Поиск по сайту

Фольклер и народная культура псковской области

Льняная пряжа, выработанная из «верхбвья», использовалась для грубой прочной ткани, из кото­рой шили мешки, матрацы. Из этой же пряжи рань­ше ткали половики, перемежая полосы из нитей с полосами из окрашенной соломы. Пряжа из «паче­сья» шла на холсты для рабочей одежды (порты, ру­бахи). Из «кужели» изготавливалось тонкое белое полотно — «гладкое» и «с узором», а также — «кисея» «на завесы». Этот холст белили — варили с золой в большом котле в печи, полоскали в проточной во­де, расстилали на снегу. Из тонкого белого полотна шили праздничные полотенца с «прошвами» (вяза­ными кружевными вставками, нередко повторяю­щими рисунок вышитого узора), «салфетки» (ска­терти), простыни, рубахи.
Рубахи, сшитые из белой «тбчи», могли выши­вать по рукавам, по вороту. Для сарафанов ткань красили в синий или красный цвет. Сарафаны ши­ли «с проймой», с лямками. Сарафаны и юбки сни­зу могли украшать полосами (две узкие, посередине — широкая), для этого либо во время изготовления ткани пропускали разноцветные нити, либо сверху нашивали ленточки.
Из шерстяной пряжи ткали сукно для юбок, кафтанов, ткали цветные одеяла, вяэали чулки, зим­ние платки.
Самой распространенной обувью среди кресть­ян были лапти, сплетенные из лозового или липово-
го лыка. Из бересты плели «босовикй», для работы в поле и в лесу делали «босовикй с голянйчечком» (с голенищами), чтобы не сколоть ноги. Из льня­ных ниток или веревок плели «ч^ни» (с помощью колодки). Выделывали телячью кожу и сами изго­тавливали простейшим способом «пбршни» или нанимали сапожника, который мастерил сапоги и другую кожаную обувь. Для утепления использова­ли «оборы» или «он^чи» (из полотна) и вязаные шерстяные носки.
-»? Гончарный промысел143
В Новосокольническом районе, в Бардовской и Кудеверской волостях Бежаницкого района были развиты гончарные промыслы. Подробное описа­ние процесса обработки глины («гнилы») было за­писано в д. Баландино от Новиковой Надежды Ва­сильевны (1930 г. р.). Она вспоминает, что недалеко от их деревни отец и его братья копали синюю гли­ну. Дома отец складывал глину в корыто, заливал водой и «межевал» лопатой, чтобы она была мягкой («всю перекуляит, штобы ана с вадой — приймчивая была»). Потом глину выкладывал на иол. Сначала пол, а затем пласт глины отец посыпал золой (золу предварительно просеивал через решето). Глину топтал ногами. Затем разделял ее на «кбмья» (не­больших размеров, около 10 см — как ему нужно).
У него был большой гончарный круг (около 1 м в диаметре), работающий на подшипнике. Гончар сидел на лавке и крутил круг ногами. Внутрь горшка вставлял одну руку, а второй рукой снаружи (вы­водил фигуру» с помощью дощечки, приглаживал руками. В последний момент дощечкой продавливал узор — 1-3 волнистые линии («извйлинки», как «пру-жиночка»). Горшок с круга срезал «проволочиной».
Готовые изделия ставили на доски («грядки») и сушили. Когда посуда высохнет, ее обливали специ­альным раствором (свинец мололи на особых жер­новах, полученный порошок смешивали с мелким желтым песком и добавляли воды — до консистен­ции жидкой сметаны). Горшок обливали не полно­стью, до половины. Посуду ставили в горн, который был выложен из кирпича (сверху — свод, высота до 2 м). Когда всю посуду поставят, отец «черепйм» (черепками) заделывал верх горна, чтобы «огонь не выходил». Он разжигал горн сначала крупными дровами, топил в течение дня до поздней ночи, под конец бросал в печь мелкое сухое «берёзье». Когда «всё расплавится», прекращал топить, но печь рас­крывал только через день. Свинец «тает», посуда получается блестящая, с разными оттенками — зелё­ным, красным. Если было недостаточно огня — «не пропалило», то посуда быстро разобьется.
Некоторые гончары добавляют в глину стекло, оно «тает» и образует разноцветные прослойки (так делали в д. Глядково).
В деревнях делали «кринки», «муравлёшки» («муравлёхи») — для хранения сметаны, творога, жароустойчивые горшки — чтобы «топить» в печке молоко, чашки с ручками.
Были мастера и по изготовлению глиняных дет­ских игрушек — на продажу. Рассказывают, что в д. Баландино жила старушка Домнушка, жена гончара, она делала из глины «свистульки», «коти­ков», «петушков», «птичек». Обычно игрушки рас­крашивали специальной краской: свистульки — в красный, желтый, зеленый цвета; птичкам рисовали крылышки, гребешки; котики были черные с крас­ным, им рисовали белые усики. Игрушки сначала раскрашивали, потом обжигали.
Посуду возили в крупные населенные пункты, на железнодорожные станции, на «ярмалки» и про­давали.
•«• О заготовке дров
Рубят деревья под дрова поздней осенью (когда все убрано с полей, с деревьев «сыплется лист»). По первой пороше начинают возить бревна. Они лежат до Пасхи, а с Пасхи их «режут», так что до следующей зимы дрова будут сухими (Новое., Чертёж* 2371-02).
