Евгений Евгеньевич Лебедев
Старший сын Евгения Александровича родился ещё до переезда в Псковскую губернию, в селе Никольское-Тютчево Кашинского уезда. Его крестили именем Евгении сразу в день рождения, 13 января 1860 года, в церкви, где служил отец, а восприемником стал дед младенца Александр Лебедев. Порховское духовное училище Евгений-младший окончил в 1873 году по 1-му разряду, Псковскую духовную семинарию — в 1879 году. В Петербургской духовной академии он выслушал полный курс наук по общей и русской гражданской истории и истории русской церкви.
Еще в Академии Евгений Лебедев стал посылать свои
статьи в духовные и светские издания. В 1880 году «Церковный вестник» (№ 47) напечатал его заметку «Новые надежды на духовное юношество», а «Церковно-общественный вестник» (№ 21) — сообщение «Из Псковской епархии. Епархиальный съезд и его результаты». Значит, студент Лебедев заинтересованно всматривался в духовную жизнь губернии, в которой вырос.
Уже тогда его также интересовала история Порхова и волновала судьба древних памятников города. Со 2 октября 1880 года еженедельно стал выходить «Вестник Псковского губернского земства». И 6 августа следующего года в нем за подписью студента С.-Петербургской духовной академии Евгения Лебедева появилась статья «Порхов». Кратко охарактеризовав значение города в древности, он призвал порховичей «с подобающим уважением относиться к своей старине» и, в частности, вместо огорода в крепости, радующего только причт Никольского храма, развести у крепостных стен по примеру Пскова общественный городской сад.
Для следующей публикации по Порхову студент Лебедев воспользовался новой местной газетой «Псковский городской листок», выходившей два раза в неделю с 3 ноября 1881 года. В двух номерах, за 21 и 25 сентября 1882 года, эта газета отвела значительное место (нижнюю часть, т. н. подвалы, второй, а 25 сентября — и третьей страницы) для его обзорной статьи «Г. Порхов, Псковской губернии. (Исторический набросок)». В ней древняя история города и крепости изложена обстоятельнее, со ссылками на источники. Заключительный раздел статьи (четверть ее) почти дословно повторял заметку в земском «Вестнике» за 1881 год о замене огорода хорошим садом внутри и вокруг крепости.
Евгений Лебедев выделялся среди студентов Академии своими научными занятиями и пользовался авторитетом. Об этом свидетельствует сообщение «Псковского городского листка» от 5 июня 1882 года о встрече 31 мая в Александре-
Невской лавре столицы назначенного в Псков епископа Нафа-наила (Николая Соборова) с псковичами-студентами Духовной академии. Тогда от их имени приветственную речь произнёс студент Евгений Лебедев. Газета передала ее основное содержание. В ответном слове новый псковский владыка, в частности, с теплотой вспомнил архиепископа Феогноста, от которого в свое время получил рукоположение на служение.
В студенческие годы Лебедев начал работать и над другой темой, с которой не расставался до конца жизни. Первую работу на эту тему, ставшую, очевидно, кандидатской диссертацией («Раскол и единоверие»), «Церковно-общественный вестник» печатал в 1883 году (№№ 29-56).
25 мая того же 1883 года Совет Академии удостоил его степени кандидата богословия. По собственному желанию он четыре месяца отбывал воинскую повинность в 1-м резервном пехотном батальоне. 23 октября Синод назначил Лебедева преподавателем общей и русской истории Псковской духовной семинарии с возложением на него и должности библиотекаря семинарии. Впрочем, от этой дополнительной должности его освободили через три года. Зато другие обязанности прибавлялись. С 4 февраля 1884 года епископ Нафанаил включил молодого преподавателя в состав Епархиального училищного совета. Материалами этого Совета Лебедев воспользовался, публикуя обстоятельную статью «Церковно-приходские школы в Псковской епархии» в «Церковном вестнике» № 31 за 1885 год. Вскоре, 1 сентября, ее целиком перепечатал «Вестник Псковского губернского земства»!
Увеличивалась и педагогическая нагрузка. С 20 августа 1885 года он преподавал Закон Божий в 1*2 классах Псковского епархиального женского училища, с 21 июня 1888 года — еще и в 3 классе, а со следующего года ~~ и географию в старших классах училища. По докладу столичного ревизора о добросовестном исполнении обязанностей преподавателя училища Лебедеву в июле 1896 года было «преподано благосло-
вение Святейшего Синода». Тогда же епископ Антонин (Державин) присвоил ему звание Почетного члена Епархиального училищного совета. А в семинарии с 4 декабря 1889 года он входил в состав Педагогического совета. Своевременно шли и общепринятые награды: ордена и чины за выслугу лет, так что в октябре 1896 года он дослужился до статского советника.
