Поиск по сайту

Фольклер и народная культура псковской области

а) …Будем пост «постовати» (будем спасаться), пойдем к попу «споведаться» [исповедоваться], мы про все грешки расскажем, про один грешок не ска­жем. Как мы в девушках «дивовали», семерых мо­лодцов любили. По семь детей родили, по восьмо­му загубили (восьмерых ребят родила, девятого за­губила), под ёлочкой закопали, правой ножкой за­топтали. (По семь штук ребят родили, под сосенкой хоронили. Сырая сосенка, будь им матка. А сырой дубок, будь им батька. Белые берёзы — сестры).2
б) …По семеро мы рожали, под листочек хоро­нили, там шли-прошли скоморохи… [см. текст 7].
в) …Лучше б «баенка» у батюшки сгорела, чем я в девушках «заговёяа».
Те же сюжетные мотивы могут располагаться в другом порядке, образуя, например, следующую последовательность:
Масленица дорогая немножко постояла. Мы ду­мали — семь неделек, а Масленица — семь денёчков.
Нас «Масленца» («скорёхонько») «спадманй-ла», на Большой пост посадила…
А мы будем пост «постовати», пойдём к попу споведаться… [исповедаться].
Великолукский район:
Букровская вол.: Игнашёво 1752-41 (с зач.: «Нас Масле­ница сподманила», с прод.: «Ишли-прошли скоморо­хи»); Куковичино 2553-22 (фр.); Лосево 1744-40, 1745-076; Мартинково 1726-01 (т.), 02; Свистунково 1752-22 (т.; с зач.: «Нас Масленица сподманила»); Старые Та­расы 2553-28 (пр.).
Горицкая вол.: Овсище 1768-576.
Марьинская вол.: Ведерииково 1812-13; Кашевицы 1869-14 (с прод.: «К попу пойдём сповядаться… Масленица дорогая немножечко постояла»); Марьино 1810-24.
Черпесская вол.: Кострово 1870-12; Михаи* 1840-18; Па-хомково 1812-29 (с зач.: «Нас Масленица сподмани­ла»); Сосноваха 1871-08 (с зач.: «Нас Масленица спод­манила»).
Локнянский район:
Алексеевская вол.: Иванищево 2456-07, 2460-04 (т.), 08; Карелово 2588-05 (пр.); Козино 2415-13 (т.); Марьино 2416-09 (т.); Сергеевское 2571-10 (с зач.: «Мы на горуш­ке не бывали» и прип. ел. «душа»).
Локнянская вол.: Юхново 1823-44 (пр.).
Миритиницкая вол.: Вознесенское 2371-06 (фр. т., с зач.: «Нас Масленица обманила»); Калиткино 2358-02 (т., пр.).
Подберезинская вол.: Паново 1849-08 (с прод.: «Пойдём к попу сповядаться»).
Самолуковская вол.: Воронцово 2499-056 (т.); Кошнево 2412-18; Малое Каськово 2450-08 (т.); Самолуково 2566-306; Тростино 2447-09 (пр.), 16 (т., пр.).
Новосокольнический район:
Раменская вол.: Бритвино 2392-17 (т.); Козоногово 2394-21 (т.), 25; Морщилово 2391-33 (пр.); Раменье 2393-20 (пр., т.); Рыкшино 2344-10; Фалютино 2390-26 (т.).
1  Данные сюжетные мотивы могут лежать в основе самостоя­тельных текстов масленичных песен, а также открывать песен­ную форму.
2  Соединение двух сюжетных мотивов — «Масленица обманула» н «будем пост постовати» — в данной традиции явление очень устойчивое. Только в редких случаях эти два сюжетных моти­ва составляют основу различных самостоятельных текстов.
4.  «Роди, Господи, лён долгой!»
Роди, Господи, лён долгой! [многократно по­вторяется].
Локнянский район:
Миритиницкая вол.: Рыкайлово 2355-06 (пели во время катания на лошадях).
