Поиск по сайту

Этические и эстетические оценки в речи псковичей

В народной речи отражается менталитет носителей языка, понятия о добре и зле, красоте и пользе, моральные принципы и нормы поведения. Об этом свидетельствуют записи речи жителей Псковской области1.
Резкое осуждение вызывают такие качества, как жадность и скупость. Жадность — желание взять себе, захватить как можно больше. Поэтому в характеристиках жадного человека постоянно присутствуют глаголы (или производные от них), обозначающие интенсивное действие приобретения чего-н.: хватать, хапать, глотать, грести:
Скупость — это желание сохранить только для себя, нежелание отдать, израсходовать: Такии они скупины, я у них работала, а она приносит кулачок твараш и кусаных свининки прапасной. Беж. Ну и скупердяйка, скупа, ни выпрасиш нихаво. Кр. В народном сознании жадность и скупость объединяются: Нада жэ жадина какая, у самой пал-намашна, а папраси, когда нада: «Уменя нет у самой». Гд. Он жанный, на сваи деньги ни раскиницца — на чюжыи. Слан.
В синонимическом ряду «жадный, скупой человек», кроме производных с корнями жад-, скуп-у много образований от глагола жать (в большинстве диалектных) с прозрачной мотивировкой значения: жмода, жмой, жмойда, жмот, жмыха., жмыль, жмыха, жомотъ, зажмыха: Скупяга, вот зажмыха какая, вот жмыха, зажали сидит. Себ. Уетай жмойды ни выпрасиш в дот. Беж. Такой жмой, ей косы бил, такхотъ папирос пачку дала п, скопидомка. Гд. Жмыль, жмёцца скупярдяй такой. Локн. АКать-ка-то ета страшная жоматъ, страшная скупина была. Гд. Обширен и синонимический ряд глаголов: жадиться, жадниться, жадничать, жадничатъея, жалиться, жаться, жмойдиться, жмылить: Жмыль, фсё жадничаит. Печ. Уняво есь, да только ён жмёцца фсё, ни даёт. Вл.; На фсё жмойдицца, посулить и ня дась. Остр. У каво был хлеп [в голодное время], те жалились. Беж. Жмылиш чиво? Жмот какой. Фсиво тибе жалка дать. Остр.
Осуждение вызывает проявление скупости по отношению к своим близким, самому себе: Другая [мать] б рябят пададела, а наша скупая была. Остр. Заставляли иё: «Купи виласипет Кольки [сыну] >, — а она фсё жадничалась. Остр. Дедушка такой был скупенный, што никогда крепкава яблока ни даст, только гнилабокии. Порх. А они такии скудари были, па багачеству они жыли грязна. Палк. [т.е. бедно, убого, жалея потратить деньги на себя]. Тема ограниченности, этимологически присутствующая в слове скромный (диалектный вариант скрёмный), способствует развитию у этого слова значения ‘крайне бережливый, экономный до скупости’ и далее — ‘скуйой, жадный’: Ана скромная, баицца, каг ба не ссорицца [потратиться]. Гд. Такая скромная была, копейки ни патрати. Н-Рж. Скрёмный Ванька, скупушший гарас, он скрёмножывё. Oefp. Скромный — сильна скупой, жанный, он ни раскипицця, он скряга. Пек.
Накопительство как проявление жадности, скупости также получает отрицательную оценку: Добра полно у ей, ана фсё береге, жадницца, деньги копе. К|>. (долька фея-чины, а фсё яму мала, скупой, жмот, скупярдяй. Дн. Это уш такая жадина, йот ницэво не бросает. Гд. Уш тока жмода, крахминачки в ей ни прападё. Сл. Тщетность усилий скупого, накопителя богатств передает фразеологизм бесу суму шить ‘копить деньги (напрасно, зря)’: Деньги собираю, бесу суму шыть. Оп. Этот фразеологизм является осколком пословицы, отмеченной во всех восточно-славянских языках2. Добавим еще пословицы из записей В.Н. Добровольского, мотивирующие это выражение: Нихай деньги копить, черт дирьку знайдить. Скуп скупуить, а норт дирьку гатуитъ?
Жадность, скупость являются нарушением сложившихся нравственных норм, характеризующих отношения между людьми, таких, как готовность поделиться всем, что имеешь, взаимовыручка, гостеприимство и др.: Есь скупадяй, ничаво не даст, не выручит. Беж. Дажэ воды ни даёт, вот жадница какая. Пушк. Скупой, нявежливый, ницаво не даст. Сев. Характерно в этом примере сопряжение скупой — невежливый, последнее можно истолковать как ‘не следующий традиционным нравственным нормам’. Человек должен оставить добрую память о себе, а скряга есь, скупой, — умрёт, и никто не фспомя-нет. Дед. Особенно наглядно это выступает при сравнении, противопоставлении моральных качеств: Мишка -мужыкхарошыйре жанный, паделъчиапый [готовый поделиться]. Локн. Внучок это мой, такой шпана, но не жадюга: ягоды соберёт и делит фсех. Пл. Он мужык неэавистаяай, фсё людям аддаст. Палк. Пьяный он добрый, а твярёэый скупый. Н-Сок. У прилагательного добрый здесь обнаруживается дополнительная сема ‘щедрый’. В то же время у прилагательных злой, злостный развиваются значения ‘завистливый’, ‘жадный’: Если мы сработали агарот фпярёд яё, так она ужэ бальная зделаицца, вот какая злая. Кр. Злостные люди, никому ничаво не дадут. Палк.
