомнатные двери.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33