Фольклер и народная культура псковской области
Особой ценностью обладают записи скрипичной игры от Василия Федотовича Кривенко (1905 г. р.), Гаврилы Семёновича Голубева (1906 г. р.), Николая Лаврентьевича Иванова (1913 г. р.). Важен тот факт, что музыканты сохраняют приемы игры на скрипке, свидетельствующие об исторической глубине местной инструментальной традиции: скрипач держит инструмент вертикально с опорой в колено и использует в качестве игровых две-три струны. Кроме того, жители деревень вспоминают о самодельных скрипках, имеющих форму гудка -долбленый корпус, жильные струны. Смычок называют «лучком» (Локн., Ледяха 2566-03; Осиновка 2830-29; Новое., Вяз 2338-01).
Скрипка могла играть в ансамбле с гармонью или мандолиной (Локн., Осиновка 2830-32). В послевоенные годы на гулянье в деревнях собирались и большие ансамбли: две балалайки, гармонь, скрипка, мандолина, гитара (Новое, Вяз 2338-01).
Лишь в отдельных деревнях записаны рассказы о гуслях (о 6-струнных гуслях — Локн., Карцево 2569-31). Встречаются упоминания о ложкарях -слепой «выигрывал и пад песни, и пад пляску» (Новое, Струги 2362-26).
По воспоминаниям, прежде музыкальный инструмент был в каждой семье: «А у нас гармоней мно-га там была. А мальцы — так кажный в балалайку играл, кажный-кажный малец! Балалайщик свой
был — была надёлаить балалаек им» (Локн., Бор* 2502-27). Нередко музыкальные инструменты.мастерили жители деревень простейшим способом из подручного материала. Существуют описания самодельной балалайки, округлый корпус которой выдалбливался из «чёрной ольхи», к деревянным колкам крепились три струны (из проволоки или суровой нити) (Беж., Бардово 2544-33).
+ Традиционные наигрыши под шествие с пением припевок
Большим разнообразием отличаются исполнительские интерпретации основного наигрыша «Скобаря» («Скобаря под песни», «Псковская под песни», «Цевельская», «Монтеевская», «Вязовская», «Смотская» и т. д.). По игре можно было отличить одного музыканта от другого, хотя исполняли они один и тот же наигрыш (Новое., Вяз 2338-01). Кроме того, каждый музыкант владел разными вариантами игры и воспроизводил их в зависимости от ситуации. «Скобаря» можно играть «с растягом», «отлого» («Скобарядлиннбва», «скучного», «унывного») и «часто» («Скобаря весёлого»). 2 Когда на ярмарке парни из разных деревень повздорят, наигрыш звучит особенно динамично, напористо — «Скобаря под драку». В этом случае игра сопровождается «ломаньем» — особой формой мужской пляски с пением припевок «под задор»:
«Скыбарй, наши ребята, А чавб скабарйтися? А в вас па ножику в кармане, А кулака байтися!».3
Возвращаясь с гулянья в нерадостном настроении, музыкант тот же наигрыш воспроизводит в высоком регистре: «Скобаря тоненького — с неудачей» . Многие исполнители могут воссоздать наигрыш в том виде, как он звучал прежде, как играли отцы и деды: «Скобаря старинного». По-разному играют «Скобаря» под мужские и женские припевки. Выделяется группа рекрутских и военных припевок:
«Рекрута наши скучнйи, Ой, а ударяит скука их, Ой, сваю родину брасают, Ой, ящё девчонок маладых».
«На германской на границы, Ой, мой милёнок умирал, Ой, глазки серый, весёлый, Ой, только навеки закрывал»
(В.-Л., Ямно 1708-08).
Записаны и другие наигрыши, сопровождающие шествие по деревне с пением «припевок» («коротких песен»): «Бологовка» («Бологолка», «Боло-говка прохожая», «Бологовка отрывистая»); «Колотушка»; «Новоржевская», «Разливная»; «Полянская» («Сумецкая»). Варианты перечисленных наигрышей могут различаться в зависимости от приемов игры: «на все», «на басок» (при игре на тальянках), «на высоких», «на низких» (при игре на скрипке).
?»? Традиционные наигрыши под пляску
В деревнях особой популярностью пользуются инструментальные наигрыши «Русского» («Русского по-старинному», «Барынька», «Крутая»), «Трепака», «Залётка», «Соломушка», «На-первое», «Щи варить», «Завидочка», «Подерьгуха», «Ляно-ва», «Лявбниха.» («Под яблонькой»), «Камаринского».
В Новосокольническом, Великолукском, Бе-жаницком районах была распространена старинная традиционная женская пляска: женщины плясали «кружкбм» — от 3 до 6 человек ходят по кругу (друг за другом, одна перед одной, бочком), равномерно притопывая ногами; могут держать в одной руке платок (поднимали руку вверх, помахивали платком), могут прихлопнуть руками, подбочениться. Поскольку женщины раньше носили длинные сарафаны, то движения ног в пляске были незаметны. Женщина двигалась плавно, как будто плыла.4 «Кружком плясали» под игру на балалайке, гармони (наигрыши «Барынька», «Русского»). Во время пляски женщины «приухивали», «причичйкивали» («чи-чи-чи-чи…» или «ш-ш-ш-ш…»), припевали припевки (В.-Л., Ямно 1708-08; Новое, Фетинино 2346-01).
