Фольклер и народная культура псковской области
ми».138 Яровые (овес, жито, горох) ставили в «стойки», «стоянки», потом метали «в островье» — ставили «прясла» и на них сушили и хранили снопы вплоть до зимнего периода, обмолачивая постепенно; метали «в одбнье».139 После обмолота в гумне зерно сметали («спахивали») в кучи и веяли (кидали деревянной лопаткой, отделяя зерно от шелухи и пыли). Хранили зерно в амбарах («анба-рах»), где были сделаны «засеки» с двух сторон для разных видов зерна (в центре — проход) (Новое., Чертёж* 2371-01).
— После обмолота солому трясли «за хвост» и били об пол, чтобы очистить от мелкой соломы и травы. Затем хорошую солому вязали в большие «кули». Ею крыли крыши (толстая крыша, подбитая «под лопату», могла служить до 40 лет; если жили бедно и было мало соломы, крыли крышу «вниз комлям»).
— Обработка льна продолжалась с Покрова и до поздней осени: снопы складывали на 5-7 дней вхпе-циально подготовленные «мочила» (копали длинные рвы, в воду заранее добавляли золу и навоз; если более тысячи снопов льна, то нужно 5 ведер золы и 2 воза позема). Лен доставали из «мочила», стелили и приговаривали: «Стелите потоньше, чтобы не было зеленков». Когда лен «вылежится» (волокно начнет отделяться), его подымали граблями; сухой лен возили в гумно, «садили на рей», потом мяли «мялкам», трепали, чесали; зимой женщины пряли; в Великий пост до Пасхи «ткали кроены» (Новое., Чертёж* 2371-01; Пуст., Кряковка* 2845-06).
— К посеву озимой ржи пашню готовили на протяжении всего летнего периода. До начала сенокоса на паровом поле пасли скот; после окончания сева яровых, незадолго «до косы» (до сенокоса) — с Троицы до Петрова дня — на это поле возили позем, после чего ниву пахали (могли это делать дважды), боронили. Рожь сеяли в августе: в большинстве рассказов — «со Спаса» (6 августа по ст. ст.); «где грубая земля, ко Спасу надо посеять», а на песчаной земле рано сеять нельзя (быстро вырастет и к осени «в трубки идёт», зимой «подопревает»); «к Богородице» или «в Богородиво» должна быть посеяна рожь (имеется в виду Успение Богородицы -15 августа по ст. ст.).140 Если сев задерживался до «Хралкбв» (дня Флора и Лавра), рожь не успевала взойти в нужный срок и вырастала неравномерно («хохолками»), отсюда — пословица: «Кто пашет Хралкам, тот жнёт хахалкам» или «Пасёишь Хралкам, и вырастя ха-халкам», «Кагда сёишь к Хралкам, будет рожь хахалкам» (Локн., Мартьяново 2355-01; Самолуково 2567-15; Новое., Монино* 2373-25). Сеяли рожь из нового обмолота (т. е. через 2-3 дня после обмолота только что сжатой ржи); у зажиточных крестьян могло оставаться для засева зерно прошлого года (Новое, Чертёж* 2371-01).
+ Правила обработки пашни
— Разбивали земельный надел на «три поля»: на одном «рожь азимая стайть», на втором сеяли «Яровое», третье оставляли под пар («папар») — «земля отдыхает» (Новое, Монино* 2373-25; Чертёж* 2370-31).
— R прежние годы «зябь не пахивали» — т. е. не было осенней вспашки полей под яровой сев (Новое., Монино* 2373-25).
— Весной на поле, где была сжата рожь, сеяли яровые: горох, ячмень, чаще всего — лен (Новое, Вяз 2339-11); при этом встречаются упоминания о том, что ранней весной (как только «снег вытаял») сеяли горох «по ржанищу» и «по дудкам пахали овёс» (т. е. полосу, на которой летом сжинали рожь, осенью не вспахивали, а весной на этой полосе сеяли горох или овес, чтобы трава не успевала «забить» всходы); затем «тбненько абарывали и бар-новали», «гарох так и высверлить!» (Новое., Монино* 2373-25).
— Ранней весной (пока земля «не возьмётся травой») начинают «целину пароть» — вспахивают под лен: «пласт тоненький берёт», два раза «забарнует» и снова перепашет (Новое, Чертёж* 2370-31). Пахать сохой («косулей») или плугом надо неглубоко, «чтобы легче росток лез», «не замер» («каждая культура растёт только солнцем»); отец жито сеял «мелко», сохой «абарывал», через два дня «забарнует», после этого жито «всходит ровненько» (Новое, Чертёж* 2384-03).
— Ячмень после посева запахивали поглубже, а овес — неглубоко (В.-Л., Каменка 2469-01).
