Фольклер и народная культура псковской области
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
1100-летию первого упоминания Пскова в летописи посвящается
Обзор экспедиционных материалов
Санкт-Петербург — Псков
ББК 82.3(2Рос=Рус) НЗО
Автор проекта, составитель, научный редактор:
А. М. Мехнецов
Авторский коллектив:
Е. А. Валевская, И. В. Королькова, Г. В. Лобкова, А. М. Мехнецов, К. А. Мехнецова, А. Ф. Некрылова, А. В. Полякова, И. С. Попова, И. Б. Теплова
Ответственные редакторы:
Г. В. Лобкова, Е. А. Валевская
Литературный редактор:
кандидат искусствоведения А. Ф. Некрылова
Рецензенты:
доктор исторических наук В. Е. Гусев, доктор филологических наук Т. Г. Иванова
Н 30 Народная традиционная культура Псковской области: Обзор экспедиционных
материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра. В 2 т. — Псков: Издательство Областного центра народного творчества, 2002. Т. 2. — 816 с, нот.
Настоящее двухтомное издание представляет читателю документальные материалы по народной традиционной культуре, собранные в результате многолетней (1978-1999 гг.) экспедиционной работы в Псковской области. Целью обзора является описание экспедиционных коллекций, раскрытие содержания и выявление своеобразия местных культурных традиций, восходящих к глубинам славянской культуры. ‘
Издание рассчитано на специалистов в области фольклористики, этнографии, искусствознания, а также на широкий круг читателей.
Издание осуществлено на средства Федеральной целевой программы Министерства культуры РФ
«Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации»
и программы Администрации Псковской области «Подготовка к празднованию
1100-летия первого упоминания г. Пскова в летописи»
На обложке: Нил Преподобный — прорезная икона, Новосокольнический район (воспроизведение экспедиционной фотографии)
окнянско-
ЛОБАТСКИЕ
ТРАДИЦИИ
Локнянский, Новосокольнический районы, северная часть Великолукского,
южная часть Бежаницкого и северо-восточная часть Пус гошкинского районов
Раздел 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОКНЯНСКО-ЛОВАТСКИХ ТРАДИЦИЙ
Полевые исследования традиционной народной культуры на территории междуречья Локни, Ловати и низовьев Куньи проводились экспедициями Ленинградской консерватории с 1985 по 1989 гг.
В Локняиский район состоялось 5 экспедиционных выездов (в 1985 г. — дважды, в 1988 г. — дважды, а также в 1989 г.), обследовано 100 деревень пяти волостей (Алексеевской, Локнянской, Миритиниц-кой, Подберезинской, Самолуковской), записано 1960 текстов.
В Новосокольнический район было организовано 4 экспедиционных выезда (1985, 1986, 1988, 1989 гг.), работа велась в 69 населенных пунктах семи волостей (Бологовской, Вязовской, Маевской, Насвинской, Островской, Раменской, Руновской), записано 1234 текста.
Важное значение при характеристике локнян-ско-ловатских традиций имеют также материалы из северных волостей Великолукского района: Бук-ровской, Горицкой, Марьинской, Черпесской. В ходе двух фольклорных экспедиций 1985 г. на этой территории было обследовано 78 деревень, выполнено 1007 записей.
В Бежаницкий район осуществлено 3 выезда: в 1988 г. (дважды) и в 1999 г. В 1988 г. работа велась в 42 деревнях на территории пяти волостей (Бардовской, Бежаницкой, Кудеверской, Махновской, Цевельской), сделаны записи 719 текстов. Сведения из перечисленных северных волостей полностью учтены в данном разделе. В 1999 г. работа экспедиции, в основном, проходила в центральных волостях Бежаницкого района, поэтому материалы данной экспедиции представлены, главным образом, в Части III «Обзора», посвященной традициям народной культуры центральных районов Псковской области.
Северо-восточная часть Пустошкинского района включает Щукинскую, Бессоновскую, Васильков-скую волости, изучение которых осуществлялось в 1986 г. Было выполнено 172 записи в 13 деревнях.
В целом, в данной части «Обзора» обобщаются сведения из 302 населенных пунктов 24 волостей 5 районов (общий объем звукозаписей — 5092 текста).
Локнянско-ловатские традиции обладают рядом общих свойств, свидетельствующих об их взаимосвязях и позволяющих рассматривать их в сово-
купности как целостное явление народной культуры — особый этнокультурный комплекс. Важно отметить, что восточная граница распространения локнянско-ловатских традиций выходит за пределы Псковской области и охватывает несколько волостей Торопецкого района Тверской области и Холм-ского района Новгородской области.
