Поиск по сайту

Для народа

Возросла товарная продукция животноводства. Колхозы стали продавать государству свыше 2000 тонн мо-* лока.
Рост товарной продукции сельского хозяйства потре-» бовал реконструкции льнозавода, что находился за стан* цией Тригорская, в 3 километрах от районного центра.
13ыбор места для завода по переработке молока обусловливался близостью наиболее крупных по тому времени ферм, а также соседством с дорогой Пушкинские Горы — Новгородка.
Завод выпускал чуть больше 80 тонн масла и около 60 тонн творога, 23 центнера молока-«акао и 3 центнера мороженого…
25 мая 1925 года было принято специальное постановление ВЦИК, в котором указано: «Переименовать село Тоболенец, центр Пушкинской волости Псковской губернии, в село Пушкинские Горы».
С этого времени за Святыми Горами окончательно утвердилось название Пушкинские Горы, а впервые так стали называть поселок еще в 1924 году. Новый районный центр начинает развиваться по-новому. Первым большим зданием, возведенным здесь в годы Советской власти, стала средняя школа имени А. С. Пушкина. Она была построена на краю поселка по дороге к станции Три-горская на холме, к которому вплотную примыкал лес. Здание имело 13 комнат и было рассчитано на обучение 480 детей. Но и новая школа не удовлетворила возросших потребностей населения. Люди как к свету тянулись к знаниям. И вскоре в центре поселка появилась еще одна, семилетняя школа. Кроме того, в районе перед войной ра^ ботали 9 неполных средних и 43 начальные школы, в которых обучалось 6750 детей. Красные уголки, избы-читальни развернули широкую культурно-просветительную работу среди населения.
Поблизости от школы построили новую больницу. Были выстроены также Дом Советов, аптека, ресторан и другие здания. Районный центр насчитывал семь улиц, из которых три были замощены и освещались электрическими фонарями.
Бывшую Пятницкую церковь переоборудовали под клуб, в районе работали 42 библиотеки.
С 1930 года в Пушкинских Горах стала выходить газета «Пушкинский колхозник».
Интересно отметить, что уже тогда большинство колхозов выделяло средства для создания пушкинских библиотек, регулярно проводились читки произведений Пушкина. В деревне Авдаши колхозник Иван Антонов знал наизусть почти всего «Евгения Онегина» и около ста стихотворений поэта, а кладовщик колхоза имени А. С. Пушкина В. Алексеев, как знаток творчества А. С. Пушкина, был вызван в Москву на пушкинскую конференцию.
В марте 1918 года, в самое трудное время борьбы молодой Советской республики за мирную передышку, выступая с докладом на VII съезде РКП (б), В. И. Ленин счел необходимым остановиться и на вопросах культуры. Он указал, что, каковы бы ни были разрушения культуры,— ее вычеркнуть из исторической жизни нельзя, ее будет трудно возобновить, но никогда, никакое разрушение не доведет до того, чтобы эта культура исчезла совершенно. В той или иной своей части, в тех или иных материальных остатках эта культура неустранима, трудности лишь будут в ее возобновлении’.
В свете этих ленинских указаний вскоре был принят ряд декретов Советской власти, направленных на охрану и восстановление памятников культуры.
В ноябре 1918 года, в разгар гражданской войны, Советом Народных Комиссаров был издан «Декрет СНК о регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц и обществ». Декрет предписывал бережно относиться к историческим реликвиям, возможно полнее знакомить широкие   массы   с   культурными   сокровищами   нашего
общества. Os отражал чаяния народа, который тянулся к просвещению, и был ответом врагам новой власти, обвинявшим большевиков в попустительстве разрушению исторических памятников.
«Мы можем с гордостью и уверенностью отвести от себя это обвинение и сказать, что мы совершили чудеса в деле охраны памятников. Конечно, я отнюдь не хочу этим сказать, что за время русской революции не погибли отдельные художественные ценности. Но надо обращать внимание не на отдельные разрушения, а на то, что в стране, преступно задержанной в своем развитии на стадии варварства, это разрушение не приняло широких размеров, а было превращено силой рабоче-крестьянского правительства в мощную охрану народного достояния»,— писал А. В. Луначарский, первый советский нарком просвещения.
В сентябре 1921 года был принят еще один важный декрет, сыгравший большую роль в дальнейшей судьбе Пушкинского уголка,— «Об охране памятников природы, садов я парков».
