Поиск по сайту

Фольклер и народная культура псковской области

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
1100-летию первого упоминания Пскова в летописи посвящается

Обзор экспедиционных материалов

Санкт-Петербург — Псков

ББК 82.3(2Рос=Рус) НЗО
Автор проекта, составитель, научный редактор:
А. М. Мехнецов
Авторский коллектив:
Е. А. Валевская, И. В. Королькова, Г. В. Лобкова, А. М. Мехнецов, К. А. Мехнецова, А. Ф. Некрылова, А. В. Полякова, И. С. Попова, И. Б. Теплова
Ответственные редакторы:
Г. В. Лобкова, Е. А. Валевская
Литературный редактор:
кандидат искусствоведения А. Ф. Некрылова
Рецензенты:
доктор исторических наук В. Е. Гусев, доктор филологических наук Т. Г. Иванова
Н 30                 Народная традиционная культура Псковской области: Обзор экспедиционных
материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра. В 2 т. — Псков: Издательство Областного центра народного творчества, 2002. Т. 2. — 816 с, нот.
Настоящее двухтомное издание представляет читателю документальные материалы по народной традиционной культуре, собранные в результате многолетней (1978-1999 гг.) экспедиционной работы в Псковской области. Целью обзора является описание экспедиционных коллекций, раскрытие содержания и выявление своеобразия местных культурных традиций, восходящих к глубинам славянской культуры.                                                                          ‘
Издание рассчитано на специалистов в области фольклористики, этнографии, искусствознания, а также на широкий круг читателей.
Издание осуществлено на средства Федеральной целевой программы Министерства культуры РФ
«Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации»
и программы Администрации Псковской области «Подготовка к празднованию
1100-летия первого упоминания г. Пскова в летописи»
На обложке: Нил Преподобный — прорезная икона, Новосокольнический район (воспроизведение экспедиционной фотографии)

