Фольклер и народная культура псковской области
Важным показателем специфики местных традиций служит обрядовая терминология свадьбы.
Например, по отношению к обрядовому действию, окончательно закрепляющему договор сватов о свадьбе, повсеместно распространены наименования — «богомоленье» («богомолье», «Богу молиться») и «рукобитье». Другое наименование — «барыши» или «запивали барыши» — бытует только в Це-вельской волости Бежаницкого района. На северозападной окраине рассматриваемой территории изредка встречается название — «зар^чины» (при этом в северных волостях Пустошкинского района «за-ручинами» называли обрядовые действия иного содержания, проходившие в доме невесты накануне свадьбы). Также зафиксированы различные наименования обрядов второго (послевенечного) дня свадьбы: «хлебины» — в западной части представляемой территории, «отвбдины» — в восточной части (по реке Ловати).
К числу редких, самобытных обрядовых терминов, указывающих на мифологическую основу производимых действий, относится наименование -«медведицу подымать», которое связано с маркировкой качественно нового статуса молодицы во время вывода новобрачных за стол или бужения их утром второго свадебного дня. Встретилось это название дважды в Чсрпесской волости Великолукского района (на р. Ловати).
На рассматриваемой территории используются различные наименования свадебных чинов. Младшего товарища, сопровождающего жениха, в деревнях, расположенных по р. Ловати, называют «подкняжником», в других же деревнях Локнянского района более часто встречается наименование «шифер», в Самолуковской и Крестиловской волостях Локняиского района бытует также наименование — «подшапошник». Старшего брата или крестного отца жениха, возглавляющего «Князев поезд», почти повсеместно называют — «дружкб», кроме северных волостей Великолукского района, где наблюдается изменение в именованиях свадебных чи-иов: старшего мужчину, который руководит «пбез-дом» жениха, здесь называют — «подкняжий» или «подкняж», «подкнязь».
Зафиксированы также особые местные наименования хлеба как необходимого атрибута обрядов благословения и наделения: в ловатских деревнях этот хлеб называют «курником» («советником»), а в Новосокольническом районе — «надельным хлебом».
Обрядовый женский головной убор в большинстве деревень имеет наименование «повой», «повойник», но в Букровской волости Великолукского района встретилось редкое для Псковской области название — «сорока».
Основополагающее значение в довенечных обрядах имеют хоровые и сольные причитания, что является одним из характерных признаков локнян-ско-ловатских традиций, свидетельствующим об изначальном их родстве с северно-русскими традициями. В ходе фольклорных экспедиций записаны разнообразные по содержанию тексты свадебных причитаний и многочисленные варианты двух различных напевов хоровых причитаний, исполняемых боярками, и напевов сольных причитаний невесты и ее матери.
В западной части Локнянского района и на прилегающей к ней территории Бежаницкого и Новосокольнического районов распространен напев хоровой причета, характерный для обширной зоны центральной Псковщины (варианты этого напева были записаны также в Пустошкинском, Опочец-ком, Красногородском районах). Данному напеву свойственны развитость мелодической линии (обилие слогораспевов), равномерность слогопроизне-сения, стиховая организация музыкально-поэтической формы, имеющей стабильную слогоритмичес-кую структуру с опорой на тонический принцип стихосложения (в большинстве случаев протяженность стиховой строки ограничивается 13-14 слогами; количество основных акцентов — три) (см. образец № 1 — напев, который исполняется боярками).
