Поиск по сайту

Фольклер и народная культура псковской области

День окончания уборочной страды отмечался в основном во времена колхозов — «СПРАВЛЯЛИ ПОЖИНКИ»: бригадир покупал выпивку, готовили обед, резали телят, барана или собирали складчину (Локн., Тростино 2447-20; В.-Л., Шелехово 2467-03). Существуют указания на то, что при единоличном хозяйстве во время окончания жатвы праздничного угощения не было.128 Лишь в отдельных записях со­держатся рассказы о том, что когда заканчивали жатву, женщины устраивали «пожинки» — собира­лись вместе на ниве, закусывали, выпивали и пляса­ли (Локи., Крестилово 2417-01; Тростино 2447-20).
Вместе с тем, и в относительно недавние времена окончание полевых работ могло иметь обрядовую форму, обладающую признаками архаики. В д. Ов-сище*, когда заканчивали тягать лён, устраивали «ПАТЯГАШИ НА ЛЬНУ»; «звенавбва» отправляли за выпивкой, женщины собирали еду (кто что из до­ма принес), выпивали и закусывали в поле. Потом, «собравшись артелей», шли с нивы и пели песни (ча­стушки, «хто да какую»), при этом отвязывали перед­ник и били им по дороге: «Как на ярмалках ламаим-ся! <…> Абдарогу-пярёдникым, ламаимся, пляшем, падухываим! Хто песни играить, хто падухывыить, хто прюшцёлкывыить!» (В.-Л., Овсище* 2366-13).
После Спасова дня обычно начинают ПОСЕВ ОЗИМОЙ РЖИ. Освященную рожь («святую рожь») высыпают в первую севалку, куда добавля­ют также зерна из первой сжатой в этом году пяст­ки ржи, которая хранится «в божнице». Когда зер­но сыплют в севалку, приговаривают: «Приспарй, Госпади, штоб зярно пасяарйше была» (Локн., Чер­нушка* 2504-18). Этими зернами начинают сев, бла-гословясь: «Благаславй, Госпади. Ради, Бог, на вся­кую долю хрещёную» (Беж., Борисково 2386-05); «Ради, Бог, на всякую долю крящёную — на вбра-вую, на Ягбровую и на нашу сироцкыю» (Новое, Козлово 2850-23). «И вот начинаеть ана рожь сёять. Так ана первым долгам памоит руки, памолитца и выхбдит засяваит. И гаварйт, с таким прйгаварам: "Зарадй, Госпади, на всякую долю"» (Пуст., Коп-
нино 2031-11). Затем в севалку засыпают зерна из мешка и продолжают сев.
Засеянное поле ржи нужно было забороздить и благословить: «Багаслгавй, Христос», — «пускай с Богам растё» (Новое, Чертёж* 2371-01).
ОСЕННИЙ ПЕРИОД КАЛЕНДАРЯ
Покров — перед сном девушки загадывали на за­мужество, приговаривали: «[Покров], пакрой зям-лю и ваду, и менё, маяаду» (В.-Л., Мартинково 1728-11).
Обычно в Покров завершались все полевые ра­боты, оканчивался срок выпаса скотины. В одной из записей содержатся сведения о том, что пастухи в день Покрова, чтобы освободиться от своих обя­занностей, совершали магические действия для ус­корения наступления холодов: обводили барана во­круг березы, в результате чего выпадал снег (Но­вое, Раменье 2374-62).
Дмитровская суббота (суббота, предшествую­щая дню Димитрия Солунского) — «родительская субботка», в этот день ходили на кладбище и поми­нали умерших. Несли и клали на могилу кутью из пшеницы, лепешки (раньше вино не приносили); все подходили, принимали еду и поминали. Батюш­ка проводил молебен на кладбище.129
В осеииий период (в ноябре) в деревнях бытовал обычай «СПРАВЛЯТЬ ПЕЧЁНКИ»: собирались соседи поочередно к каждому хозяину, помогали резать свиней и поросят на зиму и затем в этом до­ме устраивали всеобщее застолье: среди обязатель­ных угощений — жареная печень и домашнее пиво (В.-Л., Шелехово 2467-04).
Поздней осенью девушки и женщины собира­лись «ЛЁН ЧЕСАТЬ» в одну баню («на посидел­ку»).130 «Толокой» мяли лен, за это хозяева корми­ли работниц.131
В одной из записей содержатся сведения о «ЗАПРЯДКАХ» — первом собрании молодежи, открывающем период прядения в начале декабря во время Рождественского поста. По воспомина­ниям рассказчицы, на «запрядках» девушки и мо­лодые женщины становились в круг, пели «Уж я сеяла, сеяла ленок» и плясали, изображая все пе­речисляемые в песне трудовые действия, связан­ные с обработкой льна, а после этого садились и начинали прясть. Парни и старые женщины, при­шедшие на «запрядки», рассматривали первые ка­тушки пряжи, хвалили или поучали девушек: «Вот — эта руки залатыи, а твай руки никуда ня гожи, у тебя руки — как крюки! <…> Сколька сукара-дак!»132 (Пуст., Кряковка* 2844-10). К Рождест­венской Коляде заканчивался период осенних су­прядок, нельзя было оставлять кудель на «личин­ке» прялки, иначе кто-нибудь посмеется: «Не да-
пряла!» — и насыплет в кудель золы с углями (Локн., Терехово 2542-05).
