Поиск по сайту

Фольклер и народная культура псковской области

Важным показателем специфики местных тра­диций служит обрядовая терминология свадьбы.
Например, по отношению к обрядовому дейст­вию, окончательно закрепляющему договор сватов о свадьбе, повсеместно распространены наименова­ния — «богомоленье» («богомолье», «Богу молить­ся») и «рукобитье». Другое наименование — «бары­ши» или «запивали барыши» — бытует только в Це-вельской волости Бежаницкого района. На северо­западной окраине рассматриваемой территории из­редка встречается название — «зар^чины» (при этом в северных волостях Пустошкинского района «за-ручинами» называли обрядовые действия иного со­держания, проходившие в доме невесты накануне свадьбы). Также зафиксированы различные наиме­нования обрядов второго (послевенечного) дня свадьбы: «хлебины» — в западной части представля­емой территории, «отвбдины» — в восточной части (по реке Ловати).
К числу редких, самобытных обрядовых терми­нов, указывающих на мифологическую основу про­изводимых действий, относится наименование -«медведицу подымать», которое связано с марки­ровкой качественно нового статуса молодицы во время вывода новобрачных за стол или бужения их утром второго свадебного дня. Встретилось это на­звание дважды в Чсрпесской волости Великолукс­кого района (на р. Ловати).
На рассматриваемой территории используются различные наименования свадебных чинов. Млад­шего товарища, сопровождающего жениха, в де­ревнях, расположенных по р. Ловати, называют «подкняжником», в других же деревнях Локнянско­го района более часто встречается наименование «шифер», в Самолуковской и Крестиловской волос­тях Локняиского района бытует также наименова­ние — «подшапошник». Старшего брата или крест­ного отца жениха, возглавляющего «Князев поезд», почти повсеместно называют — «дружкб», кроме се­верных волостей Великолукского района, где на­блюдается изменение в именованиях свадебных чи-иов: старшего мужчину, который руководит «пбез-дом» жениха, здесь называют — «подкняжий» или «подкняж», «подкнязь».
Зафиксированы также особые местные наимено­вания хлеба как необходимого атрибута обрядов благословения и наделения: в ловатских деревнях этот хлеб называют «курником» («советником»), а в Новосокольническом районе — «надельным хлебом».
Обрядовый женский головной убор в боль­шинстве деревень имеет наименование «повой», «повойник», но в Букровской волости Великолукс­кого района встретилось редкое для Псковской об­ласти название — «сорока».
Основополагающее значение в довенечных об­рядах имеют хоровые и сольные причитания, что является одним из характерных признаков локнян-ско-ловатских традиций, свидетельствующим об изначальном их родстве с северно-русскими тради­циями. В ходе фольклорных экспедиций записаны разнообразные по содержанию тексты свадебных причитаний и многочисленные варианты двух раз­личных напевов хоровых причитаний, исполняе­мых боярками, и напевов сольных причитаний не­весты и ее матери.
В западной части Локнянского района и на прилегающей к ней территории Бежаницкого и Но­восокольнического районов распространен напев хоровой причета, характерный для обширной зоны центральной Псковщины (варианты этого напева были записаны также в Пустошкинском, Опочец-ком, Красногородском районах). Данному напеву свойственны развитость мелодической линии (оби­лие слогораспевов), равномерность слогопроизне-сения, стиховая организация музыкально-поэтичес­кой формы, имеющей стабильную слогоритмичес-кую структуру с опорой на тонический принцип стихосложения (в большинстве случаев протяжен­ность стиховой строки ограничивается 13-14 слога­ми; количество основных акцентов — три) (см. обра­зец № 1 — напев, который исполняется боярками).
Второй тип напева хоровой причети бытует в деревнях, расположенных вдоль реки Ловати (Под-березинская волость Локнянского и Черпесская, Марьинская волости Великолукского районов) (см. образец № 2). Ловатской напев хоровой причети обладает теми же композиционно-ритмическими характеристиками, что и напев, распространенный в западной части Локнянского района. При этом своеобразие напева обусловлено особой формой исполнения голошения — с подводкой-вокализаци­ей: старшая боярка или невеста воспроизводит текст и напев хоровой причети, а девушки одновре­менно ведут тот же мотив без слов на гласную «и» -«икают», «иикают», «прийкають»»«воють». Проис­ходит синхронное наложение хоровой подводки на сольное исполнение причитания, в результате чего возникает расслоение музыкально-речевого пото­ка.2 Декламационное начало превалирует в «во­кальной партии» невесты (или боярки), воспроиз-