В оценке рассматриваемых моральных качеств проявляется и христианское мировоззрение говорящих: Умяня сястра Богу молицца, а бесу верует, скупая, за стол ни посадит, а я паслетки аддам. Пушк. А кто жадицца, тот никогда не богатый, фсё говорят: дай Бох дать, чем попросить. Палк.
Гиперболизированную оценку крайней степени скупости, жадности находим во фразеологизмах зимой снегу (снега) не выпросишь у кого и грубом тёплого говна жалко для кого-н. ‘об оченьскупом, жадном человеке’: Унево фсё ф кулаке, зимой снегу не выпрасиш. Пек. Ушакова жадины зимой снега не выпросит. Кр. Чаво ты жмёшея, жмот няшчасный, тёплава гавна жалка. Дн.
В народной речи отражается и эстетическое восприятие окружающей действительности. Представление о внешней красоте человека неразрывно связано с понятием физического здоровья. Красивый человек — румяный, крепкий, дородный. Признак не рыхлости, не чрезмерной толщины, а именно полноты здорового человека постоянно присутствует в положительных оценках внешности: Красивая жонка была, толстая. Н-Рж. Горотских много диких [тощих], а вы ничаво, густеньки. Гд. [о студентках-диалектологах]. Широко употребляющееся в псковских говорах прилагательное справный указывает на физическое здоровье и как его выражение — необходимую полноту, крепость, упругость тела. Он красивый, справный был, ни балел ничем, да молнией яво убила. Пек. Высокой, красивой, справной — харошай был. Кр. Две дачки приижжали и внучка, белинькая такая, справная. Остр. Это же прилагательное может характеризовать и внешность животного: Ката припаяли, вдарили, араньшэ был такой справный. Печ., т.е. ‘красивый, упитанный’. Эстетическая оценка присутствует и в производном справнота: Мая дочька красивая, росту хватае, справнаты хватав. Остр.
Для*оценки внешности человека активно используются устойчивые сравнения. Сравнительные обороты как булка, как калач включают признаки не только формы (круглый), но и цвета: белая кожа (лица, тела), красные щеки (подобно красноватой корочке на выпекаемых изделиях): Ана намалаке и сметане каг булка стала, круглая и румяная. Пл. Жэншына родила дявятнацать штук и была как калач, здоровая, румяная. Пушк. Систра Катерина у миня справная как калач. Кр. Те же признаки «круглый» и «белый» лежат в основе сравнения как пухарка: Жонка как единая пухарка. Пек. (пухарка — гриб-дождевик). В сравнении что калика присутствует и ассоциация крепкий — здоровый: Ну и дефки, што калика. Порх. (калика — брюква).
Глубинные символические смыслы скрываются в выражении что с яичка выкативши: Люся — дефка, ой, ой, румяна, полна, што с яичка выкатифшы. Сер. Яйцо —
символ начала жизни, ее непреходящей силы; пасхальные яйца — символ возрождения к новой жизни. В народных поверьях пасхальное яйцо обладает целебной силой, может дать человеку красоту (умывание девушек водой с красного яйца), вернуть тяжелобольному здоровье4. К сожалению, мы располагаем только одной фиксацией этого оборота в записи 1956 г. Но это не окказионализм. Во фразеологическом сборнике Я.3а-оралка приводится словацкое выражение/я&о bylozvejcevyloupal’KpaciiBbivi, чистенький, беленький5, что свидетельствует об устойчивости подобной образной оценки.
В народный идеал красоты входит и пропорциональность телосложения, стройность. Ладный ‘хорошо сложенный, стройный, статный’: Да таво дефкаладная, глас ни отвести. Себ. Ён у мяня лонный вырос. Пыт. Вот ты какамалодинъка да ладненько, а ишгиэ справисся, пъгади, тък и сафсим лонная будиш. Палк. Прилагательное ладный употребляется и в значении ‘красивый, миловидный’: Есьланныя гарбатыя. Кр. Тамарка лан-ная с лица, только сильна гулять любит. Вл.

Страницы: 1 2

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Цитатный фонд словаря
  • Отражение быта в речи псковских крестьян
  • Куда инвестировать свободные средства?
  • Судьба человека
  • Интересное