Фольклер и народная культура псковской области
К ряду важнейших составляющих локнянско-ловатских традиций следует отнести ПОХОРОН-НО-ПОМИНАЛЬНУЮ ОБРЯДНОСТЬ. Хотя сами ритуалы похорон и поминов не столь детализированы, огромное значение имеет связанный с ними круг образов и представлений (о бессмертии души, о «душе-птице», о мире усопших родителей), нашедший воплощение в причитаниях. Одним из центров распространения приметных традиций оказывается Новосокольнический район, где были записаны не только похоронные и большинство поминальных голошений, но и голошения, обращенные к солнцу, ветру, детские голошения, обладающие особой ценностью в силу того, что отражают ранее неизвестные стороны псковской традиционной культуры.
Традиция голошения иа кукушку представлена записями из всех районов, кроме центрального -Локнянского, что позволяет уточнить восточную границу распространения этого жанра на территории Псковской области.
Следует специально отметить специфические черты тех форм культуры, которые связаны с ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ, их трудовыми занятиями и играми. В экспедиционных коллекциях содержатся рассказы о детском пастушестве; об изготовлении игрушек; образцы детского фольклора и др. Кроме того, дети являются непосредственными участниками всего цикла календарно-трудовых обрядов и праздников, свадебного обряда (см. соответствующие разделы). В совокупности представленные материалы позволяют по-новому осветить многие вопросы этнического воспитания и социализации детей.
Во время экспедиций удалось осуществить лишь краткие записи, характеризующие крестильный и рекрутский обряды, что, по всей вероятности, обусловлено спецификой местных традиций.
В отдельных разделах представлены систематизированные сведения О ТРУДОВЫХ ТРАДИЦИЯХ: о сроках полевых работ, традициях земледелия и связанных с ними народных приметах; об обработке пряжи, ткачестве, изготовлении одежды, обуви; о заготовке дров. Специальное внимание уделено гончарным промыслам, распространенным в Новосокольническом районе, в Бардовской и Куде-верской волостях Бежаницкого района.
Экспедиционные звукозаписи могут в дальнейшем послужить бесценным источником и для изучения ОСОБЕННОСТЕЙ НАРОДНОГО ГОВОРА. В рамках данного издания не представляется возможным раскрыть в полной мере совокупность специфических свойств местного диалекта, при том, что локнянско-ловатская зона располагается на стыке южно-псковских и центрально-псковских говоров,
3*
и нередко наблюдаются факты смешения или утраты (сглаживания) диалектных признаков. Вместе с тем, в отдельных записях прослеживаются такие характерные особенности местной речи, как «цоканье», смягчение глагольных окончаний. Сами рассказчики подчеркивают своеобразие говоров в отдельных волостях: например, на «Вязовщйне» рань-
ше «цокали», говорили «с пратягам» (Пуст., Копни-но 2032-01).
Единые характеристики, указывающие на целостность системы локнянско-ловатских традиций, свидетельствуют о глубоких исторических корнях сохранившихся на этой территории до наших дней форм традиционной культуры.
Торопецкие песни: Песни родины М. Мусоргского / Зап., сост. и комм. И. Земцовского. Л., 1967. С. 22. № 17: «Как Иван и Марья» (записано от А. Ф. Конюховой, уроженки бывшего Ильинского района). Подобные формы причитания с подводкой из ловат-ских деревень Дрёпино, Денёво и Подберезье, расположенных на границе Великолукского и Локнянского районов, приводятся в статье Е. Н. Разумовской «Плачи под язык и под иканье — особые вокально-ансамблевые формы причетной традиции» (см.: Экспедиционные открытия последних лет: Народная музыка, словесность, обряды в записях 1970-х — 1990-х годов: Ст. и материалы. СПб.: «Дмитрий Буланин», 1996. С. 9-60).
Однако Е. Н. Разумовская располагала лишь единичными звукозаписями голошений с подводкой (судя по расшифровке, были записаны краткие фрагменты голошений, неустойчивые в композиционном отношении), что не позволило автору статьи должным образом оценить данное явление, и, более того, привело к неверному выводу о том, что для местной традиции голошений характерно «свободное соединение разножанровых вокальных партий в традиционный полижанровый ансамбль» (см. указ. публ., с. 20). Поэтический текст «бласловлёной» песни встречается также в Великолукском, Невельском и в других районах и областях, но с другими напевами.