окнянско-
ЛОБАТСКИЕ
ТРАДИЦИИ
Локнянский, Новосокольнический районы, северная часть Великолукского,
южная часть Бежаницкого и северо-восточная часть Пус гошкинского районов
Раздел 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОКНЯНСКО-ЛОВАТСКИХ ТРАДИЦИЙ
Полевые исследования традиционной народ­ной культуры на территории междуречья Локни, Ловати и низовьев Куньи проводились экспедиция­ми Ленинградской консерватории с 1985 по 1989 гг.
В Локняиский район состоялось 5 экспедицион­ных выездов (в 1985 г. — дважды, в 1988 г. — дважды, а также в 1989 г.), обследовано 100 деревень пяти волостей (Алексеевской, Локнянской, Миритиниц-кой, Подберезинской, Самолуковской), записано 1960 текстов.
В Новосокольнический район было организо­вано 4 экспедиционных выезда (1985, 1986, 1988, 1989 гг.), работа велась в 69 населенных пунктах се­ми волостей (Бологовской, Вязовской, Маевской, Насвинской, Островской, Раменской, Руновской), записано 1234 текста.
Важное значение при характеристике локнян-ско-ловатских традиций имеют также материалы из северных волостей Великолукского района: Бук-ровской, Горицкой, Марьинской, Черпесской. В ходе двух фольклорных экспедиций 1985 г. на этой территории было обследовано 78 деревень, выполнено 1007 записей.
В Бежаницкий район осуществлено 3 выезда: в 1988 г. (дважды) и в 1999 г. В 1988 г. работа велась в 42 деревнях на территории пяти волостей (Бар­довской, Бежаницкой, Кудеверской, Махновской, Цевельской), сделаны записи 719 текстов. Сведения из перечисленных северных волостей полностью учтены в данном разделе. В 1999 г. работа экспеди­ции, в основном, проходила в центральных волос­тях Бежаницкого района, поэтому материалы дан­ной экспедиции представлены, главным образом, в Части III «Обзора», посвященной традициям на­родной культуры центральных районов Псковской области.
Северо-восточная часть Пустошкинского райо­на включает Щукинскую, Бессоновскую, Васильков-скую волости, изучение которых осуществлялось в 1986 г. Было выполнено 172 записи в 13 деревнях.
В целом, в данной части «Обзора» обобщаются сведения из 302 населенных пунктов 24 волостей 5 районов (общий объем звукозаписей — 5092 текста).
Локнянско-ловатские традиции обладают ря­дом общих свойств, свидетельствующих об их взаи­мосвязях и позволяющих рассматривать их в сово-
купности как целостное явление народной культу­ры — особый этнокультурный комплекс. Важно от­метить, что восточная граница распространения локнянско-ловатских традиций выходит за пределы Псковской области и охватывает несколько волос­тей Торопецкого района Тверской области и Холм-ского района Новгородской области.
Вместе с тем, специфическими особенностями обладают отдельные местные традиции, среди ко­торых можно выделить две основные:
—  собственно локнянскую традицию (распрост­ранена в деревнях, расположенных в междуречье Локни, Смердели и Насвы в Локнянской, Алексеев­ской, Самолуковской, Миритиницкой волостях Локнянского района и в Насвинской, Бологовской, Раменской волостях Новосокольнического района);
—  собственно ловатскую традицию (распрост­ранена в деревнях, расположенных вдоль реки Ло­вати в Марьинской, Черпесской волостях Велико­лукского района и Подберезинской волости Лок­нянского района).
Периферия зоны распространения локнянско-ловатских традиций уходит в прилегающие волос­ти Бежаницкого, Пустошкинского и Новосоколь­нического районов. На этих территориях наблюда­ется постепенное угасание ключевых свойств, ха­рактерных для локнянско-ловатских традиций, а также появление новых признаков, указывающих на связи с другими этнокультурными ареалами.
При этом в периферийной зоне можно выде­лить самостоятельные «малые» очаги локальных культурных традиций, среди которых особое место занимают:
—  лосевская (Букровская волость Великолук­ского района);
—  бардовско-вязовская (северо-западная око­нечность Новосокольнического района и примы­кающая к ней Бардовская волость Бежаницкого района);
—  цевельская (Цевельская волость Бежаницко­го района).
Признаки, свидетельствующие о единстве лок­нянско-ловатских культурных традиций, обнару­живаются на разных уровнях: обрядовой системы в целом, отдельных фольклорных жанров, в стиле­вых особенностях напевов и текстов и т. д.
НА УРОВНЕ КАЛЕНДАРНЫХ И ТРУДО­ВЫХ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ можно обозначить следующие общие показатели:
1) Святочный период:
—  разнообразные формы девичьих гаданий в кануны трех основных праздников (в «Калёды») (в том числе характерные для рассматриваемых тра­диций гадания с первым блином);
—  ведущая роль ряженья в святочной обряднос­ти (при этом ряженые повсеместно именуются «шутками»): обходы дворов ряжеными («цыгане», «побирахи»); разыгрывание ряжеными различных «сценок» на молодежных гуляньях (большинство сведений относится к локнянской традиции);
—  отсутствие колядных празднично-поздрави­тельных песен;
—  «святошные» хороводы во время молодеж­ных гуляний («игрищ», «вечеров»).
2) Супрядки, посиделки:
—  особые формы поведения «супряжбнок» -бесчинство, озорство;
—  пение баллад, хороводных песен, припевание пар, сказывание сказок на супрядках и посиделках.
3) Масленица:
—  различные формы катания — «на долгий лён»;
—  пение масленичных обрядовых песен на воз­вышенностях (реже — на перекрестках дорог или во время шествий); особый характер исполнения мас­леничных песен: во время пения женщины хлопали в ладоши, приплясывали (притопывали), могли класть на голову блин.
4) Весенняя обрядность:
—  загадывание на «комы» (обрядовые изделия из теста) в «Сброки»;
—  обход дворов в Пасху с волочебными песня­ми (иа локнянской территории преобладают наиме­нования участников — «лалымщики», а самого дей­ствия — «ходили в лалым» или «лалын»);
—  обход скота в Егорьев день как развернутое детализированное обрядовое действо; использова­ние в магических целях многочисленных предметов и особое значение яиц; сочетание приговоров за-клинательного характера и молений; после обхода стада пучки вербы несут в рожь.
5) Троицкие обряды:
—  украшение дома и двора березками;
—  посещение кладбищ, поминание родителей, причитание (в Троицкую субботу или в день Троицы);
—  «венчание коров» (пастухи плетут венки и на­девают их на рога коровам).
6) Ночь накануне Иванова дня:
—  разжигание огней за пределами деревни (на возвышенностях, в паровом поле); наиболее рас­пространен обычай жечь березовые веники (также жгли ступицы от деревянных колес на жерди или вершине дерева; иногда — дегтярные бочки);
—  сбор яванских трав и цветов (траву стелят на пол, кладут за иконы, дают скотине; на цветах гадают);
—  поверья о колдовстве накануне Иванова дня;
—  отсутствие иванских (купальских, петров­ских) обрядовых песен (осуществлена единственная запись петровской обрядовой песни в Букровской волости Великолукского района).
7) Жатвенная обрядность:

Топ реи тинг лучших фирм кальян бар в севастополе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Холмский район.
  • Изменение границ Псковской земли
  • Районирование и климат
  • Интересное