Фольклер и народная культура псковской области
Волочебные песий зафиксированы на большей части представляемой территории, однако в Подбе-резинской волости Локнянского и Букровской волости Великолукского районов не удалось осуществить записей волочебных песен и сведений об их бытовании получено не было. Таким образом, была определена восточная граница распространения волочебных песен. Этот факт подтвердили результаты дальнейших полевых исследований: при продвижении далее на.восток — в северную часть Торо-пецкого района Тверской области и в Холмский район Новгородской области — волочебных песен не было обнаружено. При этом южная, западная и северная границы ареала распространения этого жанра открыты и уходят в центральные и южные районы Псковской области н далее — в Белоруссию и Смоленскую область (см. образцы напевов и текстов волочебных песен в Частях III, VI-VIII настоящего издания).
Следует также отметить, что в ходе экспедиционной работы зафиксирован в вариантах один формульный масленичный напев, с которым исполняется 7 различных по содержанию текстов. При этом своеобразие локнянского и великолукского вариантов напева прослеживается на уровне их интонационно-ладовой организации при общности всех остальных структурно-типологических признаков (см. напевы №№ 1 и 2 в подразделе «Образцы напевов и текстов календарно-обрядовых песен…»).
Разное интонационно-ладовое воплощение структурно однородных напевов характерно и для вариантов волочебных песен из Великолукского и Локнянского районов, с одной стороны, и из Бежа-ницкого и Пустошкинского районов, с другой (см. образцы №№ 3 и 4). За волочебным напевом на обследуемой территории закреплен один, но очень развитый обрядовый текст.
В редких случаях исполнители вспоминают о том, что пение волочебных песен сопровождалось игрой на гармони (сведения из Бежаницкого, Пустошкинского, Новосокольнического районов).
Как было сказано выше, о пении летних обрядовых песен во время толоки, иванских и петровских обрядов вспоминают только в Букровской волости Великолукского района. В этой местности записана единственная петровская обрядовая песня (см. образец № 6), напев которой значительно отличается от вариантов, распространенных в южной части Великолукского района, и оказывается близок напеву, относящемуся к торо-пецкой традиции.’ Отдельными точками на обследованной территории представлены записи текстов пожиночных песен (полноценной записи напева осуществить не удалось). Таким образом, можно говорить об установленной в ходе экспедиционной работы северной границе зоны плотного распространения летних календарно-обрядовых песен, которая соотносится с южной границей территории бытования локнянско-ловатских традиций.
Для локнянско-ловатских традиций характерны различные виды непесенного фольклора — ка-лендарно-обрядовые заклинания, приговоры, кличи, припевки. При этом следует отметить образцы, представленные в единичных записях: это пастушья припевка-заклинание, приуроченная к празднованию «Меженного Бориса» (Алексеевская волость Локнянского района), а также -приговор во время обрядового «сечения вербой» (в Вербное воскресенье), кличи-призывания жаворонков; иван-ская закличка — образцы, зафиксированные только в Бежаницком и Пустошкинском районах и, возможно, имеющие отношение к другим близлежащим традициям.
Единство локнянско-ловатских культурных традиций в значительной мере проявляется на уровне СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ.
Повсеместно распространены два вида свадебного обрядового комплекса: «свадьба со сватовством» (включает все необходимые обрядовые компоненты) и замужество без разрешения родителей -«убегом», «тихонько». Во втором случае происходит значительное изменение содержания и упрощение структуры свадебного обряда, который нередко ограничивается проведением застолья. Если первый вид свадьбы считается основным во всех районах, то второй оценивается жителями деревень как ненормативное явление и распространен, в основном, в Новосокольническом районе и в северо-восточных волостях Пустошкинского района, где располагаются старообрядческие поселения. Во многих случаях замужество «убегом» связано с нарушением существовавшего запрета на смешанные браки между детьми из «мирских» и старообрядческих семей, но нередко обусловлено и другими причинами.
