Фольклер и народная культура псковской области
Льняная пряжа, выработанная из «верхбвья», использовалась для грубой прочной ткани, из которой шили мешки, матрацы. Из этой же пряжи раньше ткали половики, перемежая полосы из нитей с полосами из окрашенной соломы. Пряжа из «пачесья» шла на холсты для рабочей одежды (порты, рубахи). Из «кужели» изготавливалось тонкое белое полотно — «гладкое» и «с узором», а также — «кисея» «на завесы». Этот холст белили — варили с золой в большом котле в печи, полоскали в проточной воде, расстилали на снегу. Из тонкого белого полотна шили праздничные полотенца с «прошвами» (вязаными кружевными вставками, нередко повторяющими рисунок вышитого узора), «салфетки» (скатерти), простыни, рубахи.
Рубахи, сшитые из белой «тбчи», могли вышивать по рукавам, по вороту. Для сарафанов ткань красили в синий или красный цвет. Сарафаны шили «с проймой», с лямками. Сарафаны и юбки снизу могли украшать полосами (две узкие, посередине — широкая), для этого либо во время изготовления ткани пропускали разноцветные нити, либо сверху нашивали ленточки.
Из шерстяной пряжи ткали сукно для юбок, кафтанов, ткали цветные одеяла, вяэали чулки, зимние платки.
Самой распространенной обувью среди крестьян были лапти, сплетенные из лозового или липово-
го лыка. Из бересты плели «босовикй», для работы в поле и в лесу делали «босовикй с голянйчечком» (с голенищами), чтобы не сколоть ноги. Из льняных ниток или веревок плели «ч^ни» (с помощью колодки). Выделывали телячью кожу и сами изготавливали простейшим способом «пбршни» или нанимали сапожника, который мастерил сапоги и другую кожаную обувь. Для утепления использовали «оборы» или «он^чи» (из полотна) и вязаные шерстяные носки.
-»? Гончарный промысел143
В Новосокольническом районе, в Бардовской и Кудеверской волостях Бежаницкого района были развиты гончарные промыслы. Подробное описание процесса обработки глины («гнилы») было записано в д. Баландино от Новиковой Надежды Васильевны (1930 г. р.). Она вспоминает, что недалеко от их деревни отец и его братья копали синюю глину. Дома отец складывал глину в корыто, заливал водой и «межевал» лопатой, чтобы она была мягкой («всю перекуляит, штобы ана с вадой — приймчивая была»). Потом глину выкладывал на иол. Сначала пол, а затем пласт глины отец посыпал золой (золу предварительно просеивал через решето). Глину топтал ногами. Затем разделял ее на «кбмья» (небольших размеров, около 10 см — как ему нужно).
У него был большой гончарный круг (около 1 м в диаметре), работающий на подшипнике. Гончар сидел на лавке и крутил круг ногами. Внутрь горшка вставлял одну руку, а второй рукой снаружи (выводил фигуру» с помощью дощечки, приглаживал руками. В последний момент дощечкой продавливал узор — 1-3 волнистые линии («извйлинки», как «пру-жиночка»). Горшок с круга срезал «проволочиной».
Готовые изделия ставили на доски («грядки») и сушили. Когда посуда высохнет, ее обливали специальным раствором (свинец мололи на особых жерновах, полученный порошок смешивали с мелким желтым песком и добавляли воды — до консистенции жидкой сметаны). Горшок обливали не полностью, до половины. Посуду ставили в горн, который был выложен из кирпича (сверху — свод, высота до 2 м). Когда всю посуду поставят, отец «черепйм» (черепками) заделывал верх горна, чтобы «огонь не выходил». Он разжигал горн сначала крупными дровами, топил в течение дня до поздней ночи, под конец бросал в печь мелкое сухое «берёзье». Когда «всё расплавится», прекращал топить, но печь раскрывал только через день. Свинец «тает», посуда получается блестящая, с разными оттенками — зелёным, красным. Если было недостаточно огня — «не пропалило», то посуда быстро разобьется.
Некоторые гончары добавляют в глину стекло, оно «тает» и образует разноцветные прослойки (так делали в д. Глядково).
В деревнях делали «кринки», «муравлёшки» («муравлёхи») — для хранения сметаны, творога, жароустойчивые горшки — чтобы «топить» в печке молоко, чашки с ручками.
Были мастера и по изготовлению глиняных детских игрушек — на продажу. Рассказывают, что в д. Баландино жила старушка Домнушка, жена гончара, она делала из глины «свистульки», «котиков», «петушков», «птичек». Обычно игрушки раскрашивали специальной краской: свистульки — в красный, желтый, зеленый цвета; птичкам рисовали крылышки, гребешки; котики были черные с красным, им рисовали белые усики. Игрушки сначала раскрашивали, потом обжигали.
Посуду возили в крупные населенные пункты, на железнодорожные станции, на «ярмалки» и продавали.
•«• О заготовке дров
Рубят деревья под дрова поздней осенью (когда все убрано с полей, с деревьев «сыплется лист»). По первой пороше начинают возить бревна. Они лежат до Пасхи, а с Пасхи их «режут», так что до следующей зимы дрова будут сухими (Новое., Чертёж* 2371-02).
