Поиск по сайту

Фольклер и народная культура псковской области

Одна из рассказчиц до настоящего времени в Крещение рано утром носит на ключ иконы в решете («снесу Боженек на Ердань, помою») н крестообраз­ным движением поочередно опускает их в воду. За­тем набирает ведро воды и приносит его домой. ‘Эта вода хранится более года и используется в лечебных и очистительных целях (В.-Л., Шелехово 2468-01).
На озерном льду в день Крещения УСТРАИВА­ЛИ БЕГА: мужчины в санях мчались наперегонки, «жеребец шёл, как стрела» (Беж., Зубково 2348-02).
ПЕРИОД ОТ КРЕЩЕНИЯ ДО МАСЛЕНИЦЫ (ЗИМНИЙ МЯСОЕД)
ПОСИДЕЛКИ, СУПРЯДКИ — деревенские (в основном девичьи) собрания, связанные с совмест­ным изготовлением пряжи и другим рукоделием, проходили по вечерам с поздней осени (с Покрова)
до Рождества, но особенно интенсивно — после свя­точного периода во время зимнего мясоеда, по­скольку до Великого поста необходимо было закон­чить прядение (см. ниже — подраздел «Осенний пе­риод календаря»). Девушки со всей деревни собира­лись на посиделки в одну избу: пряли (от родителей задание — 2 катушки напрясть), вязали, рукодельни­чали, по одному из описаний — «скубли» гусиные перья (обдирали пух)46 — сидели до 12 часов ночи (а то и до 2 часов). В некоторых деревнях Самолуков-ской волости Локнянского и северо-восточных во­лостей Пустошкинского районов посиделки имено­вались супрядками (в других местах супрядками на­зывали форму коллективной помощи — см. ниже).
Поздно ночью, когда все ложились спать, де­вушки бегали с посиделок («супрядок») воровать березовую «дровйну» (бревно) для лучины. Хозяй­ка дома, в котором проходили посиделки, сушила лучину и разжигала, «святёц» (Новое, Монино 2364-29).
За работой припевали пары (парня к девушке): «А мы, девушки, просу сеяли», «Не трупка трушит-ся» (В.-Л., Бор 1746-06, 07), «Как по сеням, как по сёнюшкам» (В.-Л., Пахомково 1812-28), «Из-за ле-сику, лесу тёмныва» (Локн., Гоголево 1789-14);47 а также пели любые песни, «кто какие знает» (Локн., Степановщина 2411-07) — баллады: «Глазки дрем­лют, спать хотят», «Калина с малинушкой рано расцвела», «Ни с-под камешка, ни с-под белого», «Широк листок на калине» (Локн., Валуевское 2568-30, 2569-07; Новое, Павлово* 2028-05, 06), «короткие песни» (В.-Л., Михаи* 1840-23), роман­сы (Локн., Самолуково 2567-02; Пуст., Копнино 2031-01).
На посиделки приходили парни с гармонью, ба­лалайкой.- Парень садился рядом с девушкой у прялки, мог занять ее место, спрятать прялку, под­жечь кудель, порвать нить, распустить клубок. Что­бы парень не портил пряжу, девушка должна была его поцеловать. Парни могли приходить со своей работой (плели лапти из лыка и «чуни» из веревок, вили веревки), рассказывали сказки — «были-нёбы-ли» (Новое, Раменье 2343-06). На посиделках «уст­раивали гулянку»: «прялки — в кучу» и плясали.48
Подростки (12-15 лет) собирались на посиделку отдельно — устраивали «меньший супрядки», где они также пряли, «скублй» перья (Беж., Сысово 2418-05; Пуст., Мельница 2032-07).
Женщины также собирались на свои посиделки в вечернее время в одну избу — прясть лен. «[На жен­ских посиделках] — там и песни, и плаку! Галбсить вазьмутся! <…> Про каво-нибудь, хоть он и жив, и начинают оплакивать ево! Как наплачутся бабы вволю!» (В.-Л., Лосево 1745-06).
В зимнее время могли созывать СУПРЯДКИ («ШЕРСТЯНЫЕ СУПРЯДКИ»)49 для изготовле-
ния шерстяной пряжи: если хозяйка не справлялась сама с шерстью, она приглашала на супрядку деву­шек из разных деревень (при этом хозяева специаль­но ездили на санях в эти деревни — привозили в свой дом прялки).50 Девушки пряли на протяжении не­скольких дней и ночей (3 и более), хозяйка кормила их и укладывала спать в избе на полу. Во время су­прядки девушки пели. К ним приходили парни (так же, как и на посиделки). Хозяйка перематывала при­готовленную девушками пряжу, и если с чьей-то ка­тушки нитка обрывалась, то эта девушка должна была поцеловать парня (В.-Л., Буркино 1812-24).
