Поиск по сайту

Фольклер и народная культура псковской области

—  особое значение «зажина» — первой пястки сжатой ржи; этой пясткой жницы опоясывались; ее несли домой и ставили в красный угол; к Спасову дню зерна из первой пястки обмолачивали в севал­ку и ими начинали сев озимой ржи (преобладает ин­формация из западной части представляемого реги­она, а также из Марьинской и Букровской волостей Великолукского района);
—  лаконичность форм пожинальной обряднос­ти, которая ограничивается благословением и зага­дыванием на последнем снопе (лишь в отдельных деревнях с этим моментом связано исполнение об­рядовых песен); отсутствие ритуальных действий с последними колосьями ржи.
8) Осенний период:
—  поминание умерших в Дмитровскую субботу;
—  толоки или посиделки в бане — чесали или мя­ли лен.
Повсеместно на обследуемой территории, как и в других районах Псковской области, важное значе­ние имела традиция больших съезжих праздников: ярмарки («ярмалки», «ярманки»), которые устраи­вались в определенные дни церковного календаря.
Несмотря на то, что многие обозначенные свойства и элементы календарной обрядности име­ют широкое распространение за пределами рассма­триваемой территории, именно их совокупность обеспечивает своеобразие местных традиций.
Необходимо специально остановиться на осо­бенностях календарно-трудовой обрядовой систе­мы, определяющих специфику собственно локнян­ской традиции, которая занимает центральное по­ложение на представляемой территории. Помимо отмеченной концентрации отдельных видов обря­довых действий, в бассейне реки Локни были полу­чены сведения о таких показательных компонентах календарной обрядности, как:
—  расстилание в избе соломы накануне Рожде­ства;
—  обход дворов со звездой и с пением тропаря в день Рождества;
—  масленичное катание молодоженов за выкуп;
—  качели для детей в период Масленицы;
—  сведения об обрядовой лепешке — «балабке» или «первушке» («перлушке»), выпекаемой в Благо­вещение или на пасхальной неделе специально для использования во время первого запахивания по-
лей или посева яровых; такую же «балабку» хозяй­ка должна подать пастуху в Егорьев день (во время первого выгона скота) и в день Троицы (когда «вен­чают коров»);
—  традиция варить кашу в Борисов день -«борйсовать»;
—  обычай вывешивать на угол дома (на окно) полотенце с Троицкой субботы на три дня — для то­го, чтобы «прилетали утираться родители»;
—  именование «маёвкой» иванского костра и гулянья, проходившего в ночь на Ивана Купалу (в нескольких деревнях Самолуковской волости Лок-нянского района).
Часть информации, касающейся содержания и структуры календарных обрядов, относится к пери­ферии зоны распространения локнянско-ловатских традиций — к северо-западной части Новосокольни­ческого района (Вязовская, Островская, Руновская волости), к Пустошкинскому, Бежаницкому райо­нам, к Букровской волости Великолукского района. Отдельные сведения локализованы в определенной местности: так, например, наименование пасхаль­ных молодежных гуляний — «ходить на прбсу» -встречается только в Букровской волости Велико­лукского района. Однако большинство материа­лов, зафиксированных на периферии, следует при­числить к явлениям переходного характера, имею­щим отношение к другим, географически близким центрам культурных традиций, в этом ряду:
—  обряд закликания Мороза на кутью или бли­ны (бытует на пограничье Новосокольнического и Пустошкинского районов); либо закликание Коля­ды на толокно (Цевельская волость Бежаницкого района);
—  ряженье и другие смеховые элементы в мас­леничной обрядности — катание в корыте, соломен­ная кукла на лошади (зафиксированы только в Це-вельской волости Бежаницкого района и в распо­лагающейся поблизости д. Гоголево Локнянского района);
—  изготовление чучела Масленицы из снопа (Васильковская волость Пустошкинского района);
—  «шелуга» как обрядово-значимый элемент Масленицы — ее привозят молодожены во время по­сещения родителей невесты (д. Гоголево Подбере-зинской волости Локнянского района и Цевельская волость Бежаницкого района); либо «шелуга» как обычный мяч для игры (Вязовская волость Новосо­кольнического района);
—  качели («зыбки») на Пасху (Бардовская и Ку-деверская волости Бежаницкого района; Вязовская волость Новосокольнического района);
—  обычай перепрыгивания через вербу после обхода стада в Егорьев день (Миритиницкая во­лость Локнянского и Бардовская волость Бежаниц­кого районов);
—  обычай оставлять несжатыми последние ко­лосья ржи, ячменя — «Богу на бороду» (Букровская волость Великолукского, Щукинская и Васильков­ская волости Пустошкинского районов); «закарм­ливание» серпа с приговором (Островская волость Новосокольнического района); обряд «выметания мух» после окончания жатвы (Бардовская волость Бежаницкого района).
