Фольклер и народная культура псковской области
После обеда молодежь в лучших одеждах группами и парами ходила вдоль деревни — по обе стороны центральной улицы. Парни приглашали девушек и ходили с ними под ручку. Ярмарочное гулянье сопровождалось игрой на инструментах (гармонь, балалайка, скрипка), звучали различные наигрыши «под припевки» (самый распространенный наигрыш — «Скобаря»), при этом, либо парни шли «артелью» и пели, либо рядом с гармонистом шла девушка и пела (В.-Л,, Бошенки 1753-01). При большом стечении народа одновременно звучала игра на нескольких инструментах. Группы парней из различных деревень (или из разных концов одной деревни) во время шествия по улице могли повздорить («бузува-ли») и устроить драку (сначала на кулаках, потом в ход шли «кийки»,133 колья, железные «тростки», ножи). Драка обычно предварялась особой игрой на гармони — «Скобаря под драку», пением припевок «на задор», «ломаньем» по-боевому настроенных парней. Желающий подраться ведет себя вольно -идет «как пьяный», согнувшись, «выламывается» (выгибается), энергично размахивает руками (руки
6-199
«вразмашку»), приплясывает (притопывает, «драба-ка» дает), прыгает, «подухивает», бьет по дороге палкой или железной «тросткой»: «Дарогу увсю чиста разабьём!». «Стоит талкнуть — и всё!» — начинается драка.134
Вечером в день праздника молодежь со всей округи собиралась на гулянье: плясали летом на улице (ночью обычно собирались за деревней — например, на сопке «Городища» — Локн., Кошнево 2413-03, на мосту — Локн., Башово 2452-05, в лесу на расчищенном месте — Пуст., Лешно 2029-08), зимой — в одной избе. Летом устраивали на улице качели (Локн., Башово 2452-05). Если ярмарка продолжалась несколько дней, то на следующий день до обеда работали, а после обеда снова ходили вдоль улицы, вечером гуляли (Локн., Вознесенское 2371-03).
ТРАДИЦИИ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
В экспедиционных материалах содержатся важные сведения о традициях земледелия, сроках полевых работ и связанных с ними народных приметах. Основные записи были сделаны от уроженцев Новосокольнического района Александры Павловны Ягодиной (1909 г. р., д. Чертёж) и Николая Ульяно-вича Яковлева (1916 г. р., д. Монино), сохранивших в памяти и сообщивших многочисленные сведения о традиционных принципах крестьянского хозяйствования и о порядке земледельческих работ, который соблюдался их родителями.
+ Предсказания погоды
— Весной ждали тепла, примечали: если на «Встрёченье» (Сретение) «стрёки капають» («стрё-ки» — сосульки), «из лужи петушок напьётся», то значит скоро наступит тепло: «Встрёченье — петушка, а Евдокёя — бычка [напоит]» (т. е. если 2 февраля — оттепель, то к 1 марта снег растает) (Беж., Цевло 2505-12; Новое., Чертёж* 2370-30). Смотрели, если на «Встрёченье» «стрёки» (сосульки) длинные и тонкие, то лето будет мокрое, если же короткие и толстые, то год будет урожайным (Новое, Чертёж* 2370-30); если в Евдокию будет мороз, то весна будет поздней (Беж., Цевло 2505-12).
— Если во время «Зимнего Егория» «завьяит аг-лобли сняжком», то весной в Егорьев день «аглоб-ли травой зарастут»,135 а если зимой «чисто», то и весной будет «чисто» — не будет травы, к поздней весне (Новое, Монино* 2373-25).
— Если в Благовещение «вутренник есть мороз, то на болоте сей овёс» — лето будет сухое, овес не отмокнет и на болоте (Новое, Монино* 2373-25).
— В «Борис-кожёвник» (2 мая по ст. ст.) — всегда холодный день (Новое, Климово 2345-09).
— Погоду могли предсказывать по нарождающемуся месяцу: когда «молодик нарождается», в
3-й день смотрят: если серп «отлогий», то это к «худой погоде», если «круглый» — к сухой погоде; «мо-лодйк нарождается» «только на северном ветру» и не в понедельник, среду, пятницу — «с постных дней он никогда не может выйти» (Новое, Чертёж* 2384-03).
— Для определения погоды мать каждый вечер «на звёзды глядит» (Новое, Монино* 2373-25).
— Записывали погоду в зимние дни, поскольку им должно соответствовать состояние погоды летом: «зима с летом — должно сходиться» (насколько зимой холодно, настолько же летом будет тепло); «Новый год — проти Петра» (т. е. идет отсчет от 1 января по ст. ст., и с ним соотносится — 29 июня по ст. ст.) (Новое, Чертёж* 2384-03).
— Еловую ветку (сухую) ставили в муравейник: если муравьи будут подниматься вверх по ветке, значит будет сухая погода. Еловую ветку втыкали за оконную раму с улицы: если стоит ровно, то будут морозы; если гнется — к оттепели (зимой), к дождю (летом) (Новое, Вяз 2339-08).