* «Бурлаки»
По сведениям, полученным в д. Кряковке* Пус-тошкинского района, «бурлаками» называли муж­чин, которые уходили в зимний период в город на заработки, а к Пасхе возвращались в деревню и все лето работали на земле.
«Бурлак» обязательно привозил из города гос­тинцы и раздавал их всем деревенским детям. Дети радовались: «Бурлак приехал! Пайдёмте под гастй-нец!» (Пуст., Кряковка* 2844-08).
1    В этом значении глагол «колядовать» встретился в де­ревнях: Беж., Бардово 2384-01; Новое., Козлове 2850-27; Чертеж» 2384-04; Пуст., Мутовозово 2058-08.
2    Об обычае расстилания соломы накануне Рождества см. также: Локн., Тростино 2449-07; Новое., Сушиио 2850-43.
3    «В чужую татраву» — в чужое поле.
4    Беж., Фильково 2368-13; В.-Л., Шелехово 2468-01; Локн., Самолуково 2567-15; Новое., Монино* 2373-25.
5    Сходные образцы закликаиий Мороза были зафикси­рованы также: Новое., Девичье 2365-03, 04; Моииио 2363-57; Пуст., Мутовозово 2058-08.
6   Локн., Валуевское 2569- 17а; Иваиищево 2456-04; Са­молуково 2566-25; Терехово 2542-01; Новое., Вяз 2339-10.
7    В одной из записей содержится информация о том, что после гадания девушка бросала блии в ту сторону, где залаяла собака (Новое., Моиино 2363-55). По единич­ному свидетельству, девушка слушала, где залает соба­ка, с банным веником в руке; а с блином иа голове слу­шала под окном или под дверью, что в избе говорят (Беж., Зубково 2348-02).
8    Беж., Бардово 2384-01; В.-Л., Житницы 1753-34; Лосе-во 1744-45; Шелехово 2467-08,2468-01; Локн., Самолу­ково 2567-15; Сергеевское 2571-09; Новое., Монино 2369-55; Моиино» 2367-07.
9    В одном из вариантов — «сеяли снег» — набирали его в решето, трясли и приговаривали: «Сеем, сеем белый снег…» (Новое., Вяз 2365-31). Также по единичному свидетельству, когда девушка «полола снег» в подоле, оиа его перебрасывала через голову (Пуст., Копнино 2031-07).
10  В «начолке» просеивали («выпалывали») крупу.
11  Также: Локн., Кошиево 2413-20; Самолуково 2567-15; Тростино 2447-18; Новое., Вяз 2365-31-33; Коларево 2362-01; Маево 2843-17; Овсяииково 2847-06; Хряии 2847-06; Чертёж* 2384-04; Пуст., Копнино 2031-07; Костьково 2012-01.
12  Например: Беж., Бардово 2384-01; В.-Л., Шелехово 2468-01.
13  Например: В.-Л., Свистунково 1752-23; Шелехово 2468-01; Шиши 1803-07. В одном из описаний встретилось такое предзнаменование: если «пастён» (след на снегу) будет обосс.., то девушке достанется муж-пьяница.
14  Слега — продольный опорный брус на потолке.
15  Например: Беж., Бардово 2384-01; Локн., Башово 2452-05; Степановщина 2410-18; Новое., Девичье 2365-05; Пуст., Кряковка* 2843-17.
16  Сковородник — крюк иа рукоятке для захватывания горячей сковороды.
17  Например: Локн., Башово 2452-05. »8 Пуст., Лешно 2028-09.
‘9 Новое., Моиино» 2367-07; В.-Л., Овсище* 2366-06.
20  Например: В.-Л., Берглезово 1729-04.
21  Например: Новое., Чертеж* 2384-04.
22  Описание составлено по звукозаписям: Локи., Козиио 2415-10; Самолуково 2566-25; Новое., Фетииино 2345-15; Чертёж* 2384-04.
23  В.-Л., Кашевицы 1869-12; Тулубьево 1777-06.
24  Пуст., Костьково 2012-02.
25  Термин «святбшные» иди «свйтошные» песни встре­тился только в Великолукском районе (В.-Л., Мартин-ково 1727-13; Игнашёво 1752-35).
26  Беж., Бардово 2384-01; Локн., Степановщина 2410-06; Новое., Сушино 2850-42.
27  Представленные наименования обрядового действия распространены в большинстве деревень, например: В.-Л., Боклаиово 1753-12; Куковичино 2553-13; Тулу­бьево 1777-06; Локн., Башово 2568-10, 2452-05; Во-лодьково 2411-10; Кошнево 2412-19, 2413-03, 20; Мед-вёдово 2570-31; Самолуково 2566-25; Степановщииа 2410-06,13; Сухлово 2414-15; Новое., Моииио 2363-52; Овсяииково 2845-12; Хряии 2847-06.
28  Такое наименование зафиксировано в деревнях: Беж., Кудеверь 2370-28; Павлово 2366-26; Новое., Девичье 2365-03; Монино 2364-08, 09; Монино* 2367-07; Уша-ково* 2365-25.
29  Беж., Кудеверь 2370-28; Локи., Валуевское 2569-11; Степаиовщииа 2410-06; Новое., Девичье 2365-03; Мо­нино 2363-52.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Холмский район.
  • Изменение границ Псковской земли
  • Районирование и климат
  • Интересное