В деревнях Локнянского и Великолукского рай­онов, расположенных вдоль рек Ловати и Чернуш­ки, и в некоторых других деревнях был распростра­нен обычай ОЗОРСТВА ВО ВРЕМЯ СУПРЯДОК. Увидев в окно проезжающих мимо парней или мужчин, девушки неожиданно выбегали на улицу, «ради смеха» выпрягали коня и переворачивали воз с дровами; если мужчина сопротивлялся, его разу­вали «серёд мароза», «а раз и партянки на крышу вскинули!» (В.-Л., Буркино 1812-24; Локн., Замо-шье 2565-17). Рассказывают, как девушки с супряд­ки ночью поехали в соседнюю деревню, повалили прясло, снопы на дорогу составили — против каж­дой нивы (Локн., Самолуково 2567-02). Супряжон-ки ночью слепили из снега вдоль улицы «ярмалку» (Беж., Тим-Гора 2509-01), спустили хозяину желоб в колодец, на крыше закрыли трубу, замазали окон­ные стекла (Беж., Межник 2420-01), развалили по­ленницу, закрыли с улицы дверь (Беж., Скрыпли 2421-13). В д. Мутовозово девушки с супрядки глу­бокой ночью отправились «водить невесту» по де­ревне: «А мы сидим на супрядки, и давай ночью вадйть нявёсту пы дярёвни, во! И паем, а ана гало-ся! И люди спять, другей може и спужаетца, а мы вядём, а ана всё галоси, што: "Ох, лйханька! Куды ж я выхажу, сиратйнушка! Ух! Ух!"» (Пуст., Муто­возово 2058-16).
К Масленице основная работа с пряжей должна быть закончена, во время Великого поста женщины ткали и белили холсты.
Старики зимой плели лапти на весь год — «гряд­ки ломились от лаптей» (Локн., Замошье 2565-17), вили веревки. За работой мужчины пели песни: «Ты воспой весной, жавранёнок мой» (Локн., Башово 2566-09).
МАСЛЕНИЦА
В одном из рассказов неделя, предшествующая масленичной, называется «рябой», а масленичная неделя — «сплошной» (Новое, Козлово 2850-24). Суббота на неделе перед Масленицей считается од­ним из четырех основных дней, когда ломинали родителей.51
Скрытая связь масленичного периода с после­дующим ростом льна обнаруживается в НАРОД­НОЙ ПРИМЕТЕ: на масленичной неделе в ночное время смотрели на небо — в какой день будут тя­нуться длинные облака, именно в тот день недели (например, в четверг) нужно сеять лен, и он уродит­ся длинный, хороший (Новое., Монино* 2373-25).
Одним из центральных компонентов масленич­ной обрядности были разнообразные КАТАНИЯ. Это действие имеет продуцирующее значение, что отражено в высказываниях крестьян: на Масленицу катались, «чтобы лён длинный рос» (Беж., Куде-верь 2370-01, 30; Новое., Монино 2364-13), «чтобы лён родился» (Локн., Иванищево 2453-07), «катать­ся на Масленице нада, штоб лён был скользкий»52 (Беж., Фильково 2349-01), «чтобы лён хороший рос» (Пуст., Фомино 2052-04).
Катались с гор: дети — «на ледянках», «на коз­лах»; парни и девушки — в больших санях («кучей» — до 20 человек; «хто да куцы лятить!»). В дровни или «подсанки» (на которых возят лес) садятся жен­щины «и катятся пад тару с песням»: «Мы Маслени­цу встречали…».53
Катались по деревне: хозяин впрягал лошадь, сажал в сани детей и катал по своей и по другим де­ревням, чтобы был «лён балынёй».54 Дети в санях пели: «Роди, Господи, лен долгой!»; «Мы Маслени­цу прокатали!» (Локн., Рыкайлово 2355-05; Степа-новщина 2410-06). Молодежь с гармонью, балалай­кой каталась «по полям», по другим деревням, «разъязжали в гости», при этом сани украшали, на дуги привязывали бумажные цветы (Пуст., Копни-но 2031-07). Парни сами впрягались в сани и возили девушек по деревне, могли перевернуть сани в суг­роб, спустить с горы (Новое, Раменье 2343-07).
В Бежаницком районе встретились упоминания о катании в корыте:55 сажали «мальца» в корыто и тащили по улице, он играл в гармонь, песни пел (Беж., Сысово 2418-19); ставили в сани корыто, и в него садился мужчина — «штббы смяшнёй была» (Беж., Цевло 2418-20); молодоженов спускали с го­ры в корыте (Беж., Сысово 2418-19).
Роль молодоженов особо выделена в масленич­ных обрядах. Молодые обязательно должны с горы прокатиться, чтобы «лён долгий рос» (Локн., Ива­нищево 2456-08). В Самолуковской волости Лок-нянского района встретилось описание КАТАНИЯ МОЛОДОЖЕНОВ (в первый год после свадьбы), которое имеет форму развернутого ритуального действа: мужчины впрягаются в сани, въезжают в дом, в сани бросают подушки, сверху — молодых и тащат на улицу, резко «крутнут» — молодые валятся в снег, их снова усаживают и катают, пока молодой не откупится (нужно дать бутылку, тогда привезут обратно в дом) (Локн., Воронцово 2499-06). В Бук-ровской волости Великолукского района молоди-
цу, которая в этом году вышла замуж, мужчины са­жали на борону, везли на колодец и обливали во­дой (В.-Л., Шелехово 2468-01).
МОЛОДОЖЕНЫ ПОСЕЩАЮТ РОДИТЕ­ЛЕЙ НЕВЕСТЫ: «Зять приёдить пад блины с дач­кой» (Новое., Хряни 2847-06). Предварительно, в четверг на масленичной неделе кто-нибудь из род­ных невесты (как правило, отец) приезжал и звал молодых в гости. Они отправлялись в дом молодой в четверг или в пятницу, а в воскресенье возвраща­лись.56

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Изменение границ Псковской земли
  • Холмский район.
  • Районирование и климат
  • Интересное