Поиск по сайту

Фольклер и народная культура псковской области

Обычаи, связанные с домашней скотиной, при­урочены также к Борисову дню. Тем, кто пас в этот день, хозяйки утром давали крупу, масло, молоко, мясо, яйца, и ПАСТУХИ «ВАРИЛИ КАШУ», жа­рили яйца. Если в деревне пасли стадо дети, то к ним специально приходила женщина, чтобы по-
мочь приготовить кашу. «Рябят с дярёвни панабя-жйть на ёту кашу!» (Локн., Прискуха 2564-10; Трос-тино 2447-20; см. также Новое, Бритвино 2391-36).
В других деревнях дети по 5-6 человек во время обеда сами собирались на краю деревни — «хадили барйсавать»: разводили костер, варили яйца (до­бавляли в котелок желтые цветы — «лапуха», отчего яйца окрашивались в желтый цвет), отдельно вари­ли шпик, затем все это съедали — «садимся всей ар­телей, барйсываим», после чего расходились по до­мам (Локн., Терехово 2542-03).
Если Егорьев день — праздник «дли каровак», то Борисов день — «дли лашадак» (Локн., Иванище-во 2459-01). Борисов день называют «Лошадиный Борис», «конячий праздник», в единичной записи — «Борис-кожёвник» (Новое, Климово 2345-09). В Борисов день на лошадях в поле не работали.89
С этого дня начинали ГОНЯТЬ ЛОШАДЕЙ В НОЧНОЕ. Конопасы (один постоянный пастух и помощники, в основном — подростки, которые хо­дили в ночное по очереди) в поле варили кашу. Но­чью жгли березовые веники, пекли яйца, елн их са­ми и подкатывали под лошадей («чтобы кони были гладкие») (Локн., Карцево 2502-23; Новое., Мань-ково 2390-50).
ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЕСЕННИМИ ПОЛЕВЫМИ РАБОТАМИ
Перед выходом на весеннюю ПАХОТУ мужчи­на (тот, кто будет «закрывать», «завбрывать») са­дится на лавку, перекрестится и приговаривает: «Багаславй, Гбспади, заради, Гбспади, на всякую долю христианскую» (Беж., Заречье 2386-01). Ухо­дя на пашню, он берет с собой балабку, сохраняе­мую с Благовещения или с Фомина воскресенья. Когда пахарь выходит в поле, он снимает шапку и перекрестится, затем берется за вожжи. После того как мужчина вспашет первую борозду или предва­рительно специально объедет трижды вокруг поля, он садится, съедает кусок балабки, остальное дает коню (Беж., Борисково 2386-05; Заречье 2385-28; Цевло 2419-20).
Есть сведения о том, что благовещенскую ле­пешку кладут в первую борозду (Локн., Богданове 2388-03), или хозяйка с благовещенской «перлу-шкой» встречает («перенимает») пахаря, возвраща­ющегося с поля, и отдает ее лошади (Беж., Алоль 2351-10).
Сроки ВЕСЕННЕГО СЕВА определяли по от­ношению к Никольской неделе (неделя, на которую приходился день Николая чудотворца), а также считали недели, оставшиеся до Ильина дня (см. раз­дел «Традиции земледелия»); знание о сроках сева передавали «по наследству» — «от дедов-прадедов» (Пуст., Копнино 2031-11).
Перед выходом в поле вся семья собиралась за столом, на который ставили икону, круглый хлеб, все молились, после чего хозяин уходил сеять (Локн., Миритиницы 2359-05).
Выпекать обрядовый хлеб для засева могли в Благовещение или в Фомино воскресенье (см. вы­ше). Сеятель («еявёц»), открывающий весенний сев, брал «благавёщинскую ляпёшку» с собой в поле -клал ее за пазуху, а возвратившись домой после се­ва, раздавал всей семье по кусочку лепешки (Новое., Козлово 2850-23). По материалам из Бежаницкого района, засевщик брал в поле «балабку» или «пер-лушку»; хозяйка специально выпекала этот хлебец, перекрещивала им трижды того, кто шел засевать поле, и «наделяла его» этим хлебцем; хозяин клал «перлушку» в севалку; после сева съедал ее сам или приносил домой (Беж., Андро-Холмы 2347-04; Зуб-ково 2348-02). По комментариям рассказчиков, бла­говещенский пирог в севалку клали, чтобы «хлеб хароший рос» (Новое, Монино 2364-17). Одна из жительниц деревни отмечает, что прежде «еевёц» брал с собой благовещенский пирожок с яйцом вну­три, заворачивал его в полотенце и привязывал к се­валке, а позже стали брать просвирку (Локн., Серге­евское 2571 -09). В Бежаницком районе находим под­тверждение сведений о том, что во время сева брали с собой в поле благовещенскую просвирку, разла­мывали и съедали ее (Беж., Цевло 2419-20).
Перед началом сева, перекрестившись иа все че­тыре стороны, помолятся: «Гбспади, благаславй. Заради, Бог, на всякую долю», «Ради, Гбспади, на всю нищенскую братию»; первую горсть зерна бро­сают крест-накрест (Пуст., Кряковка* 2844-12; Локн., Миритиницы 2359-05; Новое, Вяз 2339-09). Значимость этого приговора раскрывается в притче о том, как во время сева проходящая мимо поля «бобылка», которая «жила милостыней», пожелала хозяйке: «Зароди, Боже, на всякую долю». На это спесивая хозяйка ответила: «На всю, только не на твою», и в наказание у этой хозяйки ничего не уро­дилось (Пуст., Кряковка* 2844-13).
