Фольклер и народная культура псковской области
— особое значение «зажина» — первой пястки сжатой ржи; этой пясткой жницы опоясывались; ее несли домой и ставили в красный угол; к Спасову дню зерна из первой пястки обмолачивали в севалку и ими начинали сев озимой ржи (преобладает информация из западной части представляемого региона, а также из Марьинской и Букровской волостей Великолукского района);
— лаконичность форм пожинальной обрядности, которая ограничивается благословением и загадыванием на последнем снопе (лишь в отдельных деревнях с этим моментом связано исполнение обрядовых песен); отсутствие ритуальных действий с последними колосьями ржи.
8) Осенний период:
— поминание умерших в Дмитровскую субботу;
— толоки или посиделки в бане — чесали или мяли лен.
Повсеместно на обследуемой территории, как и в других районах Псковской области, важное значение имела традиция больших съезжих праздников: ярмарки («ярмалки», «ярманки»), которые устраивались в определенные дни церковного календаря.
Несмотря на то, что многие обозначенные свойства и элементы календарной обрядности имеют широкое распространение за пределами рассматриваемой территории, именно их совокупность обеспечивает своеобразие местных традиций.
Необходимо специально остановиться на особенностях календарно-трудовой обрядовой системы, определяющих специфику собственно локнянской традиции, которая занимает центральное положение на представляемой территории. Помимо отмеченной концентрации отдельных видов обрядовых действий, в бассейне реки Локни были получены сведения о таких показательных компонентах календарной обрядности, как:
— расстилание в избе соломы накануне Рождества;
— обход дворов со звездой и с пением тропаря в день Рождества;
— масленичное катание молодоженов за выкуп;
— качели для детей в период Масленицы;
— сведения об обрядовой лепешке — «балабке» или «первушке» («перлушке»), выпекаемой в Благовещение или на пасхальной неделе специально для использования во время первого запахивания по-
лей или посева яровых; такую же «балабку» хозяйка должна подать пастуху в Егорьев день (во время первого выгона скота) и в день Троицы (когда «венчают коров»);
— традиция варить кашу в Борисов день -«борйсовать»;
— обычай вывешивать на угол дома (на окно) полотенце с Троицкой субботы на три дня — для того, чтобы «прилетали утираться родители»;
— именование «маёвкой» иванского костра и гулянья, проходившего в ночь на Ивана Купалу (в нескольких деревнях Самолуковской волости Лок-нянского района).
Часть информации, касающейся содержания и структуры календарных обрядов, относится к периферии зоны распространения локнянско-ловатских традиций — к северо-западной части Новосокольнического района (Вязовская, Островская, Руновская волости), к Пустошкинскому, Бежаницкому районам, к Букровской волости Великолукского района. Отдельные сведения локализованы в определенной местности: так, например, наименование пасхальных молодежных гуляний — «ходить на прбсу» -встречается только в Букровской волости Великолукского района. Однако большинство материалов, зафиксированных на периферии, следует причислить к явлениям переходного характера, имеющим отношение к другим, географически близким центрам культурных традиций, в этом ряду:
— обряд закликания Мороза на кутью или блины (бытует на пограничье Новосокольнического и Пустошкинского районов); либо закликание Коляды на толокно (Цевельская волость Бежаницкого района);
— ряженье и другие смеховые элементы в масленичной обрядности — катание в корыте, соломенная кукла на лошади (зафиксированы только в Це-вельской волости Бежаницкого района и в располагающейся поблизости д. Гоголево Локнянского района);
— изготовление чучела Масленицы из снопа (Васильковская волость Пустошкинского района);
— «шелуга» как обрядово-значимый элемент Масленицы — ее привозят молодожены во время посещения родителей невесты (д. Гоголево Подбере-зинской волости Локнянского района и Цевельская волость Бежаницкого района); либо «шелуга» как обычный мяч для игры (Вязовская волость Новосокольнического района);
— качели («зыбки») на Пасху (Бардовская и Ку-деверская волости Бежаницкого района; Вязовская волость Новосокольнического района);
— обычай перепрыгивания через вербу после обхода стада в Егорьев день (Миритиницкая волость Локнянского и Бардовская волость Бежаницкого районов);
— обычай оставлять несжатыми последние колосья ржи, ячменя — «Богу на бороду» (Букровская волость Великолукского, Щукинская и Васильковская волости Пустошкинского районов); «закармливание» серпа с приговором (Островская волость Новосокольнического района); обряд «выметания мух» после окончания жатвы (Бардовская волость Бежаницкого района).