«Повороты» («Павараты» — день святого Спи-ридона) — с этим днем связано представление о том, что медведь переворачивается на другой бок, пол­зимы уже отлежал (Беж., Цевло 2505-12).
МОЛЕБНЫ, КРЕСТНЫЕ ХОДЫ
В деревнях в разные дни весенне-летнего и осен­него календарных периодов проводились богослу­жения «над скотом» и «на полях», для этого пригла­шали и привозили в деревню батюшку, он служил молебен. С иконами обходили поля. Батюшка ок­роплял стадо святой водой.
Такие молебны совершались, например, в Его-рьев день (Беж., Зубково 2348-02); в «обещанный праздник Богомоленья» перед Петровым днем в д. Загарье (В.-Л., Каменка 2468-07); в Ильин день — от засухи (Пуст., Копнино 2032-01); в «Хрол» — день Флора и Лавра (Локн., Башово 2568-12). В отдель­ных деревнях Новосокольнического района устраи­вали «молебствие» на конец уборки зерновых, освя­щали стадо и посевы озимой ржи — 29 августа по ст. ст. (Новое, Глядково 2341-04; Монино 2364-20).
По случаю каких-либо бедствий (например, за­сухи) устраивали крестный ход от ближайшей церк­ви, служили молебен в поле, обходили с иконами все дома; каждый хозяин подавал священнику что-либо из продуктов (Беж., Андро-Холмы 2347-04).
ЯРМАРКИ
Повсеместно на обследуемой территории вплоть до 1950-1960-х годов сохранялась традиция больших съезжих праздников: регулярно в опреде­ленные дни церковного календаря последовательно во всех деревнях прихода устраивались ярмарки («ярмалки», «ярманки»).
Ярмарка могла быть приурочена к одному из двунадесятых и великих праздников, к престольно­му празднику или к «заветному» («завещанному», «обещанному») празднику — в этом случае молебен и «ярманка» проводились «по завету» в день, когда случилось какое-либо несчастье в деревне — падеж скота, пожар и др. Заветные праздники могли быть приурочены к какой-либо дате церковного кален­даря и, соответственно, называться по имени свято­го. В народной речи имена святых преображались («Ляксандра») или получали дополнительные ха­рактеристики («Иван грозный», поскольку в этот день бывают грозы, либо упомянутые выше «Иван-градобой», «Борис-кожёвник»).
Нередко заветный праздник получал собствен­ное наименование, например — «Баранье воскресе­нье»: «Раньше бараны дохли, и вот сделали завет —
празник заветный, и хадйли там кругбм цёрьквы, Богу малйлись. Эта называлась — Баранье васкрясё-нье» (Беж., Цевло 2506-12).
В большие праздники гулянье продолжалось на протяжении от 2-3 и до 7 дней («в Успенью по сем дён хадйли» — В.-Л., Свистунково 1752-23). В одну деревню собиралась молодежь «со всего прихода», съезжались родственники: «Народу — ни разайтйт-ца была! — са усих старой! <…> И вот хбдють па дя-рёвне — узад и упярёд — ярманкай» (Новое, Хряни 2847-06).
На ярмарку могли привозить товар на прода­жу, но в основном это были сладости, гостинцы (пиво, конфеты, семечки, орехи, «гороховые пряни­ки», печенье, баранки, игрушки, глиняные свис­тульки и посуда).
Днем после службы в церкви старшие расходи­лись по домам, родственники садились за празд­ничный стол. Хозяин угощал ливом (варили пиво из ягод можжевельника — «с вересья» — Беж., Куде-верь 2371-02; «вересовое» и «ячневое» пиво — Локн., Ивангацево 2456-02; «растили солод» — Новое, Мошково 2343-01). К осеннему празднику (напри­мер, к Покрову) хозяева резали бычка, барана.
Встречаются сведения о том, что в большой праздник собирали «СКЛАДЧИНУ» — угощение для жителей всей деревни. В Ильин день в д. Хряни Новосокольнического района женщины приходили на складчину, приносили водку, закуску, пели и плясали (Новое, Хряни 2846-05). В Духов день складчину собирали в д. Ляхново Великолукского района: «Эта была как па-Ббжьему, как абящ&ние», к этому дню варили пиво на всю деревню в боль­ших «дащДнах» (В.-Л., Ляхново 2529-24).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Изменение границ Псковской земли
  • Холмский район.
  • Районирование и климат
  • Интересное