— Когда заканчивают сев яровых и до начала сенокоса, на паровое поле возили навоз «талакой», навоз разобьют и «запашут» сохой (или плугом) -«абарут», «абарывать поедут», «пары паднимают» (по описанию из д. Монино*, пашут не подряд, а «через соху» — нужно «завалить»); земля несколько дней «лежит», «рассыхается» — «стоит земля». Через некоторое время — в период сенокоса — «пары бара-нуют», после «барнатья» пашут второй раз — «мешают» (называлось — «мёшень», «под мёшень пахать»), земля подсыхала («перегоревши земелька, в россыпь идёт»), тогда «запружйнють» бороной (чтобы не было комов). Если сеяли озимую рожь на «груббй земле», в «лощине», то предварительно паровое поле вспахивали три раза, называлось: «троить», «тройка» (если почва песчаная, или нива находится на возвышенности, то «троить» не надо). До Спаса нужно было посеять рожь и «забарна-вать».141 После сева ржи землю «бороздили» -делали борозды для ската воды (Локн., Замошье 2565-15; Новое, Чертёж* 2371-01).
— Если рожь посеяна «в лощине», в сырое лето она могла повалиться на землю (колос не нальется, почернеет), поэтому отец заставлял «ставить под-
порины и жердины класть», чтобы «не полегла рожь» (Новое, Монино* 2373-25).
+ Как расчищали «лядо»
От Н. У. Яковлева записан подробный рассказ о разработке участков земли на хуторах. Хотя хуторская система была введена после столыпинской реформы, очевидно, что крестьяне задолго до этого владели технологиями освоения новых пахотных земель.
На выбранном месте в лесу осенью вырубят деревья и кусты под корень и расчищают «лядо»: деревья увозят на дрова, а хворост складывают в ряд. Ранней весной, когда заканчивают вспашку «по нивам» (т. е. на яровом поле), идут «на лядо»: заходят с той стороны, откуда дует ветер, подкладывают пучки соломы и поджигают хворост. Подсвистывают, чтобы ветер поддувал, метлой «подпахивают», вилами «подпихивают» хворост. Трава и сучья сгорают, а пни и коренья остаются. Поверху сеют зерно и сохой запахивают. Специально делают деревянную борону из «сукатой ели» (сучья — зубья бороны — до 20 см длиной) и ею боронят: «Кобыла тащит, а сучья прыгают через пень, коренье».
Первым на расчищенном поле сеют жито (ячмень), оно взойдет редко, но потом «клочам вазь-мётца» — кустится, солома длинная, а колос — «как брус налитый!» — «лядное жито» («с ляд»). На следующий год весной на этом поле топором подрубят отростки около пней и «па новины» сеют рожь. «Яровую рожь» сеют в то время, когда «на нивах» сеют жито, а созревает она к тому же сроку, что и озимая рожь. По сравнению с озимой, эта рожь не такая высокая и густая, зерно поменьше, но «колос тяжёлый». Яровая рожь «обмолбтней» («как ударишь об лавку в гумне — так чохом! чбхом!» — сыплется зерно из снопа), озимая рожь давала дохода вполовину меньше. Из яровой ржи «хлеб — как булка, жёлтый».
Постепенно, год от года поле очищают от пней и со временем на этом месте «нйва будет» (Новое, Монино* 2373-25).
•ф- Приметы на урожай
— Проверяли качество земли: если берешь землю, и она в ком сожмется, а бросишь — рассыплется, то будет урожай хороший (В.-Л., Каменка 2469-01).
— Если зимой инея много на деревьях («лес гнёт»), то будет хороший урожай (Новое, Чертёж* 2384-03).
— «Если в Евдакёю мокрый крыльцы, сажай агурцы» (будет урожай огурцов в этом году, если в день Евдокии наступит оттепель) (Новое, Чертёж* 2384-06).
— Если на ольхе много длинных шишек, то будет хороший урожай овса, а если на черной ольхе
много круглых шишек, то в этом году горох уродится (Новое., Монино* 2373-25).
Во многих хозяйствах хлеба не хватало на всю зиму, просили зерно в долг: «Ульян Яковлевич, дай пудбк, пака гудок!». Взятое в долг зерно могли отрабатывать на покосе, жатве, помогали резать скотину. Если в семье не было зерна, начинали жать еще не вызревшую рожь и пекли хлеб к празднику. Когда у бедной хозяйки созревала своя рожь, она перед началом жатвы в поле кричала: «Багачу тяпё-ре х… закалачу!» (Новое, Монино* 2373-25).
ДРУГИЕ ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ
<? Обработка пряжи, ткачество; изготовление одежды, обуви142
Когда чешут лен, верхний слой — «верхбвья» -снимают редкой гребенкой, в нем много «костры», прясть тяжело. Второй слой — «пачесья» — снимают гребнем погуще. Оставшееся волокно — «кужель» -потрясут и раскладывают на столе как вату — слоями. Лен надо выпрясть, «на мотушки смотать», пряжу выварить с золой (в печке), на проточной воде полоскать и «колотить» «пральником» — «напё-рить», потом развешивать и сушить. После этого нити «разматывали на вьюшки», сновали и навивали «на став». «Наряжали кроены» или «став» -устанавливали ткацкий станок.
https://kulinarnaya-storozhka.ru песочные корзиночки рецепт.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33