Одним из ключевых моментов, свидетельствующих об изменении системы календарной обрядности и позволяющих определить северную и западную границы распространения локнянско-ловатских традиций, является зафиксированный на периферии зоны факт приуроченности ритуального возжигания огней не к иванскому, а к масленичному или пасхальному периодам:
— разжигание костров, пучков соломы во время Масленицы (Раменская, Островская, Вязовская волости Новосокольнического района, Бессоновская волость Пустошкинского района, а также отдельные деревни в Махновской и Цевельской волостях Бежаницкого района);
— разжигание костров, хвороста в пасхальную ночь (Кудеверская волость Бежаницкого района) и в Фомино воскресенье (д. Шухово Руновской волости Новосокольнического района).
На юго-восточной границе локнянско-ловат-ской зоны происходит перенесение характерных особенностей иванской обрядности на Петров день: так, в нескольких деревнях Букровской волости Великолукского района огни разжигали в ночь на Петра, при этом также жгли старые березовые веники, колеса, и сам обычай был связан с поверьями о колдовстве. Однако далее — в южных районах Псковской области — преобладает именно иванская обрядность с обязательным разжиганием костров и пением обрядовых песен.
Особо следует отметить редко встречающиеся сведения по календарным и трудовым обрядам и обычаям, которые были зафиксированы только в отдельных деревнях, но, тем не менее, весьма показательны при оценке исторической глубины и самобытности локнянско-ловатских традиций:
— сведения о крещенских «крестках», имеющих антропоморфный вид (северо-запад Новосокольнического района и Букровская волость Великолукского района);
— катание на бороне молодицы и обливание ее водой в Масленицу (В.-Л., Шелехово 2468-01);
— подвешивание к березе крынки на период Великого поста — как знак запрета на молочную пищу (Новое., Козлове 2850-23);
— обычай зарывать яйцо на могиле в Пасху (Локн., Терехово 2542-03), либо относить пару пасхальных яиц на ржаную ниву (Новое, Фалютино 2390-48);
— катание по земле деревянных колес с огнем в иванскую ночь (В.-Л., Алёхново* 2569-13);
— ряженье медведем в-иванскую ночь (Локн., Прискуха 2501-02);
— перебрасывание последнего снопа через голову с приговором в момент окончания жатвы (Локн., Мартьяново 2355-01);
— шуточное «венчание» во время жатвы или уборки льна с голошением и пением свадебных песен (Локи., Замошье 2565-09);
— обычай голошения на женских посиделках (В.-Л., Лосево 1745-06).
Локнянско-ловатские традиции характеризуются особым набором ЖАНРОВ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА. Основное место в жанровой системе занимают обрядовые масленичные и волочебные песни. Летние календарно-обря-довые песни представлены единичными образцами. Колядных празднично-поздравительных песен экспедициями записано не было.
Одним из важных факторов при определении границ локнянско-ловатской зоны служат результаты картографирования календарно-обрядового фольклора.
Так, например, в ходе экспедиционного исследования выявлены северная и западная границы распространения масленичных обрядовых песен-их не поют и о них не знают в Бежаницком районе, в северной части Пустошкинского района, а также в Вязовской и Островской волостях Новосокольии-ческого района. В то же время южная и восточная зоны бытования масленичных обрядовых песен не ограничиваются локнянско-ловатскими традициями (они записаны также в Невельском, Великолукском, Куньинском районах Псковской области, в прилегающих районах Тверской и Новгородской областей, а также в других районах).
Выбрать хорошую шариковую ручку какую ручку выбрать.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33