Фольклер и народная культура псковской области
но есть указания и на то, что могли начать жатву раньше — с «Казанской» (8 июля по ст. ст.) (Локн., Самолуково 2567-15). В первую очередь жали озимую рожь, затем яровые — пшеницу, ячмень, овес.
По сведениям, полученным в Пустошкинском районе, рано утром в день начала жатвы (так же, как и в день начала сева, и когда в первый раз весной выгоняют скотину в поле) пекли хлеб (каравай), клали его на стол на салфетку, рядом ставили соль, вся семья садилась (как перед дорогой), потом все молились Богу и шли в поле, хлеб оставался на столе (Пуст., Мутовозово 2058-14).
Начинали жать, перекрестившись и благосло-вясь: «Благослови, Господи». Первая пястка ржи («три раз резнёшь») — «ЗАЖИН» — имела особое значение. Во многих деревнях на всей представляемой территории из первой сжатой пястки делали связку (как для снопа), ею опоясывались и жали, или эту пястку подтыкали за пояс, чтобы спина не болела во время жатвы («на всю страду»). Когда опоясывались, приговаривали: «Благаславй, Христос! Давай, Гаспбдь, здарбвья!» (Пуст., Фомино 2052-08).
В большинстве случаев первую пястку ржи несли домой и ставили в красный угол «в божницу» -«к Богу ставят», «за Ббженьку»;112 при этом колосья сгибали вдвое — «зёрнышки и камёль вверх, <…> канёчком завяжешь»;113 закручивали;114 иногда -сплетали косичкой (В.-Л., Каменка 2468-05); закручивали и завязывали, как маленький сноп (Локн., Прискуха 2589-04); перевязывали ленточкой (Пуст., Кряковка* 2844-14). «Зажин» сохраняли за иконой, «штоб Бог дал бы епбру, штоб хлеб раждался» (Беж., Алоль 2351-12), чтобы хлеб был «спароше», «зерно было епбрко» (Локн., Чернушка* 2504-18), «штббы Гаспбдь Бог приспарйл ба этат хлебец на целый гадбчек» (Локн., Крестилово 2417-09), «штоб Гаспбдь бы Бог дал на лёта ббльши за ёта» (Локн., Рыкайлово 2356-09). По обычаю, зерна нз «зажина» обмолачивали в севалку и ими начинали сев озимой ржи.115 По другим сведениям, первая пястка стоит в божнице до следующего года, чтобы «хлеб был всю жизнь»,116 или ее обмолачивают в засек, где хранится зерно (Локн., Степановщина 2410-18).
Иногда рассказчицы поясняют смысл этого действия несколько иначе: «зажин» хранили у божницы для того, чтобы спина не болела во время жатвы или чтобы руки не ломило, а по окончании жатвы колоски сжигали в печке (Беж., Зубково 2348-02; Фильково 2368-15; В.-Л., Смычок 1869-31).
Имело значение, кто из деревни первым начнет жатву: просили «зажинать» ту женщину, у которой рука счастливая; если «кто-то несчастливый зажинал», то жницы могли порезать руку серпом во время жатвы.117
Когда сжинали первый сноп, старались потуже стянуть его связкой, тогда «мужик будет крепко жалеть». Обязательно нужно было посидеть на первом снопе (Беж., Струпливец 2572-04).
ПРОЦЕСС ЖАТВЫ был очень напряженным: «до солнца» начинали и «до луны» продолжали
жать (Новое, Глядково 2341-04); в поле — от восхода до заката солнца (Новое, Семёново 2366-04); если погода хорошая, то отец скажет: «По месяцу жните!» (Новое, Чертёж* 2371-01). Жали «артелью» — каждый свою полосу и подгоняли того, кто отстает, говорили: «"Ты на казё атсталась!" — значит, тябё уже сть’шно, шевялйсь, быстрей жни!» (Беж., Алоль 2351-12; Новое, Баландино 2340-01).
Чтобы не пошел дождь во время жатвы, запрещали класть серп острием вверх (В.-Л., Алёхново* 2569-13).
Женщины непосредственно в процессе жатвы пели песни: «жамши, пели длинные песни» — «хто на всю галаву, а хто тихбнечка бубнит» (Новое, Лядово 2809-13). Во время жатвы пели частушки в вечернее время в поле — было слышно отовсюду (Беж., Межник 2420-01; Новое, Монино 2363-17); если скучно станет, то «переклйкивались» — пели «припевки», аукали (Новое, Климово 2345-10; Пуст., Кряковка* 2845-06).
ВО ВРЕМЯ ОТДЫХА («на паужинок») и по дороге домой с жатвы пели всякие песни, «кто какую знает»: «Долгую вси хбрам заведём, длинную какую песню. Старые Старухи как натянут! И свадебные, кто какие, какая на ум прибрядёт»; пели военные песни и плакали;118 пели «долевые» песни119 -«Зашумели комары» (Новое, Шухово 2808-01); «коротенькие припевки под язык», подражая наигрышу на гармони.120 Так пели, что «везде только гулы!» (Беж., Фильково 2368-15).