БРАЧНЫЕ ПАРЫ
зятья — молодухи; похвала — хула
5.  «На горушке лён посеян» (варианты напевов 1,2)
На горушке лён посеян, во льну растет повили-ца. У Ивана жена (наша Алёна) — кобылица.
За водой пойдет — обольётся, за стол сядет -обожрётся. / Она воду носить ленится, за дровами пойдёт — разобьётся, за водой пойдёт — обольётся. / Она полоть-толочь не умеет, за водой пойдёт — обо­льётся, за квасом пойдёт — обопьётся, за хлебом пойдёт — обожрётся. / Она коров доить ленится, мо­локо хлебает большой ложкой-поварёшкой.
Великолукский район:
Черпесская вол.: Городище 1813-08 (т.).
Локнянский район:
Алексеевская вол.: Марьино 2416-08 (т.).
Подберезинская вол.: Паново 1849-09.
6.  «Вился-вился хмелёк по болоту» (варианты напевов 1, 2)
Вился хмелёк по болоту, прививался ко воро­там ко тесовым, к закруточкам золочёным. Просил-
ся хмелёк ночевати, у кого жёночка молодая, пери-нушка пуховая.
Толочь-молоть — то не дюжа, плясать-скакать -то «досужа». / За дровами пойдёт — разобьётся, за водой пойдёт — обольётся.
Великолукский район:
Черпесская вол.: Шиши 1803-06.
Локнянский район:
Самолуковская вол.: Башово 2568-03 (т.).
СУДЬБА: «СВОЯ — ЧУЖАЯ СТОРОНА»
«проклятое замужество», несогласная семья, разлука
7. «Ты, пташечка полевая» (варианты напе­вов 1, 2)
Пташечка полевая, где ж ты ночку ночевала? -В чистом поле под кусточком, под ракитовым лис­точком (во лесочке под ракитовым кусточком, под малиновым листочком).
Тут шли-прошли скоморохи, вынули по ножеч­ку, вырезали по пруточку (высекли по дубочку), сделали (вывернули) по «гудёчку».
Вы, гудки мои, не гудите, моего батюшку не бу­дите.
Мой батюшка — за рекою, а матушка — за Не­вою, варит пиво молодое («курит» вино молодое).
Варианты окончания:
а) …Он [батюшка] нечасто в гости ходит, одну ночушку ночует. Под окошком спать ложится, око­шечко открывает, бела света дожидает: — Вставай, моя дочушка, провожай меня до дому через два по­ля широких, через три луга зелёных. Где батька с дочкой расставались, там земелька раздавалась.
б) …Мои братцы пиво варят, меня в гости до­жидают. А невестки избу рядят, меня в гости дожи­дают. А сестрицы на дорожку выбегают, меня, го-рюшеньку, встречают.
Великолукский район:
Букровская вол.: Бокланово 1753-13; Лосево 1744-42;
Свистунково 1752-21; Ямно 1708-19, 20. Черпесская вол.: Городище 1813-07; Гусиный Бор (Бор)
1746-05 (пр.). Локнянский район: Подберезинская вол.: Паново 1849-07.
8.  «И на улице снежок сыплет» (варианты напе­вов 1,2)
На улице снежок сыплет, батька-свёкор домой кличет: — Молодушка молодая, ягодка наливная, иди домой поскорее, твои детки дома плачут.
Вариант окончания: — Свёкор-батюшка, я не нагулялась, с ребятушками не наигралась — с ребя­тушками молодыми, неженатыми-холостыми.
Великолукский район:
Букровская вол.: Лосево 1744-41; Мартинково 1725-15; Торопчино (Лосево) 1745-13.