Второй тип напева хоровой причети бытует в деревнях, расположенных вдоль реки Ловати (Под-березинская волость Локнянского и Черпесская, Марьинская волости Великолукского районов) (см. образец № 2). Ловатской напев хоровой причети обладает теми же композиционно-ритмическими характеристиками, что и напев, распространенный в западной части Локнянского района. При этом своеобразие напева обусловлено особой формой исполнения голошения — с подводкой-вокализацией: старшая боярка или невеста воспроизводит текст и напев хоровой причети, а девушки одновременно ведут тот же мотив без слов на гласную «и» -«икают», «иикают», «прийкають»»«воють». Происходит синхронное наложение хоровой подводки на сольное исполнение причитания, в результате чего возникает расслоение музыкально-речевого потока.2 Декламационное начало превалирует в «вокальной партии» невесты (или боярки), воспроиз-
водящей текст голошения — здесь возникают некоторые приемы, характерные для сольного исполнительства (например, частые и иногда ненормированные по протяженности цезуры, обусловленные прерывистостью эмоционально окрашенного дыхания). Одновременно в хоровой партии девушек напев голошения свободен от поэтического текста и выступает как самостоятельный музыкальный феномен — здесь преобладает стремление к непрерывности и насыщенности звукового потока. Сложная организация художественной формы, основанная на одновременном проведении напева голошения в двух «звуковых ипостасях», придает локнянскому хоровому причитанию неповторимый облик. Такой характер исполнения хоровой причета свидетельствует о самобытности и исторической глубине местного певческого стиля и, в то же время, обнаруживает родство рассматриваемой традиции с центрально-псковской и со средневеликорецкой, где встречаются сходные формы подводки в хоровых причитаниях и обрядовой вокализации без слов при исполнении свадебных песен — так называемое «вожоканье» (от «вожокать» — водить голосом).
Свадебное сольное причитание (невесты, ее матери, подруги) на интонационном уровне имеет общность с похоронным голошением. В целом, напевы сольных причитаний в представляемых традициях отличаются большим разнообразием в выражении плачево-повествовательного и возгласно-просительного начала. В отличие от хоровой причета, композиция напевов сольных причитаний подвижна, имеет тирадную основу; в ритмике отражаются все тонкости произнесения текста нараспев, возникает нерегулярная (в отдельных примерах -троичная) пульсация. Ведущую структурообразующую роль выполняет тонический принцип организации стиха (значимость фразовых акцентов как центров, организующих речевой процесс). Ладо-интонационная система напевов голошений во многих случаях опирается на трихорд в кварте, однако в целом наблюдается подвижность и разнообразие ладовых моделей. Причем тот или иной характер интонирования и особенности напева причитания нередко определяются эмоциональным состоянием исполнителя (см. образцы напевов свадебных и похоронных причитаний).
Свадебные обрядовые песни и припевки составляют значительную часть собранного материала: экспедициями зафиксировано более 80 песенных сюжетов, 13 обрядовых формульных напевов.
Очень показательными для характеристики лок-нянско-ловатских традиций оказываются наблюдения, касающиеся стилевых особенностей и динамики распространения свадебных обрядовых напевов.
Особо выделяется группа напевов плачево-пове-ствовательной направленности, в основе структуры
которых лежат разновидности слогоритмической модели тонического девятисложника (см. образцы №№ 1-4). В целом данная группа песен связана с обрядами приуготовления к свадьбе. За четырьмя формульными напевами закреплены поэтические тексты, в которых развиваются темы прощания невесты с родителями, благословения сироты, расставания невесты с «красотой»; содержание отдельных поэтических текстов можно обобщенно представить как воплощение идеи предстоящего замужества: девушке (невесте) припевают жениха. Необходимо отметить, что напевы 2 и 4 записаны только в Подбере-зинской волости Локнянского района, напев 3 представлен одной записью из Бардовской волости Бе-жаницкого района, в то время как напев 1 встречается на обширной территории — во всех обследованных волостях Локнянского района, в Черпесской волости Великолукского района, в Бологовской, Ра-менской, Руновской волостях Новосокольнического района, единичные записи этого напева были сделаны в Кудеверской и Цевельской волостях Бежа-ницкого района. Кроме того, варианты данного напева представлены во многих отдаленных в географическом отношении песенных традициях, имеющих новгородское происхождение. В других же районах Псковской области этот напев не встречается. Таким образом, обнаруживается важное звено, указывающее на связь локнянско-ловатских традиций с новгородской народно-песенной культурой.
Мотопомпа для воды электрическая заказать электрическую мотопомпу.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33