«Камаринского» пляшут и мужчины, и женщины — по очереди, «кто как может» (В.-Л., Кузнецо-во). Парни плясали «Русского» вприсядку, «выкидывали колена», дробили (под наигрыши «Русского», «Залётка») (Беж., Кудеверь 2367-27).
Более поздние пляски — «Сербияночка», «Страдания», «Цыганочка», «Семёновна» — сопровождаются наигрышами, имеющими те же названия. Это парные виды пляски (пляшут парень с девушкой или две женщины: одна пляшет, вторая стоит, поет, потом меняются местами), при этом женщины дробят ногами, прискакивают, что не характерно для старинной женской пляски.5
На игрищах самая скорая игра — «КрутелА» -сопровождает пляску, построенную на кружении
пар (парни с девушками кружатся под руку) (В.-Л., Берглезово 1729-04). В других деревнях эта пляска именуется «Лявонихой» (В.-Л., Лосево 1745-03). Интересный вариант подобной пляски записан в д. Антушово Новосокольнического района — играли «В носы» под наигрыш «Русского»: парни загадывали, кому какая девушка нравилась, и договаривались между собой, после этого одна из девушек подходила и кружилась по очереди с каждым парнем под руку; если это не тот парень, который ее «загадал», то он, покружившись, показывал девушке «нос», если девушка находила свою пару, они отходили и садились вместе; потом девушки загадывали парней, а те по очереди подходили, приплясывая («трапака забивают»), и также кружились с каждой девушкой (Новое, Антушово 2338-13). Во время гуляний молодежи сменялись разнообразные формы совместных плясок: «Гуси» (бегали вереницей за ведущим, повторяя все его движения) (В.-Л., Тулубье-во 1777-06); многофигурные пляски на 4-6 пар: «На первую», «Лявбниха», «Уворот», «Кадрёль», «Лентяй», «Метелица» (Локнянский, Новосокольнический районы).
?»? Пастушеские наигрыши
В деревнях до сих пор бытует развитая традиция игры пастухов на рожке: ольховая или тростниковая «дудка» (пищик) с «рогом», «трубой» (раструбом) из бересты или из ольховой коры (в отдельных случаях — из коровьего рога — Новое, Вяз 2339-15). Количество отверстий в дудке — 3 (по самым распространенным данным), но могло быть и больше (до 6). Игру на рожке было слышно за 2-3 км — «гулы раздаются» (Новое, Вяз 2339-15, 2365-43).
Зафиксированы упоминания об использовании пастухами деревянных долбленых труб.
Дети, когда пасли коров в поле, делали себе тростниковые «дудки» (с пищиком) и играли на них в любое время. Встретилось самобытное наименование тростниковой дудки — «npocBHp&ib» (В.-Л., Каменка 2469-06). Пастухи и дети для развлечения могли играть одновременно на двух дудках (Новое, Девичье 2365-11; Вяз 2365-45).
Дети также делали себе «свистки»: срезали тонкий стволик ольхи (длиной около 20 см), выкручивали сердцевину, в верхней части трубочки вырезали маленькое отверстие и вставляли пробку — получался свисток (Новое, Вяз 2365-45).
Основу традиции рожечной музыки составляет система пастушеских сигнальных наигрышей, обеспечивающая все главные производственные задачи: утренний сигнал — «Как гнать коров в поле»; вечерний сигнал — «Сбор в поле», «Как гонят домой»; игра в поле во время пастьбы (чтобы все слышали и знали, где находится пастух со стадом) — «Для се-
бя». Кроме того, на рожках, дудках, свистках пастухи и просто любители («дудари»), а также дети могли играть в любое время, на гулянье или для забавы наигрыши под пляску и под песни («как на гармони») — «Русского», «Бологовку».6
Кроме рожечных наигрышей, в деревнях были записаны особые выкрики пастухов: «Тпру, до-
1 Упоминания о тальянках содержатся в записях: Новое, Кошнево 2365-20; Монино 2363-52; Беж., Куде-верь 2367-27, 2369-30.
2 Например: В.-Л., Кузнецове 1708; Шабуниха 1744-24.
3 Например: В.-Л., Башенки 1753-01; Кузнецове 1707-36; Сматы 1728-13.
мой!»; «Тпру, домой, коровка Домка!»; «Тпру, встань, тпру, ляг, идёт поляк!».
Среди сигнальных шумовых инструментов упоминаются также: трещотки — «барабан из дерева», с помощью которого сообщали о пожаре, будили народ; колокол, лемех (часть плуга) — «тревогу давали» (Новое, Вяз 2338-01).
4 Беж., Кудеверь 2369-30,2370-04; В.-Л., Лосево 1745-02; Ямно 1708-08; Новое., Сенютино 2363-08; Фетинино 2346-01.
5 Беж., Кудеверь 2369-30,2370-27; В.-Л., Лосево 1745-02.
6 Новое, Антушово 2363-33, 34; Вяз 2339-15; Девичье 2365-И; Монино 2363-59, 2364-02.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33