ВОЛОЧЕБНЫЕ ПЕСНИ
СЛАВЛЕНИЕ ХРИСТА — ПОЗДРАВЛЕНИЕ ХОЗЯЕВ
волочебники и хозяин, «праздники-помощники»; чудо — «Божья благодать»; просьба подарить
9. «Не шум шумит, не гром гремит» / «Не гром гремит, не шум шумит» / «Идут-бредут волынщич-ки» / «Идём-бредём, лалымщички» / «Идём-бредём дорогою» / «Челбм здоров, хозяинушка» (варианты напевов 3-5)
Не шум шумит, не гром гремит. Идут-бредут «вальшщички». (Шумят-гремят «лалымщички»; Идём-бредём дорогою широкою). Под чьё окно? -под хозяйское (к чьему двору? — к хозяйскому).
Хозяюшка, наш батюшка, ты спишь-лежишь со своей женой, что с барыней (со своими сынами -желтыми кудрями, со своими дочками — с «румяноч-ками», с «боярочкам»), под окошечком на неринуш-ке (кроватушка тесовая, перинушка пуховая).
Варианты развития сюжета:’
а) …Встань-проснись, сходи на двор. Погляди на дворе — благодать Божья, Коровушки телились, всё тёлочек — твоим дочкам «приданочки». Кобы-лушка — жеребчика — твоему сыну жениться.
б) …Открой окно, гляди в гумно (в поле). В тво­ём гумне (в твоём поле; в чистом поле; на твоей нив­ке) церковь стоит, в этой церкви престол стоит, на престоле книга лежит, в книге — шесть праздничков. / В твоем гумне роса пала, церковь стала престоль­ная, богомольная, в этой церкви пять праздничков. / В твоём гумне костёр горит, церковь стоит, много праздничков. / В твоём гумне — зелёный сад, желез­ный тын, в этом саду Божья церковь (в этом саду много праздничков). / В твоём гумне — много празд­ничков (три праздничка, три угодничка).
Далее перечисляются «праздники-помощники» (состав праздников может различаться):
Первый праздник — Христов денек (Христос воскрес) — «яйца катать».
Второй праздник (ещё праздник) — Егорий свят — коров пасёт (травы даёт).
Третий праздник (ещё праздник) — Борис святой (Борис и Глеб) — «кожёвничек» («канятничек»; «лошадничек»; коней пасёт, «лошадушек»).
Ещё праздник — «Микола» свят — «засёвщичек» (с «севалинкой»; с «засёвочкой»; гору роет, горох сеет; овец пасет; курей пасёт). / «Мик6ла»-свет «ро-вы» роет, горох сеет, Богу молит: — Создай, Гос­подь, в засеке спор, в квашне подъём!
Троица — «сама трета»,2 к обедни шла, Петра-Павла с собой звала.
Ещё праздник — Петров денёк — «закбсщичек», «загонщичек».
Ещё праздник — Илья пророк — «зажйнщичек», «зачйнщичек» («зажни снопок»; «с зажйночкой»;
«Илья свята» — «зажйнщицка»). Золотым серпом, правой рукой. Где раз резнет — там сноп вяжет (где раз резну, там сноп кладу), где сноп вяжет — там сто­ечка, где стоечка — там сотенка, где сотенка — там тысяча, где тысяча — там счёта нет (где сноп на­жнёшь — там бабочка, где бабочка — там стоечка; где зёрнышко — там -пясточка, где пясточка — там сноп свяжу; где сноп свяжешь — скирду складёшь). На «рей» везёшь, пирог пекёшь (домой вожу, на «рей» сажу. С «рёя» мечу, замолачиваю. Пиво ва­рю, сына женю). / Илья пророк — «зажймщичек». Где раз резнул, стога стоят некрытые. Святой По­кров, стога покрой белым снегом.
Хозяюшка, наш батюшка, дари гостей «волын-щичков» (не май гостей, дари скорей) — пару яиц, пирога конец. Эти гости нечастые (незваные, небы­валые) — в годок разок, в Христов денек, на один часок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Холмский район.
  • Изменение границ Псковской земли
  • Районирование и климат
  • Интересное