Физическая и административная карта
Бассейн р. Нарвы является одним из крупнейших речных бассейнов юго-восточного побережья Балтийского моря. Кроме того, в бассейн входит Чудско-Псковское озеро — крупнейший трансграничный водоем Европы. Являясь озерным комплексом, оно состоит из 3-х водоемов, последовательно соединенных между собой с юга на север: Псковского, Теплого и Чудского озера. Река Нарва соединяет озеро с Балтийским морем.
Бассейн р. Нарвы и Чудско-Псковского озера занимает около 57 тыс. км2 и расположен на территории 4-х стран:
около 36 тыс. км2 (63,1 %) в Российской
Федерации (Северо-Запад РФ: территории
Псковской, Ленинградской и Новгородской
областей);
около 17,4 тыс. км2 (30,4 %) в Эстонии;
около 3,3 тыс. км2 (5,9 %) в Латвии;
около 360 км2 (0,6 %) в Республике Беларусь.
Территория бассейна располагается в пределах 56 — 59,5° с.ш. и 25,6 — 30,3° в.д. Максимальная протяженность с севера на юг составляет около 400 км, а с запада на восток — 260 км.
Общая площадь Чудско-Псковского озера составляет 3 550 км2 (около 1 990 км2 в России и 1 560 км2 в Эстонии):
Чудское озеро -2610 км2 Теплое озеро ~ 235 км2 Псковское озеро ~ 705 км2
Бассейн р. Нарвы расположен на северо-западе Русской равнины, в пределах Прибалтийской низменности. Средняя высота над уровнем моря составляет 110 метров. Минимальная высота -урез уровня Балтийского моря, а максимальная -высота Лобно на Бежаницкой возвышенности.
В центральной части бассейна расположена Псковская низменность, с высотами от 30 до 120 метров. В его восточной и западной частях с севера на юг протягиваются полосы возвышенностей: Лужская, Судомская,
Бежаницкая, Хаанья и Латгальская, с относительными высотами 100-180 метров. Наиболее крупной из них является Бежаницкая возвышенность, в пределах которой наблюдается ряд значительных массивов и понижений.
Лужская и Судомская возвышенности разделены Хиловской низиной, а Судомская и Бежаницкая -Соротской. Между Бежаницкой и Латгальской возвышенностями расположены Себежские гряды.
Большинство холмов, гряд, ложбин, котловин и равнин образованы в результате деятельности Валдайского оледенения, которое закончилось 10-11 тыс. лет назад.
Бассейн располагается в умеренном климатическом поясе. Климат относится к умеренно-континентальному типу — влажный, смягченный близостью Балтийского моря. Бассейн находится на границе зоны переходного от морского к континентальному климату, и этот факт обуславливает неустойчивый характер погоды во все сезоны года.
Бассейн расположен в зоне повышенной циклонической активности. Среднегодовая температура равна 4,3-4,8°С. В среднем за год выпадает около 600 мм осадков.
Природные факторы (климат, геология, рельеф, почвы и растительность) обуславливают обилие поверхностных водоемов, подземных и грунтовых вод и высокое биоразнообразие (около 2000 видов растений, более 400 видов позвоночных животных, много редких видов).
Водно-болотные угодья (озера, реки и болота) имеют площадь 6 711 км2, что составляет 18,7% территории бассейна.
Первичные материалы: Проект МАНТРА-Ист. ГИС: Проект МАНТРА-Ист, Журавкова О.Н. Составление карты: Журавкова О.Н., Кулангиев А.О., Рябцев И.С. Дизайн карты: Кулангиев А.О. Описание карты: Журавкова О.Н.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ КАРТА
Бассейн р. Нарвы и Чудско-Псковского озера является трансграничным бассейном Балтийского моря. Он занимает около 57 тыс. км2 и расположен на территории 4-х стран: Российская Федерация (63,1%), Эстония (30,4%), Латвия (5,9%) и Беларусь (менее 1%).
Российская часть бассейна расположена на территории трех субъектов Российской Федерации — Псковской (92%), Ленинградской (7,8%) и Новгородской (менее 0,3%) областей. В настоящий момент на этой территории проживает около 540 000 человек.
В конце XIX начале XX вв. железнодорожная сеть приобрела современные очертания: Санкт-Петербург — Варшава через Псков, Остров, Пыталово; Москва — Таллинн через Псков, Печоры; Санкт-Петербург — Таллинн через Ивангород; Москва — Рига через Пустошку; Санкт-Петербург — Гдов и др.
На месте почтовых трактов, где так и не были построены железные дороги, в XX веке провели автомобильные магистрали. Они связали Псков с крупными городами России и зарубежья. Главные магистрали — Санкт-Петербург — Таллинн (через Ивангород), Санкт-Петербург- Киев (через Псков, Остров, Опочку), Псков — Рига, Остров — Каунас, Москва — Рига (через Пустошку).
Многие железные и автомобильные дороги имеют направленность с севера на юг и с запада на восток. Причиной этого являются возвышенности, препятствующие прямой связи Пскова и Великих Лук и наличие удобной меридиональной водной магистрали р. Великой.
Озерно-речной транспорт используется для перевозки пассажиров и грузов на Чудско-Псковском озере, низовьях рек Великая и Нарва.
Продолжается развитие электрического и трубопроводного видов транспорта.
Промышленность и сельское хозяйство на территории бассейна не получили широкого развития. Заметное сокращение деятельности предприятий ряда ведущих отраслей промышленности (металлургия, химия, тяжелое машиностроение) имеет важное положительное последствие — на территории бассейна сложилась достаточно благоприятная
экологическая ситуация.
Первичные материалы: Проект МАНТРА-Ист,
«География Псковской области: природа, население,
хозяйство», Псков, 1996 г.
ГИС: Проект МАНТРА-Ист, Журавкова О.Н.
Составление карты: Журавкова О.Н.,
Кулангиев А.О.
Дизайн карты: Кулангиев А.О.
Описание карты: Журавкова О.Н.; Руке А.
https://sksatisexpert.com/services/ispytanie-metallov/ способы испытания металлов.