В соответствии с этим декретом В. И. Ленин поручил А. В. Луначарскому составить список памятных мест в парков, имеющих общереспубликанское значение. В список были включены более ста памятных мест. Под № 67 в нем названы пушкинские места на Псковщине — Ми-хайловское и Тригорское.
Декрет предоставлял пра<во губисполкомам по согласованию с Наркомпрооом объявлять «участки природы в отдельные произведения, представляющие особую науч-* ную и культурно-историческую ценность, неприкосновен-ч ными памятниками. Более значительные по площади… объявить государственными заповедниками и националы ными парками».
Воспользовавшись этим правом, Псковский губиспол* ком 11 ноября 1921 года принял постановление, в кото*
Выписка из постановления Малого   Совнаркома   об   объявлении пушкинских   мест   ваповедньши.
ром первый параграф гласил: «Обратиться в Наркомпрое с ходатайством об объявлении Пушкинского уголка заповедным имением с принятием его под охрану как исторического памятника, имеющего значение для всей республики». «Просить Совнарком объявить Михайловское, Тригорское и могильный холм в Святогорском монастыре заповедным национальным достоянием, с передачей его под охрану как исторического памятника НКПросу по согласованию с НКземом». 17 марта 1922 года — день рождения Музея-заповедника А. С. Пушкина на Псковщине.
Весть о взятии под охрану государства мест, связанных с именем А. С. Пушкина, с удовлетворением была воспринята в Пскове и Святых Горах. В Пскове сообще-
ние об этом было сделано на заседании президиума губ-исполкома, в Святых Горах — на заседании волостного Совета. Была создана специальная комиссия по определению границ заповедника.
До недавнего времени заповедник не располагал копиями исторического постановления Совнаркома. Помогла их приобрести секретарь В. И. Ленина Л. А. Фотиева, которая несколько лет назад побывала в Михайловском. Во время экскурсии директор заповедника С. С. Гей-ченко заметил, что музей не располагает точными сведениями о том, когда и кем был подписан документ, и попросил оказать содействие в его розыске. Вскоре от Л. А. Фотиевой пришло сообщение, что оригинал постановления о создании заповедника находится в Центральном государственном архиве Октябрьской революции в фонде дел Малого Совнаркома. Теперь фотокопия этого документа имеется и в Михайловском.
Создание заповедника надо было начинать с ликвидации следов пожарищ, с очистки рощ, садов и парков от хлама и мусора, за что и взялись местные жители.
Трудностей в первый год существования заповедника встречалось много, разруха еще не была преодолена по всей стране. Пушкинский уголок, так назывались тогда эти места, находился в ведении «Главнауки». Непосредственное руководство им осуществляя комитет по делам музеев, охраны памятников старины и искусства, народного быта и природы при Псковском губернском отделе народного образования («Губмузей»).
На первых порах главное заключалось в том, чтобы сохранить уцелевшие памятники.
Комиссия по охране Пушкинского уголка вела в этот период упорную тяжбу с лесной администрацией, которая никак не хотела признавать Михайловские рощи заповедными и считала их обычным государственным лесом. В архиве имеется несколько документов по этому делу,
й среди них «Выписка из журнала № 6 заседания ученого совещания по охране памятников природы от 4 июня 1923 г…». В ней говорится о том, что вмешательство лесной администрации в управление лесами заповедного имения «Пушкинский уголок» является актом превышения власти. Через 6 дней в Михайловское было направлено официальное письмо, в котором сообщалось, что Всероссийский комитет по охране памятников природы признал действия опочецкого лесничего неуместными и указания его относительно мер охраны заповедных лесов необязательными.
Много хлопот было у комиссии по охране Пушкинского уголка и при установлении границ заповедника. Дело в том, что часть земель, переданных после революции окрестным сельскохозяйственным артелям «Михайловская», «Березинская» и «Тригорская», при округлении границ отошла к Пушкинскому уголку. После ликвидации артелей бывшие ее члены требовали компенсации за земельные участки. Этот вопрос решался особой комиссией Опочецкого уездного земельного управления.

Страницы: 1 2 3 4

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В 2018 году в Псковской области будет реализована программ санавиации
  • Жемчужина России
  • Гимн Пскова переведен на английский язык
  • Псковское губернское земство в 1865 — 1875 годы
  • Интересное