водящей текст голошения — здесь возникают неко­торые приемы, характерные для сольного исполни­тельства (например, частые и иногда ненормиро­ванные по протяженности цезуры, обусловленные прерывистостью эмоционально окрашенного дыха­ния). Одновременно в хоровой партии девушек на­пев голошения свободен от поэтического текста и выступает как самостоятельный музыкальный фе­номен — здесь преобладает стремление к непрерыв­ности и насыщенности звукового потока. Сложная организация художественной формы, основанная на одновременном проведении напева голошения в двух «звуковых ипостасях», придает локнянскому хоровому причитанию неповторимый облик. Та­кой характер исполнения хоровой причета свиде­тельствует о самобытности и исторической глубине местного певческого стиля и, в то же время, обнару­живает родство рассматриваемой традиции с цент­рально-псковской и со средневеликорецкой, где встречаются сходные формы подводки в хоровых причитаниях и обрядовой вокализации без слов при исполнении свадебных песен — так называемое «вожоканье» (от «вожокать» — водить голосом).
Свадебное сольное причитание (невесты, ее ма­тери, подруги) на интонационном уровне имеет общность с похоронным голошением. В целом, на­певы сольных причитаний в представляемых тради­циях отличаются большим разнообразием в выра­жении плачево-повествовательного и возгласно-просительного начала. В отличие от хоровой при­чета, композиция напевов сольных причитаний по­движна, имеет тирадную основу; в ритмике отража­ются все тонкости произнесения текста нараспев, возникает нерегулярная (в отдельных примерах -троичная) пульсация. Ведущую структурообразую­щую роль выполняет тонический принцип органи­зации стиха (значимость фразовых акцентов как центров, организующих речевой процесс). Ладо-интонационная система напевов голошений во многих случаях опирается на трихорд в кварте, од­нако в целом наблюдается подвижность и разнооб­разие ладовых моделей. Причем тот или иной ха­рактер интонирования и особенности напева при­читания нередко определяются эмоциональным состоянием исполнителя (см. образцы напевов сва­дебных и похоронных причитаний).
Свадебные обрядовые песни и припевки со­ставляют значительную часть собранного материа­ла: экспедициями зафиксировано более 80 песенных сюжетов, 13 обрядовых формульных напевов.
Очень показательными для характеристики лок-нянско-ловатских традиций оказываются наблюде­ния, касающиеся стилевых особенностей и динами­ки распространения свадебных обрядовых напевов.
Особо выделяется группа напевов плачево-пове-ствовательной направленности, в основе структуры
которых лежат разновидности слогоритмической модели тонического девятисложника (см. образцы №№ 1-4). В целом данная группа песен связана с об­рядами приуготовления к свадьбе. За четырьмя фор­мульными напевами закреплены поэтические текс­ты, в которых развиваются темы прощания невесты с родителями, благословения сироты, расставания невесты с «красотой»; содержание отдельных поэти­ческих текстов можно обобщенно представить как воплощение идеи предстоящего замужества: девуш­ке (невесте) припевают жениха. Необходимо отме­тить, что напевы 2 и 4 записаны только в Подбере-зинской волости Локнянского района, напев 3 пред­ставлен одной записью из Бардовской волости Бе-жаницкого района, в то время как напев 1 встреча­ется на обширной территории — во всех обследован­ных волостях Локнянского района, в Черпесской волости Великолукского района, в Бологовской, Ра-менской, Руновской волостях Новосокольническо­го района, единичные записи этого напева были сде­ланы в Кудеверской и Цевельской волостях Бежа-ницкого района. Кроме того, варианты данного на­пева представлены во многих отдаленных в геогра­фическом отношении песенных традициях, имею­щих новгородское происхождение. В других же рай­онах Псковской области этот напев не встречается. Таким образом, обнаруживается важное звено, ука­зывающее на связь локнянско-ловатских традиций с новгородской народно-песенной культурой.

Мотопомпа для воды электрическая заказать электрическую мотопомпу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Холмский район.
  • Изменение границ Псковской земли
  • Районирование и климат
  • Интересное