Поиск по сайту

Евгений Евгеньевич Лебедев

Желая привлечь больше паломников к святыням порховс-кого края, Евгений Евгеньевич изложил в «Церковном вестнике» № 34 за 1890 год свои впечатления «Из поездки в бывшую ставропигиальную обитель — Никандрову пустынь» (ставропигиальный — монастырь, управляемый непосредственно архиереем). Позднее тому же монастырю была посвящена его обстоятельная статья «К истории Свято-Благовещенской Ни-кандровой пустыни» в «Псковских епархиальных ведомостях» за 1896 год (№№ 18-20). Беспокойство за современную судьбу Порхова прозвучало в статье Лебедева, выпадавшей из общего исторического и религиозного направления его публикаций. Жителей города волновало, пройдет ли проектируемая линия железной дороги через Порхов. И 13 ноября 1894 года в «Псковском городском листке» появилась его статья «Направление Псково-Бологовской железной дороги», вызванная попытками солецких купцов добиться постройки ее через их город, то есть севернее Порхова.
Евгений Евгеньевич оригинально откликнулся на два юбилея, отмечавшиеся почти одновременно в 1899 году. В «Псковских епархиальных ведомостях» 15 мая и в «Псковском городском листке» 19 мая появилась его статья «Юбилеи — Дов-монтовский и Пушкинский» с сетованиями на то, что скромные приготовления к церковному чествованию 600-летия кончины святого князя Довмонта-Тимофея затмеваются, «совершенно бледнеют пред наступающими затем Пушкинскими днями» и что печать подробно говорит об общерусском значении поэта и замалчивает такую же, по его мнению, не меньшую важность юбилея Довмонта.
«Псковские епархиальные ведомости» издавались с начала 1894 года и выходили два раза в месяц. Зная о большом опыте общения Лебедева с периодическими изданиями, архиерей 8 декабря 1893 года назначил его товарищем (т. е. помощником, заместителем) редактора журнала. О многих его публикациях в журнале уже говорилось. Иногда он помещал
там и свои библиографические заметки. Так, в № 9 за 1894 год он рассмотрел очерк А. И. Пульхерова «Образование и образовательные средства в г. Великих Луках и его уезде» (Псков, 1893 г.). Более подробный обзор книги священника Владимира Щукина «Корсунско-Богородицкий собор в г, Торопце Псковской епархии» и брошюры Д. П. Не-мирова о святом Николае Салосе он поместил в №№ 22 и 24 за тот же год. Библиографической заметкой в № 6 за 1897 год читатели извещались об издании Дневников второго похода Батория на Россию в переводе О. Н. Милевского, который ранее, в 1882 году, издал также свой перевод Дневника последнего похода Батория с описанием осады Пскова.
Были у Лебедева и полемические статьи. В «Псковском городском листке» за 10, 17 и 21 января 1890 года он произвёл критический разбор «Педагогических заметок» своего коллеги по семинарии И. И. Лаврова, напечатанных там же в №№ 83-85 за прошлый год. Лебедев считал, что результаты воспитания, поведение и характер учеников зависят от воспитателя, а недостатки и пороки — промахи воспитания.
Больше возможностей проверить на практике эти красивые, но трудно осуществимые мысли он получил через восемь лет. Указом Синода от 25 ноября 1898 года его назначили инспектором Псковской духовной семинарии, то есть вторым лицом после ректора, ответственным в первую очередь за поведение семинаристов. Результат оказался плачевным. Воспитанный на принципах строгой дисциплины, беспрекословного подчинения начальству, Лебедев требовал этого и от учащихся. Общероссийские студенческие беспорядки докатились и до Пскова. Семинаристы в марте и мае 1899 года заявили протест против порядков, заведенных новым инспектором. После синодальной ревизии многих исключили из семинарии, а Лебедева 1 июля назначили преподавателем латинского языка Минской духовной семинарии.
Известны только две статьи, опубликованные им за три
года службы в Минске: «Беседа в неделю святых Жён-мироносиц» в «Минских епархиальных ведомостях» № 10 за 1900 год и «Историческая справка к двухсотлетию кончины последнего патриарха Всероссийского» в газете «Свет» № 290 за тот же год.
Не менее странным и обидным выглядел новый перевод опытного педагога-историка: 2 ноября 1902 года его направили в Новгородскую духовную семинарию преподавателем физико-математических наук и позднее по совместительству — священного писания. Минские коллеги тепло и сочувственно провожали его к новому месту службы, о чем «Псковский городской листок» рассказал 1 декабря 1902 года.