Скорлупу от пасхальных яиц, которую хранили в «божнице», высыпали в первую севалку и рассева-ли вместе с зерном (Новое, Монино* 2373-25).
Во многих деревнях к празднованию дня Нико­лая чудотворца приурочен МОЛЕБЕН, СОВЕР­ШАЕМЫЙ НА ПОЛЯХ. В д. Мутовозово накану­не праздника икону несли в ржаное поле две девуш­ки, священник окроплял всходы святой водой (Пуст., Мутовозово 2058-14).
К области аграрной магии относятся разнооб­разные народные приметы, заклинания, связанные с посадкой овощей.
Когда САЖАЮТ ЛУК, целуются через грядку, чтобы лук сладким был (Новое, Козлово 2850-23; Пуст., Кряковка* 2844-08).
Во время ПОСАДКИ КАПУСТЫ произносят заговоры:
«На rape,
На солнечнам сийнии
Лежит злат камень,
На том камне петух стайт,
Сверху червь клюёт,,
Снизу килы рвёт.
Аминь.
— Три раза скажешь, через плечо левое плю­нешь, "аминь" скажешь, и всё — и тагда капуста бу-[д]ит харбшая радитца. Сажая ишб капусту, гава-рйли:
Не будь пуста, будь густа.
Не будь галяняста, будь пузаста»
(Пуст., Кряковка* 2844-08).
Когда рассаду капусты высаживают, с первым растением в землю кладут камешек (чтобы «ка-чашбк» капусты был таким же крепким) и «крапй-вину» (чтобы колдуну «глазы выжгла») (Новое, Козлове 2850-23).
Зафиксированы также народные приметы, свя­занные g картофелем: в четверг нельзя сажать кар­тофель, иначе клубни будут червивыми; по той же причине нельзя садиться на ведро во время посадки картофеля (Пуст., Кряковка* 2844-08).
Во время ПЕРВОГО ГРОМА катались («куля-лись») по земле и трижды приговаривали: «Котом качусь, грому не боюсь!» — чтобы спина не болела во время жатвы.90
ТРОИЦКАЯ ОБРЯДНОСТЬ
Основные обрядовые действия, совершаемые в период Троицы, связаны с ПОМИНОВЕНИЕМ РОДИТЕЛЕЙ.
В Бежаницком и Новосокольническом районах, в некоторых деревнях Локнянского и Пустошкин-ского районов в «Троицкую субботку» так же, как и во время похоронных обрядов, ВЫВЕШИВАЛИ ПОЛОТЕНЦЕ на три дня на улицу (в окно, на «пе­редний» угол дома, реже — на березку, на кустик) -умершим родителям, чтобы «прилетали утираться родители», «родным глазки утирать», «радйтели прилетают», «прилетят умершие и будут вытирать­ся полотенцем».91 Полотенце специально хранили для этих целей, оно было длинное, тканое, с выши­тыми концами (Новое, Струги 2362-22).
Необходимость соблюдения этого обычая под­держивается представлениями о возникающих вза­имосвязях мира живых и мира «родителей». В од­ной из записей содержится рассказ о том, что жен­щине, которая не вывесила полотенце в Духовскую субботу, во сне привиделся отец и стал просить: «Дачушк, ты ж падашь мне вот тот кусочек тбчи на анучи,92 в тебе там есть!» — это было воспринято как свидетельство того, что умершие действительно по-
сещают деревню, и убедило женщину в том, на­сколько важен обычай вывешивания ткани у избы (Локн., Терехово 2542-03).
Повсеместно в субботу накануне Троицы ПРИ­НОСИЛИ К ДОМУ И СТАВИЛИ БЕРЕЗКИ93 («троёцкую берёзку») — «сажали на прйдворке»: по деревцу под каждым окном, две березки по обе сто­роны у крыльца и в хлеву возле двери. При этом вы­метали все дорожки перед домом — «улицу пашут» (В.-Л., Шиши 1803-07; Локн., Козино 2415-12). При­носили веточки березы в избу — в красный угол («божницу») и по другим углам комнаты.94 Как объясняют жители деревень, березки ставили для того, чтобы «родители прилетали» (Локн., Ивани-щево 2459-03). «У Траёцкую субботку идуть за бя-рёзкам, ставять бярёзки пад акнбм. Ну, сколько: три акна — три бярёзки, читыри — читыри бярёзки, штоб радйтили прилитали. На эти бярёзки пад ак­ном вешали палатёнцы красивый вышиваны — ну, у кавб какйи были. Што, мол, эта радйтили прилета-ють. <…> Вешали рана утрам, што радйтили при-литять пад акбшичка. Прилитять на эта палатёнце — пад акбшичка» (Новое, Мошково* 2352-10). При­мечали: если березка засохнет в три дня, то «сушка сена будет хорошая» (В.-Л., Каменка 2468-07). Че­рез три дня березки убирали; березовые ветки из из­бы старые люди несли в сарай, где сушили сено, «штббы ни сякли мыши сена» (Пуст., Кряковка* 2843-05). Некоторые жители деревень на протяже­нии всего года хранили пучок «траёцкой берёзки» в красном углу — «в переду, дли Ббга», поскольку су­ществует поверье, что эта березка оберегает дом от грозы (Локн., Терехово 2542-03).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Изменение границ Псковской земли
  • Холмский район.
  • Районирование и климат
  • Интересное