Фольклер и народная культура псковской области
В ходе экспедиционного обследования на реке Ловати и в северных волостях Великолукского района были записаны особо значимые обрядовые песни «Бласлави, Боже, Боженька» и «Сокола, соле-тайся», обладающие самостоятельными мелодически развитыми формульными напевами (см. образцы №№ 5-7). Жители деревень называют эти песни «блаславлёной» и «надельной» — их звучанием отмечены ключевые моменты свадебного обрядового действа, связанные с благословением и наделением невесты и жениха перед отправлением к венчанию или после венчания, когда молодых заводят за стол («сводят молодых в одно место»). Обе отмеченные песни относятся к самобытным явлениям локнянско-ловатских традиций.3
Связь с традициями западной и центральной Псковщины проявляется в особой форме величания участников свадебного пира, сохранившейся преимущественно в Подберезинской и Черпесской волостях (на р. Ловати): певицы «абайгрывают паез-ду», при этом в песне поименно называют «князя» и «княгиню», всех членов «Князева поезда», всех родственников невесты, сидящих за столом («невестину паезду») (см. об этом подробно в Разделе 6 «Свадебный обряд» — «Застолье в доме жениха»). Сразу после исполнения основного текста величания на один из основных формульных напевов (см. образцы
№№ 8-15), для гостя поется «плясучая песня», припевка (№№ 18-21). В результате процесс «обыгрывания свадебного поезда» приобретает вид своеобразного песенного цикла, имеющего обрядовое значение. При этом нередко основной сложный в мелодическом и композиционно-ритмическом отношениях напев воспроизводится с текстами величаний многократно, перемежаясь с различными скорыми напевами, сопровождаемыми всеобщей пляской.
Весьма показательна для локнянско-ловатских традиций характеристика преобладающего на данной территории свадебного обрядового напева-формулы (см. варианты данного напева — №№ 8, 9), с которым исполняется около 30 текстов. Поскольку поэтические тексты значительно различаются в образно-тематическом отношении, это позволяет судить о семантической многоплановости и полифункциональности данного напева. Музыкально-поэтическая строфа имеет сложную композицию -состоит из 4 стиховых строк, объединенных непрерывным потоком музыкального развития; в основе слогоритмической модели напева лежит тонический семисложник. Сходное композиционно-ритмическое строение и интонационное наполнение имеют варианты основного напева печорской и гдов-ской свадьбы, и, в то же время, по всем параметрам локнянский напев оказывается близок великолукскому формульному напеву. Отличие вариантов напева, относящихся к локнянско-ловатским традициям, состоит в гораздо большей распетости, замедленности музыкального движения, что придает ему особый вид.
Северная и западная границы распространения локнянско-ловатских традиций совпадают с крайними точками бытования указанного основного формульного свадебного напева. Уже в Бежаниц-ком, Пустошкинском, Новосокольническом районах наблюдается сокращение количества текстов, исполняемых на данный напев, и упрощается структура музыкально-поэтической строфы (см. образец № 10). Вместе с тем, восточные и южные пределы распространения этого напева не ограничиваются локнянско-ловатскими традициями.
Второе место по значимости в свадебном обряде принадлежит напеву, в основе структуры которого лежит силлабический слогоритмический период (см. напев № 11). Этот напев также политекстовый: с ним исполняется более 20 поэтических текстов, разнообразных по содержанию, но в большинстве своем являющихся художественно-символическим обобщением происходящих в момент их исполнения важнейших обрядовых действий (отправление жениха за невестой, встреча женихова поезда, вывод и соединение новобрачной пары за столами, отправление невесты к венцу). Многие тексты связаны с величанием участников свадебно-
го пира. Только один из сюжетов развивает тему прощания невесты с красотой (текст 21 — «Жар горит, жар горит на высокой горе»). Таким образом, данный напев преимущественно связан с заклина-тельной функциональной сферой, что в полной мере согласуется с его стилевыми свойствами.