В одной из записей содержится редкая информация о ШУТОЧНОМ «ВЕНЧАНИИ» с голошением и пением свадебных песен в поле во время жатвы (или уборки льна): «Пайдём у поле на раббту
— рожь жали, лён тягали. Ну, сидим вот на отдыхи, ана [старуха] и начинаить… хто там девчата дружили с каким ребятам, ана и начинаить: "Давайти вян-чать!" — "А давайти!". Шас бу[д]ить вянчать, свадебный песни падпявать. Хто вазьмётца галаейть, хто плачит, хто… Смех! Ну, проста шутили, шутки на пбли. <…> А "нявёсту" — уплятають с цвятбв у касу. Цвятов нарвёшь на пбле пылявых, и вот — у касу ей. <…> Старуха — на пымялё!121 А мы сзади хбдим. <…> Как пыязда сделала, как лбшадь. А там
— назад — дёвки и "нявёста". "Нявёсту" вядуть, за руки взявши. А старуха эта вот нам пыдпявала -ана запявала, а астальньш пыдпявають ей. <…> С "нявёстай" хбдют в кружок, падпявають и хбдят в кружбк» (Локн., Замошье 2565-09). Это свидетельство указывает на важное значение брачной тематики в земледельческих обрядах.
ОБРЯД ОКОНЧАНИЯ ЖАТВЫ имеет краткую форму. Закончив жатву, садились на последний сноп и приговаривали: «Слава тебе, Гбспади! Пажался»; «Гбспади, благаславй».122 В д. Мартьяново сохранилось воспоминание о ритуальном действии, в кото-
ром раскрывается особая жизнедающая сила последнего снопа: после того, как все снопы составят в «стойки» и посидят на последнем снопе, старушки перебрасывают его через себя с приговором: «На б?-душшее лёта сто раз пабольши за ётава!» — чтобы хлеб родился (Локн., Мартьяново 2355-01).
В некоторых случаях, сидя на последнем снопе, ГАДАЛИ: смотрели под него (что привидится -паучок или букашечка — значит, родишь мальчика или девочку);123 брали серп за кончик, раскручивали (три раза) и бросали через голову (куда концом ляжет, туда выйдет замуж).124
Одна из рассказчиц дала такую характеристику обряда окончания жатвы: «пажйнки, как памйнки» — посидят, «помянут» (что кончили жать), пообедают в поле и пошли по домам (Беж., Струпливец 2572-04).
В отдельных деревнях сохранились воспоминания о пении обрядовых песен во время окончания жатвы — пели «пажйнные» или «пажйнашные» песни: «На ниве пают, радуютца, што уже пажали всё! <…> Паслёдний сноп как завяжут, так и начинают петь. Сядут на Зтат сноп — каждая женщина (жнут же много людей), и сядут на свай снапкй, и пают пё-сенки» (Пуст., Копнино 2031-12). Среди ранее бытовавших песенных сюжетов встретились: «Как на нашей нивке сегодня пожинки»,125 «Слава табё, Боже, два поля пажала».126
В д. Фомино зафиксировано воспоминание о том, что при единоличном хозяйстве одна и та же женщина каждый год, когда заканчивала жатву ржаной нивы, раздевалась догола и бегала по своей полосе, подняв руки кверху и распустив волосы, «как у русалки». Смысл совершаемых этой женщиной действий объяснить не смогли (Пуст., Фомино 2052-08).
Характерной чертой представляемой традиции является отсутствие ритуальных действий с последними колосьями ржи. На периферии данной традиции зафиксированы лишь три свидетельства о том, что при единоличном хозяйстве ПОСЛЕДНИЕ КОЛОСЬЯ в ржаном и овсяном (либо в ржаном и ячменном) полях не сжинали — оставляли «Богу на ба-раду» (В.-Л., Мартинково 1726-16; Пуст., Мутово-зово 2058-14) или «святым душам», «на каждава нйшшава», чтобы птички склевали (Пуст., Кряковка* 2844-14).
В д. Козлово Островской волости Новосокольнического района записан приговор на серп в момент окончания жатвы: серп обкручивали тремя колосками и «ДАВАЛИ СПАСИБО СЕРПУ»:
«Спасйба, батюшка еярьпбк,
Што май ручушки ебярёг!». С колосками серп несли домой и хранили до следующей жатвы или «всю зиму» (Новое, Козлово 2850-23).
Среди редко встречающихся сведений — описание обряда «ВЫМЕТАНИЯ МУХ». После окончания жатвы ржаного поля хозяйка по дороге домой ломает ветви березы или ольхи и делает веничек -«приносит пашья», открывает дверь, размахивает веником и «выметает мух», приговаривая: «Камары и мухи — вой! А хазяйку — в дом!» — чтобы в избе не было мух (Беж., Бардово 2384-02).
В случаях, когда хозяин не успевал сжать в срок, он собирал «ТОЛОКУ» или нанимал нескольких жниц (иа подёнщину),127 которые сжинали полосу в один день. В этом случае хозяин угощал тех, кто помогал жать, приглашал за стол, подёнщицам давал денег. Когда женщины шли вечером (с подёнщины), они «кричали» песни.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33