Фольклер и народная культура псковской области
а) …Будем пост «постовати» (будем спасаться), пойдем к попу «споведаться» [исповедоваться], мы про все грешки расскажем, про один грешок не скажем. Как мы в девушках «дивовали», семерых молодцов любили. По семь детей родили, по восьмому загубили (восьмерых ребят родила, девятого загубила), под ёлочкой закопали, правой ножкой затоптали. (По семь штук ребят родили, под сосенкой хоронили. Сырая сосенка, будь им матка. А сырой дубок, будь им батька. Белые берёзы — сестры).2
б) …По семеро мы рожали, под листочек хоронили, там шли-прошли скоморохи… [см. текст 7].
в) …Лучше б «баенка» у батюшки сгорела, чем я в девушках «заговёяа».
Те же сюжетные мотивы могут располагаться в другом порядке, образуя, например, следующую последовательность:
Масленица дорогая немножко постояла. Мы думали — семь неделек, а Масленица — семь денёчков.
Нас «Масленца» («скорёхонько») «спадманй-ла», на Большой пост посадила…
А мы будем пост «постовати», пойдём к попу споведаться… [исповедаться].
Великолукский район:
Букровская вол.: Игнашёво 1752-41 (с зач.: «Нас Масленица сподманила», с прод.: «Ишли-прошли скоморохи»); Куковичино 2553-22 (фр.); Лосево 1744-40, 1745-076; Мартинково 1726-01 (т.), 02; Свистунково 1752-22 (т.; с зач.: «Нас Масленица сподманила»); Старые Тарасы 2553-28 (пр.).
Горицкая вол.: Овсище 1768-576.
Марьинская вол.: Ведерииково 1812-13; Кашевицы 1869-14 (с прод.: «К попу пойдём сповядаться… Масленица дорогая немножечко постояла»); Марьино 1810-24.
Черпесская вол.: Кострово 1870-12; Михаи* 1840-18; Па-хомково 1812-29 (с зач.: «Нас Масленица сподманила»); Сосноваха 1871-08 (с зач.: «Нас Масленица сподманила»).
Локнянский район:
Алексеевская вол.: Иванищево 2456-07, 2460-04 (т.), 08; Карелово 2588-05 (пр.); Козино 2415-13 (т.); Марьино 2416-09 (т.); Сергеевское 2571-10 (с зач.: «Мы на горушке не бывали» и прип. ел. «душа»).
Локнянская вол.: Юхново 1823-44 (пр.).
Миритиницкая вол.: Вознесенское 2371-06 (фр. т., с зач.: «Нас Масленица обманила»); Калиткино 2358-02 (т., пр.).
Подберезинская вол.: Паново 1849-08 (с прод.: «Пойдём к попу сповядаться»).
Самолуковская вол.: Воронцово 2499-056 (т.); Кошнево 2412-18; Малое Каськово 2450-08 (т.); Самолуково 2566-306; Тростино 2447-09 (пр.), 16 (т., пр.).
Новосокольнический район:
Раменская вол.: Бритвино 2392-17 (т.); Козоногово 2394-21 (т.), 25; Морщилово 2391-33 (пр.); Раменье 2393-20 (пр., т.); Рыкшино 2344-10; Фалютино 2390-26 (т.).
1 Данные сюжетные мотивы могут лежать в основе самостоятельных текстов масленичных песен, а также открывать песенную форму.
2 Соединение двух сюжетных мотивов — «Масленица обманула» н «будем пост постовати» — в данной традиции явление очень устойчивое. Только в редких случаях эти два сюжетных мотива составляют основу различных самостоятельных текстов.
4. «Роди, Господи, лён долгой!»
Роди, Господи, лён долгой! [многократно повторяется].
Локнянский район:
Миритиницкая вол.: Рыкайлово 2355-06 (пели во время катания на лошадях).
БРАЧНЫЕ ПАРЫ
зятья — молодухи; похвала — хула
5. «На горушке лён посеян» (варианты напевов 1,2)
На горушке лён посеян, во льну растет повили-ца. У Ивана жена (наша Алёна) — кобылица.
За водой пойдет — обольётся, за стол сядет -обожрётся. / Она воду носить ленится, за дровами пойдёт — разобьётся, за водой пойдёт — обольётся. / Она полоть-толочь не умеет, за водой пойдёт — обольётся, за квасом пойдёт — обопьётся, за хлебом пойдёт — обожрётся. / Она коров доить ленится, молоко хлебает большой ложкой-поварёшкой.
Великолукский район:
Черпесская вол.: Городище 1813-08 (т.).
Локнянский район:
Алексеевская вол.: Марьино 2416-08 (т.).
Подберезинская вол.: Паново 1849-09.
6. «Вился-вился хмелёк по болоту» (варианты напевов 1, 2)
Вился хмелёк по болоту, прививался ко воротам ко тесовым, к закруточкам золочёным. Просил-
ся хмелёк ночевати, у кого жёночка молодая, пери-нушка пуховая.
Толочь-молоть — то не дюжа, плясать-скакать -то «досужа». / За дровами пойдёт — разобьётся, за водой пойдёт — обольётся.
Великолукский район:
Черпесская вол.: Шиши 1803-06.
Локнянский район:
Самолуковская вол.: Башово 2568-03 (т.).
СУДЬБА: «СВОЯ — ЧУЖАЯ СТОРОНА»
«проклятое замужество», несогласная семья, разлука
7. «Ты, пташечка полевая» (варианты напевов 1, 2)
Пташечка полевая, где ж ты ночку ночевала? -В чистом поле под кусточком, под ракитовым листочком (во лесочке под ракитовым кусточком, под малиновым листочком).