•ф- Сроки и порядок полевых работ
— Сроки весенней пахоты определяли по состоянию земли: снег согнало, обсохло, земля «не грязная», значит — можно пахать; раньше пахали сохой (Новое, Монино* 2373-25).
— Для определения сроков весеннего сева считали количество недель до Ильина дня. Весной после дня Николая чудотворца («Никола» — 9 мая по ст. ст.) начинается 10-я неделя до Ильина дня:136 в этих числах — «после Николы», «на десятке» (10-й неделе) — можно сеять лен, на «девятке» (9-й неделе) сеяли жито (ячмень), овес и горох сеяли раньше -«до Николы», «овёс не боится мороза». Огурцы и лук не сажали раньше «восьмёрки» (8-й недели) (Новое, Чертёж* 2384-03, 06, 2370-31, 2371-01); лук хорошо сажать в Борисов день (2 мая по ст. ст. -Новое, Струги 2362-18).
— На «одиннадцатой неделе» (11 недель до Ильина дня) нельзя лен сеять — «блошистая неделя», «гораз блох много», и «лён блашйстый будет» (т. е. будет тля объедать лен) (Новое, Чертёж* 2384-03).
— Когда «ужовка» (желтые полевые цветы) зацветает, нужно сеять овес (В.-Л., Каменка 2469-01).
— Когда калина зацветет, можно сеять ячмень (Новое, Козлово 2850-33).
— Когда «балченки» (разрывные тучи) пойдут по небу, в тот день нужно сажать картофель, чтобы был хороший урожай (В.-Л., Каменка 2469-01); обычно сажают картофель близко к Борисову дню (Новое, Чертёж* 2384-03), когда зацветут яблони (Пуст., Кряковка* 2844-08). На той неделе, на которую приходится Вознесение, никогда не сажали картофель, урожая не будет, сажали на Никольской неделе (Новое, Вяз 2339-09).
— Сроки сева также были обусловлены состоянием земли (должна обсохнуть, «палец утбрнешь -тёплая земля») и зависели от ее качества («грубая» -суглинистая или «лёгкая» — песчаная земля) (Новое., Монино* 2373-35; Чертёж* 2384-03). Кроме того, замечали по цветению деревьев, какое будет лето: когда на «черной ольхе», которая растет в болоте, много шишек, нельзя сеять жито на «грубой земле», и если на белой ольхе (по кустам растет) много шишек, надо горох сеять «па лёгким землям» (Новое., Чертёж* 2384-03). На суглинистой почве сеяли «летнюю пшеницу», жито (ячмень) (Новое., Чертёж* 2384-03).
— Покос начинали с Иванова дня (Новое., Чертёж* 2371-01); по другим сведениям — с Петрова дня после молебствия начинали косить «клевера» и «огуменники», с «Богомоления»137 отправлялись косить по хуторам; называли — «ржаное сено», «яровый покос» (Новое., Монино* 2373-25). Есть указание на то, что только в последнее время начинают покос рано, а прежде косили с «Казанской» (8 июля по ст. ст.) (Локн., Самолуково 2567-15). Косили ранним утром — по росе. Если сена у хозяина не хватает на зиму, говорят: «Касой не накаейл, па-езжай дугбй каейть!» — этому хозяину приходится зимой ездить по деревням и покупать сено (Новое., Монино* 2373-25).
— Начинали жатву ржи «Ильёй» — в период от Ильина дня, но также смотрели — созрело ли зерно (должен налиться и пожелтеть колос) и старались закончить жатву ржи «к Спасу»; ячмень жнут «Богородицей» (Успение Богородицы); горох косят «Спасом», но у тех, кто поздно посеял, горох к этому времени еще не созревал. К Покрову все должно быть убрано с полей (Новое, Чертёж* 2384-06, 2371-01). По отдельным сведениям, в прежние годы начинали жатву ржаного поля с «Казанской» и к Ильину дню могли уже закончить жатву ржи (Локн., Самолуково 2567-15; Пуст., Мутовозово 2058-14). В первую очередь жали озимую рожь, затем яровые — пшеницу, ячмень, овес, «тягали» лен. Старались срезать стебли низко — «к самой земле» (Новое., Чертёж* 2371-02); жали, пока нет росы (иначе солома и зерно «сгорят» — будут гнилыми); к вечеру (по росе) ставили снопы, чтобы зерно не осыпалось (Пуст., Кряковка* 2844-14).
— Ржаные снопы ставили в «бабки» (по 10 снопов); с поля везли в гумнб («токовню»), где сушили в риге («рее»). Молотили рожь ранним утром (до восхода солнца), а днем продолжали жатву. В старину рожь вязали небольшими снопами и обмолачивали их в гумне особым образом — «стебали», ударяя об лавку или толстую, установленную с наклоном доску (Новое., Монино* 2373-25; Пуст., Кряковка* 2844-14). По другим описаниям, рожь стелили на пол в два ряда и «стебали привязя-
Переходите и читайте СберЛогистика отзывы сотрудников на rabota.ru - важная информация.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33