Поиск по сайту

Этические и эстетические оценки в речи псковичей

Для обозначения красивой, привлекательной внешности используется и прилагательное добрый: Федя-та принцэфский ка кспортифшы, отрастил бороду, такой страшный стал, а такой мужык был добрый. Беж. В Машки дроля, говорят, доп, волосы красивый. Оп. Малодинъки гарас добры, как куколки. Пуст. Са Пскова такая девочка чёрненькая, добренькая. Беж. Этим же прилагательным характеризуется местность, привлекающая своей красотой: Добрая была деревня, фсё сады, сады, деревья. Патом-та сожгли фсё. Гд. В.В. Колесов показал развитие в древнерусском языке у слов с корнем добр- значения красоты вещного мира6. Значение ‘красивый, видный’ у прилагательного добрый отмечено в «Словаре русского языка XVIII века» с пометой Прост7. Псковские говоры сохраняют это старое значение.
Все красивое радует человека. Ассоциация красота — радость проявляется в семантике прилагательного веселый ‘красивый, радующий глаз’ и производных от него: Ф чистых полях висёлые озёра. Пуст. А на асдбинке-та у нас ух как весела, лес харошый. Холм. Красота — это свет, многоцветье, яркость красок: Внуки изломали бутоны, отломали сук, токи весёлые [цветы] были. Пл. (‘красивые, ярко цветущие’). Не случайно радугу — многоцветную яркую полосу на небе — псковичи называют весёлка. Весёлка — распространенная кличка коровы, причем это обычно корова красно-рыжей или светлой масти: Весёлка красна, светла. Остр. Да и название разновидности березы, из веток которой делают веники для бани, — весёлка базируется на ряде положительных характеристик этого дерева: яркость зелени, мягкие блестящие листья: Бярёза кудрявая -вясёлка. Оп. Вясёлка — мяккий лист. Беж. Вясёлка — бярёска, лист как июлкавый. Дед.
Устойчивые сравнения как картина (картинка), как нарисованный (намалёванный) и др., положительно оценивающие внешность человека (и не только человека), тоже основаны на яркости живых красок, вызывающих радостное чувство, желание с удовольствием смотреть, любоваться8: Такой был красивонный, здаравонный, што картина. Оп. Да чаво ш красивунная девочка, што намалёванная. Локн. Цэй такой ря-бёнак, как записной какой, как куколка? Остр. Пятун как на карточке нарисован. Аш., т.е. с яркими золотистыми и красными перьями. В сравнениях как куколка, каклялё-ха, как куклёнушек основа образа — яркая матрешка или кукла, воплощающая народный эстетический идеал: круглые красные щеки, голубые глаза, золотистые волосы: Две девочки растут, каклялёхи. Гд. Таки ребятушки хороши, што куклёнушки. Гд.
В сравнениях используются и традиционные фольклорные образы: Парень как яга-динка. Холм. Красная, алая ягода — символ здоровья, красоты, радости.
В речи псковичей отражаются ментальные этические и эстетические представления русского народа как этноса, а не узколокальные, собственно псковские нормы и идеалы.
Представление об этическом и эстетическом в народной речи характеризуется известной синкретичностыо, что проявляется, в частности, в синонимических рядах ключевых слов.
Языковое выражение тех ли иных понятий моральных и эстетических оценок может быть представлено как общенародными, так и территориально ограниченными лексико-фразео логическими средствами (диалектными словами и значениями, оборо-тами, не известными носителям литературного языка).
Существенным компонентом при языковой реализации народных представлений о нравственной основе жизни и красоте является экспрессивная оценка, которая выражается внутренней формой слова и устойчивого оборота, разнообразными суффиксами.
1 Указания на районы Псковской области даются в сокращении. См. список сокращений.
2 Ивашко Л.А. Очерки русской диалектной фразеологии. Л, 1981. С. 73
3 Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник. 4.2 // Записки русского географического общсгтпа по отделению этнографии. Т. 20. СПб., 1891. С. 108.
4 Максимов СВ. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994. С. 344-346.
5 Zaoralek Jar. lidova rceni. Praha, 1947. С. 547.
6 Колееов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Добро н зло. СПб, 2001. С. 126-139.
7 Словарь русского языка XVIII века. Вып. 6. Л., 1991.
8 Об эстетических идеалах русского народа, в частности и о выражении писаная красавица, см.: Савельева Л.В. Языковая экология: Русское слово в культурно-нсторичском освещении. Петрозаводск, 1997. С. 109-111.

пестово бани из бруса под ключ

Страницы: 1 2

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Псков — архитектурная жемчужина северо-запада
  • Цитатный фонд словаря
  • Играть в слоты казино Вулкан
  • Судьба человека
  • Интересное