И все эти годы продолжались его исторические и краеведческие изыскания по самым разным вопросам. Плодотворным для его творчества стал 1885 год, когда в Пскове были изданы две составленные им брошюры. Одну из них вызвал к жизни торжественный прием псковичами почетного гостя, уоравлявшего в 1849-1856 годах Псковской епархией. Брошюру Лебедева «Посещение Пскова Высокопреосвященным Платоном, митрополитом Киевским и Галиц-ким (3-6 ноября 1884 г.)» отпечатали в начале нового года. Рекламное объявление «Псковского городского листка» за 27 января 1885 года сообщало, что она продается по цене 20 коп. у преподавателя духовной семинарии Е. Е. Лебедева и в книжном магазине Вольфрама.
Вторая брошюра Лебедева («Наследие святых Солунс-ких братьев и разностороннее значение его для славянства и в особенности для России») вышла к 6 апреля 1885 года. Тогда не только в Пскове, но и по всей Империи православные широко отмечали тысячелетие кончины одного из равноапостольных первоучителей славян — святого Мефодия. Через год, 2 марта 1886 года, по инициативе нового епископа Псковского и Порховского Гермогена (Константина Добронравова) в Пскове открылось Кирилло-Мефодиевское братство. Первоначально оно поставило перед собой цель сбора средств для поддержки Епархиального женского училища и церковно-приходских школ епархии. Как и другие преподаватели семинарии, Евгений Лебедев стал членом братства.
В 1890-1895 годах псковский вице-губернатор Николай Семенович Брянчанинов был председателем Совета Кирилло-
Мефодиевского братства, а также церковно-приходского попечительства при псковской церкви Георгия «со Взвоза», обслуживавшей православных латышей. Он пригласил Е. Е. Лебедева для разработки материала, собранного Губернским статистическим комитетом, об инородцах, проживавших в Псковской губернии. Так появилась его статья в «Псковских губернских ведомостях» за 6, 13 апреля и 18 мая 1891 года под заглавием «Инородческий вопрос в Псковской губернии в связи с религиозно-политическим значением Псково-Печорского монастыря», а также отдельная брошюра, отпечатанная в том же году типографией губернского правления на личные средства Н. С. Брянчанинова. Тогда же статью Лебедева «Пско-во-Печорский монастырь и его значение в прошлом и настоящем» напечатал в №№ 24 и 25 «Церковный вестник».
Автор брошюры считал исторической задачей псковской земли быть рассадником православия для эстов и латышей, противодействовать их онемечению и обращению в католичество и лютеранство. Рассказывая о 14 тысячах т. н. «полу-верцев» (народности сету), принявших православие ещё во времена настоятельства в монастыре преподобного Корни-лия, он обратил внимание, что среди них лишь 80 грамотных. Для просвещения полуверцев Лебедев рекомендовал вести церковную службу на их языке, открывать отделения при русских школах с учителями из их среды, готовить из них священников.
Через четыре года, 1 октября 1895 года, в «Псковских епархиальных ведомостях» Лебедев рассказал о школе-церкви, которая строится в центре сетуского края в 12 верстах от монастыря в селе Авинчищи на средства Синода, и о своей поездке туда 14 сентября с другими членами Епархиального училищио-го совета. Среди издании, отосланных этим Советом в мае 1896 года на Нижегородскую Всероссийскую выставку, была и его брошюра «Инородческий вопрос…».
Новый устав, ставивший главной целью Кирилло-Мефо-
диевского братства «служить религиозно-нравственному просвещению народонаселения Псковской епархии в духе Православной церкви и ограждению православных от вредных влияний иноверия, раскола и сектантства», был принят по предложению епископа Антонина (Ивана Державина) на общем собрании 11 июня 1895 года. В конце заседания член братства Е. Е. Лебедев произнес речь, опубликованную в № 13 «Псковских епархиальных ведомостей». Он призвал совместной работой разогнать духовные сумерки и даже тьму, в которой находится большая часть православного люда, и «предохранить многих от ложных направлений просвещения». (Пусть читатели вдумаются в смысл последних, многозначительных и неоднозначных, слов этой речи.)