Большая часть записей данного напева была выполнена в Подберезинской волости Локнянского и Черпесской волости Великолукского районов, что позволяет судить об усилении его значения в восточной части представляемой территории. В отдельных деревнях Букровской и Горицкой волостей Великолукского района встречается самостоятельный, очень выразительный в музыкальном отношении вариант данного напева с характерной подводкой-вокализацией (вторая часть строфы пропевает-ся без слов — на «о-о-о») и ярко выраженной воз-гласно-кличевой интонационной основой (см. образец № 12). В песенных традициях Локнянского и Великолукского районов бытуют с отдельными текстами другие варианты напева №11, сходные с ним в композиционном отношении, но имеющие иное мелодическое или музыкально-ритмическое воплощение (см. образцы №№ 13, 14).
Формульный напев, представленный в песенном образце № 15, записан в нескольких деревнях Подберезинской волости Локнянского и Букровской волости Великолукского районов с 4 текстами. Экспедиционные исследования показали, что центр распространения данного формульного напева располагается восточнее — в Холмском и Торо-пецком районах.
Другие обрядовые песни и припевки локнян-ско-ловатской свадьбы не столь характерны именно для местных традиций, а скорее относятся к общему фольклорному «фонду» Псковской области и Северо-Запада России в целом. В этом отношении, например, показателен набор свадебных обрядовых припевок (см. образцы №№ 18-21). Но, в то же время, на обследуемой территории зафиксированы интересные детали, раскрывающие особенности исполнения припевок: непременная пляска всех поющих, при этом участник застолья, которому предназначалась припевка, вскакивает на лавку и пляшет на ней (см. Раздел 6 «Свадебный обряд» — «Застолье в доме жениха»).
Специфической особенностью бежаницкой свадьбы является включение в процесс свадебного застолья необрядовых хороводных песен и плясок -женщины плясали «кружком», размахивали руками, «приухивали».
В экспедиционных записях содержатся также образцы обрядовых приговоров и развернутых диалогов дружки и боярок во время выкупа невесты, составляющие одну из ярких страниц локнянско-ловатской свадьбы.
Отметим некоторые отличительные особенности представляемых ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ.
При том, что живых форм гусельной традиции на рассматриваемой территории зафиксировано не было, именно в Новосокольническом и Локнян-ском районах осуществлены записи игры на скрипке, во многом соотносимые с древнерусской традицией «гудбшной» игры, что свидетельствует об архаических истоках местной инструментальной музыкальной культуры.
Во всех исследуемых районах экспедициями обнаружено большое разнообразие инструментальных наигрышей. Сами народные музыканты отмечают самобытность местных вариантов одного и того же наигрыша, при этом он нередко получает название от той местности, где распространен (игра «Новоржевская», «Вязовская», «Монтеевская», или — «Дунянский скобарь», «Скобаря по-плоскошен-ски», «Скобаря под драку — по-лосевски» и т. д.). Стиль инструментальной музыки, характерные особенности наигрышей относятся к ряду важных этнокультурных признаков. Так, например, жители нескольких деревень, в которых играли «Скобаря», именовались «пакальниками» (поскольку сам наигрыш раньше в этих деревнях имел название — «Па-кальник»); «ботвйнниками» называли жителей деревень, где преобладали другие наигрыши; в «Но-воржёвщине» играли «по-новоржевскому» и т. д. (Локн., Тростино 2448-12).
На обследуемой территории распространены типичные для Псковской области формы традиционной мужской и женской пляски («ломанье» и «кружок»).
Характерной чертой локнянско-ловатских традиций являются круговые хороводы, приуроченные к святочному периоду («святбшные»), а также хоровод «Просо» с общепринятым хореографическим движением (ряд на ряд) и интересными вариантами напева. Во многих деревнях на представляемой территории хороводные песни и плясовые припевки исполняются на посиделках и супрядках без хореографического движения, наряду с балладами и другими песнями.
Среди жанров ПЕСЕННО-ПОВЕСТВОВА-ТЕЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА преобладают баллады со своеобразными краткими (в большинстве случаев одностиховыми) мелодизированными напевами. Собственно лирические песни в местных традициях представлены единичными образцами.
Экспедиционные коллекции содержат многочисленные образцы ПРОЗАИЧЕСКИХ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ЖАНРОВ — сказок, быличек, преданий, легенд, в которых не только отражен глубинный пласт мифологических представлений и поверий (о русалках, нечистой силе, колдовстве и др.), но и сохраняется память об исторических событиях
давнего времени, особым образом преломляются и осмысляются религиозные сюжеты и явления православной жизни.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33