Раздел 2
КАЛЕНДАРНЫЕ И ТРУДОВЫЕ ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ПРАЗДНИКИ
СВЯТОЧНЫЙ ПЕРИОД
Особое значение имеют кануны трех основных святочных праздников (Рождества, Нового года, Крещения), которые именуются «Калёдами». В эти дни старики обязательно ПОСТИЛИСЬ, иногда полностью отказывались от пищи «от звезды до звезды» — это называлось «Каляду калядйли», «ка-лядавали».1
В канун Рождества топили баню, мыли пол и РАССТИЛАЛИ ЯРОВУЮ СОЛОМУ на полу — в «переднем» (красном) углу и под столом. Иногда под столом стелили яровую солому, а по всему полу — ржаную (Локн., Терехово 2542-03). В сознании местного населения обычай расстилания соломы связан как с христианскими, так и с дохристианскими мифологическими представлениями: по объяснению жителей деревень, солому несут в избу и стелят в «переднем» углу, потому что Христос в соломе родился (Локн., Фильково 2388-29; Новое, Монино 2364-08, 09); по словам других рассказчиков, ржаную солому клали в передний угол — для Коляды, при этом приговаривали: «Мйластливая Каляда, прихадй спать ка мне вот сюда — на салбму» (Локн., Марьино 2416-24).
В Кудеверской волости Бежаницкого района, когда в Рождественскую Коляду стелили на пол яровую солому, маленькие дети забирались под стол и просили: «Каляда, Каляда, дай авсянова блина!» — и мать кидала им блин (Беж., Павлово-До-рожково 2367-33). Дети на соломе валялись, кувыркались («кулялись»), прыгали.
В праздник на полу на соломе спали гости, иногда именно этим и мотивируется необходимость расстилания соломы. Вместе с тем, встречаются указания на ритуальное значение этого действия -«штббы авёчки ягнйлися, штоб ягнятки ни прапа-дали» (Локн., Овинчище 2372-19). Утром, когда убирали солому, смотрели — сколько зерен осталось на полу. Если много: «Уж нбйма будет уражай ха-роший! Видишь — сколька зярёнак тутака!». Потом эту солому («яровйцу») хозяин относил корове и давал ей кусок хлеба (Беж., Тим-Гора 2508-18; Новое, Чертёж* 2384-04).2
В Рождество хозяева совершали ряд магических действий для обеспечения приплода скота и благо-
получной пастьбы в наступающем году: первый испеченный на Рождество пирожок отдавали корове, «штоб карова сразу пагуляла [зачала] — ат пёрвава раза»; поливали корову водой и хлопали хлебной лопатой, чтобы она «не зыкала в жару» (не страдала от укусов слепней и не убегала с пастбища домой) (Пуст., Мутовозово 2059-02). Накануне Рождества «путами» связывали две ножки стола, «штоб мая лошадь ни хадйла в чужую патраву»3 (Локн., Овинчище 2372-19).
С Рождественской Колядой связаны НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ И ЗАПРЕТЫ:
— если небо звездное, то в этом году будет много грибов, ягод, урожай будет хороший;4
— нельзя в эту ночь вывешивать мокрое белье, чтобы волки не ходили (Беж., Бардово 2384-01).
Считалось, что в день Рождества нельзя идти к кому-либо с пустыми руками, нужно нести гостинец или хотя бы брать с собой палочку, чтобы в доме была прибыль (Локн., Миритиницы 2372-19).
Зафиксирован также запрет в период Святок есть горох, иначе руки покроются бородавками (Пуст., Кряковка* 2844-08).
-«? Закликание Мороза, Коляды
В Новосокольническом районе и в прилегающих деревнях Пустошкинского района распространен обычай накануне Рождества закликать Мороз. Хозяйка выходит из избы, в руке держит толокно или кладет блин на «передний» угол избы и «кричит Мороза»:
«Марбз, Марбз! Хадй к нам зимой, А летам ни хадй!»
(Новое, Чертёж* 2384-04, 2370-30).
По другим сведениям, кликали Мороз, когда садились ужинать — хозяйка ставила кутью на стол и кричала в окно:
«Маро-о-оз, Марбз! Иди кутью йись! Зимой ешь, А летам ни хадй, Пад мяжой ляжи, Авёс ни маразй!»
(Новое., Козлово 2850-23).5
По воспоминаниям, дети также могли выбегать на крыльцо, вынося в ложках какую-либо постную
еду (например, суп), и кричать — «звать Мороза» (Новое., Девичье 2365-03).
В Бежаницком районе осуществлена одна запись призывания Мороза в Рождественскую Коляду на первые блины — «кричали Мароза»:
«Марбз, Мароз,
Прихадй блины исть!
А ни хадй летам гарбх маразйть!»
(Беж., Цевло 2419-19).
Блины, которые подавали Морозу, на следующий день (в Рождество) относили животным.
В одной из деревень призывали «на толокно» Коляду (Новое., Мошково 2343-01).
В некоторых местах зафиксированы указания на то, что Мороза не кликали и кутью не варили (Локн., Самолуково 2567-15).
?«? Обход дворов со «звездой»
В день Рождества совершался обход дворов со «звездой» (решето, обшитое разноцветной бумагой, свеча, икона). Под каждым окном пели тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш» — «СЛАВИЛИ ХРИСТА». Поющим подавали зерно (рожь, ячмень), пироги, деньги.6
?«? Святочные гадания
К трем канунам («калёдам») приурочены девичьи гадания.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33