Одним из ключевых моментов, свидетельствую­щих об изменении системы календарной обряднос­ти и позволяющих определить северную и запад­ную границы распространения локнянско-ловат­ских традиций, является зафиксированный на пери­ферии зоны факт приуроченности ритуального воз­жигания огней не к иванскому, а к масленичному или пасхальному периодам:
—  разжигание костров, пучков соломы во время Масленицы (Раменская, Островская, Вязовская во­лости Новосокольнического района, Бессоновская волость Пустошкинского района, а также отдель­ные деревни в Махновской и Цевельской волостях Бежаницкого района);
—  разжигание костров, хвороста в пасхальную ночь (Кудеверская волость Бежаницкого района) и в Фомино воскресенье (д. Шухово Руновской воло­сти Новосокольнического района).
На юго-восточной границе локнянско-ловат-ской зоны происходит перенесение характерных особенностей иванской обрядности на Петров день: так, в нескольких деревнях Букровской волости Ве­ликолукского района огни разжигали в ночь на Петра, при этом также жгли старые березовые ве­ники, колеса, и сам обычай был связан с поверьями о колдовстве. Однако далее — в южных районах Псковской области — преобладает именно иванская обрядность с обязательным разжиганием костров и пением обрядовых песен.
Особо следует отметить редко встречающиеся сведения по календарным и трудовым обрядам и обычаям, которые были зафиксированы только в отдельных деревнях, но, тем не менее, весьма пока­зательны при оценке исторической глубины и само­бытности локнянско-ловатских традиций:
—  сведения о крещенских «крестках», имеющих антропоморфный вид (северо-запад Новосокольни­ческого района и Букровская волость Великолукс­кого района);
—  катание на бороне молодицы и обливание ее водой в Масленицу (В.-Л., Шелехово 2468-01);
—  подвешивание к березе крынки на период Ве­ликого поста — как знак запрета на молочную пищу (Новое., Козлове 2850-23);
—  обычай зарывать яйцо на могиле в Пасху (Локн., Терехово 2542-03), либо относить пару пас­хальных яиц на ржаную ниву (Новое, Фалютино 2390-48);
—  катание по земле деревянных колес с огнем в иванскую ночь (В.-Л., Алёхново* 2569-13);
—  ряженье медведем в-иванскую ночь (Локн., Прискуха 2501-02);
—  перебрасывание последнего снопа через го­лову с приговором в момент окончания жатвы (Локн., Мартьяново 2355-01);
—  шуточное «венчание» во время жатвы или уборки льна с голошением и пением свадебных пе­сен (Локи., Замошье 2565-09);
—  обычай голошения на женских посиделках (В.-Л., Лосево 1745-06).
Локнянско-ловатские традиции характеризу­ются особым набором ЖАНРОВ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА. Основное место в жанровой системе занимают обрядовые масленич­ные и волочебные песни. Летние календарно-обря-довые песни представлены единичными образцами. Колядных празднично-поздравительных песен экс­педициями записано не было.
Одним из важных факторов при определении границ локнянско-ловатской зоны служат резуль­таты картографирования календарно-обрядового фольклора.
Так, например, в ходе экспедиционного иссле­дования выявлены северная и западная границы распространения масленичных обрядовых песен-их не поют и о них не знают в Бежаницком районе, в северной части Пустошкинского района, а также в Вязовской и Островской волостях Новосокольии-ческого района. В то же время южная и восточная зоны бытования масленичных обрядовых песен не ограничиваются локнянско-ловатскими традиция­ми (они записаны также в Невельском, Великолукс­ком, Куньинском районах Псковской области, в прилегающих районах Тверской и Новгородской областей, а также в других районах).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Изменение границ Псковской земли
  • Холмский район.
  • Районирование и климат
  • Интересное