Тут шли-прошли скоморохи, вынули по ножечку, вырезали по пруточку (высекли по дубочку), сделали (вывернули) по «гудёчку».
Вы, гудки мои, не гудите, моего батюшку не будите.
Мой батюшка — за рекою, а матушка — за Невою, варит пиво молодое («курит» вино молодое).
Варианты окончания:
а) …Он [батюшка] нечасто в гости ходит, одну ночушку ночует. Под окошком спать ложится, окошечко открывает, бела света дожидает: — Вставай, моя дочушка, провожай меня до дому через два поля широких, через три луга зелёных. Где батька с дочкой расставались, там земелька раздавалась.
б) …Мои братцы пиво варят, меня в гости дожидают. А невестки избу рядят, меня в гости дожидают. А сестрицы на дорожку выбегают, меня, го-рюшеньку, встречают.
Великолукский район:
Букровская вол.: Бокланово 1753-13; Лосево 1744-42;
Свистунково 1752-21; Ямно 1708-19, 20. Черпесская вол.: Городище 1813-07; Гусиный Бор (Бор)
1746-05 (пр.). Локнянский район: Подберезинская вол.: Паново 1849-07.
8. «И на улице снежок сыплет» (варианты напевов 1,2)
На улице снежок сыплет, батька-свёкор домой кличет: — Молодушка молодая, ягодка наливная, иди домой поскорее, твои детки дома плачут.
Вариант окончания: — Свёкор-батюшка, я не нагулялась, с ребятушками не наигралась — с ребятушками молодыми, неженатыми-холостыми.
Великолукский район:
Букровская вол.: Лосево 1744-41; Мартинково 1725-15; Торопчино (Лосево) 1745-13.
ВОЛОЧЕБНЫЕ ПЕСНИ
СЛАВЛЕНИЕ ХРИСТА — ПОЗДРАВЛЕНИЕ ХОЗЯЕВ
волочебники и хозяин, «праздники-помощники»; чудо — «Божья благодать»; просьба подарить
9. «Не шум шумит, не гром гремит» / «Не гром гремит, не шум шумит» / «Идут-бредут волынщич-ки» / «Идём-бредём, лалымщички» / «Идём-бредём дорогою» / «Челбм здоров, хозяинушка» (варианты напевов 3-5)
Не шум шумит, не гром гремит. Идут-бредут «вальшщички». (Шумят-гремят «лалымщички»; Идём-бредём дорогою широкою). Под чьё окно? -под хозяйское (к чьему двору? — к хозяйскому).
Хозяюшка, наш батюшка, ты спишь-лежишь со своей женой, что с барыней (со своими сынами -желтыми кудрями, со своими дочками — с «румяноч-ками», с «боярочкам»), под окошечком на неринуш-ке (кроватушка тесовая, перинушка пуховая).
Варианты развития сюжета:’
а) …Встань-проснись, сходи на двор. Погляди на дворе — благодать Божья, Коровушки телились, всё тёлочек — твоим дочкам «приданочки». Кобы-лушка — жеребчика — твоему сыну жениться.
б) …Открой окно, гляди в гумно (в поле). В твоём гумне (в твоём поле; в чистом поле; на твоей нивке) церковь стоит, в этой церкви престол стоит, на престоле книга лежит, в книге — шесть праздничков. / В твоем гумне роса пала, церковь стала престольная, богомольная, в этой церкви пять праздничков. / В твоём гумне костёр горит, церковь стоит, много праздничков. / В твоём гумне — зелёный сад, железный тын, в этом саду Божья церковь (в этом саду много праздничков). / В твоём гумне — много праздничков (три праздничка, три угодничка).
Далее перечисляются «праздники-помощники» (состав праздников может различаться):
Первый праздник — Христов денек (Христос воскрес) — «яйца катать».
Второй праздник (ещё праздник) — Егорий свят — коров пасёт (травы даёт).
Третий праздник (ещё праздник) — Борис святой (Борис и Глеб) — «кожёвничек» («канятничек»; «лошадничек»; коней пасёт, «лошадушек»).
Ещё праздник — «Микола» свят — «засёвщичек» (с «севалинкой»; с «засёвочкой»; гору роет, горох сеет; овец пасет; курей пасёт). / «Мик6ла»-свет «ро-вы» роет, горох сеет, Богу молит: — Создай, Господь, в засеке спор, в квашне подъём!
Троица — «сама трета»,2 к обедни шла, Петра-Павла с собой звала.
Ещё праздник — Петров денёк — «закбсщичек», «загонщичек».
Ещё праздник — Илья пророк — «зажйнщичек», «зачйнщичек» («зажни снопок»; «с зажйночкой»;
«Илья свята» — «зажйнщицка»). Золотым серпом, правой рукой. Где раз резнет — там сноп вяжет (где раз резну, там сноп кладу), где сноп вяжет — там стоечка, где стоечка — там сотенка, где сотенка — там тысяча, где тысяча — там счёта нет (где сноп нажнёшь — там бабочка, где бабочка — там стоечка; где зёрнышко — там -пясточка, где пясточка — там сноп свяжу; где сноп свяжешь — скирду складёшь). На «рей» везёшь, пирог пекёшь (домой вожу, на «рей» сажу. С «рёя» мечу, замолачиваю. Пиво варю, сына женю). / Илья пророк — «зажймщичек». Где раз резнул, стога стоят некрытые. Святой Покров, стога покрой белым снегом.
Хозяюшка, наш батюшка, дари гостей «волын-щичков» (не май гостей, дари скорей) — пару яиц, пирога конец. Эти гости нечастые (незваные, небывалые) — в годок разок, в Христов денек, на один часок.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33