* «Бурлаки»
По сведениям, полученным в д. Кряковке* Пус-тошкинского района, «бурлаками» называли мужчин, которые уходили в зимний период в город на заработки, а к Пасхе возвращались в деревню и все лето работали на земле.
«Бурлак» обязательно привозил из города гостинцы и раздавал их всем деревенским детям. Дети радовались: «Бурлак приехал! Пайдёмте под гастй-нец!» (Пуст., Кряковка* 2844-08).
1 В этом значении глагол «колядовать» встретился в деревнях: Беж., Бардово 2384-01; Новое., Козлове 2850-27; Чертеж» 2384-04; Пуст., Мутовозово 2058-08.
2 Об обычае расстилания соломы накануне Рождества см. также: Локн., Тростино 2449-07; Новое., Сушиио 2850-43.
3 «В чужую татраву» — в чужое поле.
4 Беж., Фильково 2368-13; В.-Л., Шелехово 2468-01; Локн., Самолуково 2567-15; Новое., Монино* 2373-25.
5 Сходные образцы закликаиий Мороза были зафиксированы также: Новое., Девичье 2365-03, 04; Моииио 2363-57; Пуст., Мутовозово 2058-08.
6 Локн., Валуевское 2569- 17а; Иваиищево 2456-04; Самолуково 2566-25; Терехово 2542-01; Новое., Вяз 2339-10.
7 В одной из записей содержится информация о том, что после гадания девушка бросала блии в ту сторону, где залаяла собака (Новое., Моиино 2363-55). По единичному свидетельству, девушка слушала, где залает собака, с банным веником в руке; а с блином иа голове слушала под окном или под дверью, что в избе говорят (Беж., Зубково 2348-02).
8 Беж., Бардово 2384-01; В.-Л., Житницы 1753-34; Лосе-во 1744-45; Шелехово 2467-08,2468-01; Локн., Самолуково 2567-15; Сергеевское 2571-09; Новое., Монино 2369-55; Моиино» 2367-07.
9 В одном из вариантов — «сеяли снег» — набирали его в решето, трясли и приговаривали: «Сеем, сеем белый снег…» (Новое., Вяз 2365-31). Также по единичному свидетельству, когда девушка «полола снег» в подоле, оиа его перебрасывала через голову (Пуст., Копнино 2031-07).
10 В «начолке» просеивали («выпалывали») крупу.
11 Также: Локн., Кошиево 2413-20; Самолуково 2567-15; Тростино 2447-18; Новое., Вяз 2365-31-33; Коларево 2362-01; Маево 2843-17; Овсяииково 2847-06; Хряии 2847-06; Чертёж* 2384-04; Пуст., Копнино 2031-07; Костьково 2012-01.
12 Например: Беж., Бардово 2384-01; В.-Л., Шелехово 2468-01.
13 Например: В.-Л., Свистунково 1752-23; Шелехово 2468-01; Шиши 1803-07. В одном из описаний встретилось такое предзнаменование: если «пастён» (след на снегу) будет обосс.., то девушке достанется муж-пьяница.
14 Слега — продольный опорный брус на потолке.
15 Например: Беж., Бардово 2384-01; Локн., Башово 2452-05; Степановщина 2410-18; Новое., Девичье 2365-05; Пуст., Кряковка* 2843-17.
16 Сковородник — крюк иа рукоятке для захватывания горячей сковороды.
17 Например: Локн., Башово 2452-05. »8 Пуст., Лешно 2028-09.
‘9 Новое., Моиино» 2367-07; В.-Л., Овсище* 2366-06.
20 Например: В.-Л., Берглезово 1729-04.
21 Например: Новое., Чертеж* 2384-04.
22 Описание составлено по звукозаписям: Локи., Козиио 2415-10; Самолуково 2566-25; Новое., Фетииино 2345-15; Чертёж* 2384-04.
23 В.-Л., Кашевицы 1869-12; Тулубьево 1777-06.
24 Пуст., Костьково 2012-02.
25 Термин «святбшные» иди «свйтошные» песни встретился только в Великолукском районе (В.-Л., Мартин-ково 1727-13; Игнашёво 1752-35).
26 Беж., Бардово 2384-01; Локн., Степановщина 2410-06; Новое., Сушино 2850-42.
27 Представленные наименования обрядового действия распространены в большинстве деревень, например: В.-Л., Боклаиово 1753-12; Куковичино 2553-13; Тулубьево 1777-06; Локн., Башово 2568-10, 2452-05; Во-лодьково 2411-10; Кошнево 2412-19, 2413-03, 20; Мед-вёдово 2570-31; Самолуково 2566-25; Степановщииа 2410-06,13; Сухлово 2414-15; Новое., Моииио 2363-52; Овсяииково 2845-12; Хряии 2847-06.
28 Такое наименование зафиксировано в деревнях: Беж., Кудеверь 2370-28; Павлово 2366-26; Новое., Девичье 2365-03; Монино 2364-08, 09; Монино* 2367-07; Уша-ково* 2365-25.
29 Беж., Кудеверь 2370-28; Локи., Валуевское 2569-11; Степаиовщииа 2410-06; Новое., Девичье 2365-03; Монино 2363-52.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33