И все-таки невзгоды не заставили его бросить творческую работу, хотя печататься Лебедев стал меньше. Дань новгородской истории он отдал только через десяток лет, опубликовав в томе 1-м Трудов Новгородского церковно-археологи-ческого общества (1914 г.) статью «О привилегиях Новгородского Юрьева монастыря», а в «Новгородских епархиальных ведомостях» за 1915 год (№ 4) — историческую записку «Га-лицкая Русь в ее прошлом вообще и в отношениях к Великому Новгороду».
Из книги С. В. Моисеева «Новгородский церковно-архе-ологический музей» (Великий Новгород, 2003 г.) видно, что Е. Е. Лебедев в 1909 году стал действительным членом Новгородского общества любителей древностей, участвовал в работе XV Всероссийского археологического съезда, состоявшегося в Новгороде в июле — августе 1911 года, и был членом местного предварительного комитета съезда. В январе 1913 года его пригласили в состав совета Новгородского церковно-археологического общества.
К счастью, Евгений Евгеньевич успел завершить свои изыскания по порховской истории и выпустить итоговую, обобщающую монографию «Порхов и его окрестности. Исторический очерк» (Новгород, 1915 г.). Как отметил в пре-
дисловии сам автор, книга издана «в удовлетворение неоднократных просьб любителей местной истории» и на ее печатание Порховское уездное земское собрание постановлением от 26 сентября 1913 года выделило 200 рублей, а Порховская городская дума 28 ноября 1913 года — 100 рублей. Она не велика, содержит 4 страницы предисловия о литературе по Порхову с тремя портретами местных краеведов, 16 глав текста очерка на 65 страницах с 13-ю иллюстрациями, 10 приложений — извлечений из документов и статей, занявших 13 страниц, и 5 чертежей, вклеенных в конце книги.
Подробный отзыв на «только что вышедшую из печати книжку Е. Е. Лебедева» появился в газете «Псковская жизнь» 25 июля 1915 года. В нем отмечалось: «Г-ном Лебедевым тщательно собран, по-видимому, весь материал, поступивший в научно-исторический оборот и имеющий то или иное отношение к одному из древнейших городов нашей губернии».
В большой рецензии, напечатанной «Псковскими епархиальными ведомостями» в № 7 за 1916 год, А. Воейков справедливо подчеркнул любовь к предмету исследования и усердие автора, который, по-видимому, исчерпал все источники и использовал все материалы, касающиеся истории города и прилегающего к нему края. Добавим, что Лебедев в подстрочных примечаниях каждый раз указывал источники приводимых сведений: в небольшой по объёму книге сделаны 262 сноски, иногда до восьми на одной странице! Однако рецензент вряд ли прав, считая его новый труд «вторым изданием книжки, напечатанной в 1887 году по случаю 500-летнего юбилея Порховской крепости». Это несправедливо даже с добавлением слов об исправленном и значительно дополненном издании. И сам Лебедев явно поскромничил, заявив в предисловии. о «повторении первой книжки». Книга 1915 года ~ заново написанный труд, значительно отличающийся от прежней бро-
шюры, в котором использовано много новых источников, появившихся за прошедшие три десятилетия. До сих пор эта работа Е. Е. Лебедева остается лучшим и основным трудом по дореволюционной истории Порхова. Единственное, чего очень не хватает в нем, — описания многочисленных замечательных дворянских имений порховского края и рассказов о жизни их обитателей.
У Лебедева была еще одна тема, над разработкой которой он постоянно работал, Уже отмечалось, что в год окончания Духовной академии вышла его большая статья «Раскол и единоверие». В марте — апреле 1886 года по просьбе Александ-ро-Невского братства он прочел две благотворительные лекции в пользу нуждавшихся,учащихся псковских школ «О русское расколе, старообрядчестве, и причинах их живучести». Отчет о них 26 марта! и 9 апреля напечатал «Псковский городской листок». Через три года «Церковные ведомости» в № 31 опубликовали его статью о «Судьбе первого единоверческого храма и его прихода». Заметка Лебедева «Какие тетрадки вращаются среди нашего народа» о происках старообрядцев появилась в «Псковских епархиальных ведомостях» за 1895 год (№ 21).

Страницы: 1 2 3 4

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Александр и Владимир Лебедевы
  • Семья Лебедевых в истории Порхова
  • Михаил Евгеньевич Лебедев
  • Сборник дореволюционных публикаций
  • Интересное