Вместе с тем, специфическими особенностями обладают отдельные местные традиции, среди которых можно выделить две основные:
— собственно локнянскую традицию (распространена в деревнях, расположенных в междуречье Локни, Смердели и Насвы в Локнянской, Алексеевской, Самолуковской, Миритиницкой волостях Локнянского района и в Насвинской, Бологовской, Раменской волостях Новосокольнического района);
— собственно ловатскую традицию (распространена в деревнях, расположенных вдоль реки Ловати в Марьинской, Черпесской волостях Великолукского района и Подберезинской волости Локнянского района).
Периферия зоны распространения локнянско-ловатских традиций уходит в прилегающие волости Бежаницкого, Пустошкинского и Новосокольнического районов. На этих территориях наблюдается постепенное угасание ключевых свойств, характерных для локнянско-ловатских традиций, а также появление новых признаков, указывающих на связи с другими этнокультурными ареалами.
При этом в периферийной зоне можно выделить самостоятельные «малые» очаги локальных культурных традиций, среди которых особое место занимают:
— лосевская (Букровская волость Великолукского района);
— бардовско-вязовская (северо-западная оконечность Новосокольнического района и примыкающая к ней Бардовская волость Бежаницкого района);
— цевельская (Цевельская волость Бежаницкого района).
Признаки, свидетельствующие о единстве локнянско-ловатских культурных традиций, обнаруживаются на разных уровнях: обрядовой системы в целом, отдельных фольклорных жанров, в стилевых особенностях напевов и текстов и т. д.
НА УРОВНЕ КАЛЕНДАРНЫХ И ТРУДОВЫХ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ можно обозначить следующие общие показатели:
1) Святочный период:
— разнообразные формы девичьих гаданий в кануны трех основных праздников (в «Калёды») (в том числе характерные для рассматриваемых традиций гадания с первым блином);
— ведущая роль ряженья в святочной обрядности (при этом ряженые повсеместно именуются «шутками»): обходы дворов ряжеными («цыгане», «побирахи»); разыгрывание ряжеными различных «сценок» на молодежных гуляньях (большинство сведений относится к локнянской традиции);
— отсутствие колядных празднично-поздравительных песен;
— «святошные» хороводы во время молодежных гуляний («игрищ», «вечеров»).
2) Супрядки, посиделки:
— особые формы поведения «супряжбнок» -бесчинство, озорство;
— пение баллад, хороводных песен, припевание пар, сказывание сказок на супрядках и посиделках.
3) Масленица:
— различные формы катания — «на долгий лён»;
— пение масленичных обрядовых песен на возвышенностях (реже — на перекрестках дорог или во время шествий); особый характер исполнения масленичных песен: во время пения женщины хлопали в ладоши, приплясывали (притопывали), могли класть на голову блин.
4) Весенняя обрядность:
— загадывание на «комы» (обрядовые изделия из теста) в «Сброки»;
— обход дворов в Пасху с волочебными песнями (иа локнянской территории преобладают наименования участников — «лалымщики», а самого действия — «ходили в лалым» или «лалын»);
— обход скота в Егорьев день как развернутое детализированное обрядовое действо; использование в магических целях многочисленных предметов и особое значение яиц; сочетание приговоров за-клинательного характера и молений; после обхода стада пучки вербы несут в рожь.
5) Троицкие обряды:
— украшение дома и двора березками;
— посещение кладбищ, поминание родителей, причитание (в Троицкую субботу или в день Троицы);
— «венчание коров» (пастухи плетут венки и надевают их на рога коровам).
6) Ночь накануне Иванова дня:
— разжигание огней за пределами деревни (на возвышенностях, в паровом поле); наиболее распространен обычай жечь березовые веники (также жгли ступицы от деревянных колес на жерди или вершине дерева; иногда — дегтярные бочки);
— сбор яванских трав и цветов (траву стелят на пол, кладут за иконы, дают скотине; на цветах гадают);
— поверья о колдовстве накануне Иванова дня;
— отсутствие иванских (купальских, петровских) обрядовых песен (осуществлена единственная запись петровской обрядовой песни в Букровской волости Великолукского района).
7) Жатвенная обрядность:
Топ реи тинг лучших фирм кальян бар в севастополе.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33