Основной вид свадьбы представляет собой развернутый по структуре обрядовый комплекс с развитыми, детализированными разделами, посвященными предварительному договору сватов, «красо-ванию» невесты и ее прощанию с родительским домом (канун свадьбы и утро венчального дня), соединению новобрачной пары (день венчания). При этом необходимо отметить, что в Бежаницком, Новосокольническом, Пустошкинском районах свадебная обрядность представлена не в таком насыщенном и полноценном виде, как в Локнянском и Великолукском районах. Здесь наблюдается забвение многих важных деталей обряда, свадебных песен и причитаний.
При общей структуре обрядового комплекса в некоторых волостях установлен особый порядок развития событий свадьбы. Так, например, развернутый цикл обрядовых действий, связанных с «кра-сованием» невесты, ее прощанием с родителями и родственниками (хождение по избе, призывание умерших родителей у окна, чесание головы, передача «красоты») может совершаться в доме невесты как накануне свадьбы, так и утром венчального дня. В большинстве деревень Локнянского района (в центре представляемых традиций) все перечисленные действия исполняются утром в день венчания. Приуроченность этих действий к кануну свадьбы характерна для северных волостей Великолукского района, а также зафиксирована в д. Гоголево Локнянского района и в отдельных деревнях Бежаницкого и Новосокольнического районов (т. е. на южной, северной и западной окраинах представляемой зоны).
Обрядовые циклы венчального дня также могут различаться по внутреннему наполнению (об этом подробно сказано в Разделе 6 «Свадебный обряд»).
Одним из важных компонентов локнянско-ловатских традиций являются обрядовые шествия по деревне невесты и боярок (подруг невесты или старших женщин, владеющих традицией голошения) накануне или утром венчального дня — «красу носят», «с красой ходят», «невесту с красой водят», «невеста красуется». Своеобразную форму имеет сама «краса» — это украшенное шелковым платком и лентами решето, которое несут над головой невесты или в руках перед собой.
Повсеместно на представляемой территории символом девичьей красы также является украшенная ёлочка — ее ставят на стол во время вечерины, наделения невесты родными и выкупа ее женихом.
В центре рассматриваемых традиций — в Локнянском районе (повсеместно), на севере Черпес-ской волости Великолукского района, а также в нескольких деревнях Бежаницкого и Новосокольнического районов — распространена самобытная форма ритуального действия, связанного со встречей женихова поезда у дома невесты перед венчанием («переймали женихов с красой»): невеста с боярками выходят на улицу с «красой» (украшенным решетом, в более редких случаях — с большим соломенным кувшином, ёлочкой). Жеиих и его спутники должны выехать навстречу невесте и выкупить «красу». Это обрядовое действие оказывается характерным именно для локнянско-ловатских традиций. В результате экспедиционной работы четко обозначены южная и юго-западная границы распространения этого компонента обряда, поскольку в южной части Черпесской волости, повсеместно в Букровской, Марьинской, Гориц-кой волостях Великолукского района, во многих деревнях Новосокольнического района в момент приезда жениха невеста с боярками не встречают его на улице, а находятся за столом. Полевые исследования также показали, что традиция встречи жениха на улице с «красой» имеет распространение в северных волостях Торопецкого района (Тверской области), в примыкающих к ним волостях Холмского района (Новгородской области), а также в несколько ином виде бытует в центральных районах Псковской области.
Различное смысловое наполнение имеет обычай осыпания житом (пшеницей, конфетами, деньгами и пр.), приуроченный либо к встрече жениха в доме невесты до венчания, либо к встрече молодых у дома жениха после венчания. В центре представляемых традиций (в Локнянском районе и в некоторых деревнях Великолукского района) жених бросает в боярок пшеницу (конфеты, орехи, деньги), а боярки в сторону жениха — жито (или горох) в тот момент, когда он входит в дом невесты (перед выкупом). Это действие воспринимается как символически преобразованная форма противоборства и, возможно, из-
начально" было связано с необходимостью «завоевания невесты». В восточных волостях Великолукского и в нескольких деревнях Локнянского, Новосокольнического, Бежаницкого, Пустошкинского районов (т. е: на периферии рассматриваемых традиций) осыпание житом, хмелем, конфетами новобрачных во время встречи их «от венца» совершается родителями жениха, и в ответ жених или «шафер» могут бросать в присутствующих конфеты. В данном случае производимое действие обладает ярко выраженной продуцирующей функцией — осыпали «к жизни», к богатству.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33