Для народа
Что представляла собой в дореволюционные времена слобода Тоболенец? Это был скромный волостной центр со своим правлением, пожарной дружиной, небольшой больницей, богадельней и библиотекой-читальней. Волостное правление находилось на горе, которая тогда называлась Волостной, а ныне все ее знают как гору Закат. Пожарное депо стояло в центре слободы и было самым видным зданием. Напротив него на горке находилась больница. Ниже располагались лавки и трактир, а ближе к монастырю — дома купцов и священников.
Кроме Святогорского монастыря в Святых Горах былл еще три церкви и две часовни.
Еще в начале 1830-х годов А. И. Раевский открыл в слободе Тоболенец первую бесплатную школу, в которой обучалось 30 детей. В сороковых годах министерство государственных имуществ основало здесь свою школу, а в 1884 году возникла школа при монастыре, в которой учились 40 мальчиков. Учитель знакомил~их с грамотой, а священник приходской церкви — с законом божьим. Вот и вся была наука.
В начале XX века количество школ в этих местах увеличилось. Их уже стало 20 начальных на селе и одна пятиклассная (министерская) в слободе. Учили детей 38
учителей, за парты сразу садилось 1760 мальчиков и девочек.
Тяга к просвещению была велика. Постепенно пополнялся фонд библиотеки. К началу первой мировой войны в ней было 600 книг. Имелись полные собрания сочинений А. О. Пушкина и некоторых других русских писателей. В читальне установили бюст великого поэта. Библиотека получала журналы «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Паломник», «Странник». В библиотеке проводились чтения.
Население стало получать и медицинскую помощь. Но на весь район была лишь одна земская больница с 15 койками, больных обслуживали врач, фельдшер, акушерка и два санитара.
Когда-то через территорию нынешнего Пушкиногор-ского района шла дорога на Москву. Ею пользовались до половины XIX столетия. На поездку до Москвы уходило примерно пять суток. В Петербург чаще ездили через Порхов или Новоржев. С постройкой в 1849 году Киевского шоссе в столицу открылся прямой путь. Новая дорога пролегала удивительно ровно, только местами имела повороты. На определенном расстоянии вдоль дороги стояли почтовые станции, здания которых сохранились и по сей день.
Киевское шоссе местами пролегало по ранее действовавшему почтовому тракту между Псковом и Опочкой, по которому когда-то проезжал А. С. Пушкин, а там, где они не совпадали, старый тракт утратил свое значение.
А. С. Пушкин хорошо знал российские дороги и дал им яркую характеристику в своих записках «О путешествии из Москвы в Петербург».
«Вообще дороги в России хороши и были бы еще лучше, если бы губернаторы менее об них заботились. Например: дерн есть уже природная мостовая; зачем его сдирать и заменять наносной землею, которая при пер-
вом дождике обращается в слякоть? Поправка дорог, одна из самых тягостных повинностей, не приносит почти шн какой пользы и есть большею частью предлог к утеснв-вию и взяткам.
Весной и осенью путешественники вынуждены ездить по пашням и полям, потому что экипажи вязнут и тонут на большой дороге».
Не забыл позт о дорогах и в «Евгении Онегине»:
Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют. На станциях клопы да блохи Заснуть минуты не дают.
Киевское шоссе было более благоустроенным, по нему в 1910 году открыли автомобильное сообщение. Примерно в те же годы в Захине появился первый велосипедист»
Им был чертежник, присланный на турбинный завод из Петербурга.
В 1912 году шоссе из государственной казны было передано в ведение Псковского губернского земства.
В начале XX века, когда в России в связи с развитием пауки, техники, промышленности начинает бурно развиваться железнодорожное строительство, дошел черед и до здешних мест. В 1916 году была построена железнодо* рожная линия Псков—Полоцк, в 2 километрах от слободы Тоболенец появилась станция Тригорская.
В 1877 году в слободе открыли почтовое отделение, в 1886 году от Новгородки на Бежаницы пролегла телеграфная линия. Телефонная связь впервые появилась уже в 1910 году. Через два года была установлена первая телефонная станция на 10 номеров, что дало возможность иметь постоянную связь с Опочкой и пятью селами. В годы первой мировой войны все линии связи были уничтожены.
Промышленность в этих местах не получила развития. Парусиновая фабрика в Тригорском после переселения в ее здание хозяев имения больше не возрождалась. Из действовавших в начале XX века предприятий можно назвать ткацкую фабрику в Велье, небольшой заводик в За-хин^ кожевенный завод в Воскресенском и кирпично-че-репичный — в Подкрестье, в нескольких километрах от Святых Гор. Завод был построен в 1901 году, а через четыре года здесь пустили гофманскую печь для обжига кирпича и черепицы. Перед первой мировой войной он давал 100 тысяч штук кирпича и 20 тысяч штук черепицы. В войну рабочих призвали в армию, и завод закрыли.
На Великой, Сороти и других, более мелких реках были выстроены водяные мельницы. Но особой популярностью пользовались ветряки. Ветряные мельницы еще со времен Пушкина оживляли пейзаж во всех уголках района. Не случайно много раз вспоминал поэт «мельницы крылаты» в своих произведениях: в «Деревне», «Ев*
гении Онегине», «Полтаве», «Графе Нулине». Были такие мельницы у Святогорского монастыря, на окраине Святых Гор, в Тригорском, Петровском, Савкине, Дери-глазове, Воскресенском. Всего их насчитывалось до тридцати.
В 1912 году в Святых Горах впервые применили для освещения улиц керосинокалильные лампы. Фонари висели у дома волостного правления, у трактира и лавок. Электричество появилось уже в годы Советской власти.
Основным источником освещения в крестьянских избах была лучина, в купеческих и помещичьих домах — свечи, а затем керосиновые лампы.
Главной кормилицей населения пушкинского края исстари была земля. Особо надо выделить производство льна. Во все времена лен являлся богатством и основным товарным продуктом крестьянских хозяйств. Лен-долгунец пользовался непревзойденной славой. Местные купцы сколачивали себе капитал тем, что скупали у окрестных крестьян льноволокно и льносемя и выгодно сбывали в российские города и за границу.
Предметом торговли были также пенька, масло, мед, воск, юфть.
Но доходы от всех этих товаров не покрывали дефицита в хлебе.
Кроме льна крестьяне сеяли рожь, овес, ячмень, горох, картофель, коноплю. Урожаи были низкими, удобрения применялись только местные.
Лучшие земли находились в руках помещиков, крестьяне пользовались песками и супесями. На помещичье имение в Опочецком уезде приходилось в среднем по 241 десятине земли, а на крестьянский надел — 5 деси-гин. Крестьяне вынуждены была брать землю в аренду, идти к помещикам в кабалу. Все это вызывало недовольство крестьян, толкало их на выступления против поме-
щиков. Особенно сильными были выступления крестьян в период революции 1905—1907 годов.
Наибольший размах крестьянское движение получилэ в Полянской, Велейской и Печано-Горайской волостях. Нередко крестьяне отказывались работать на помещика, захватывали барские земли, рубили лес. Так, в ноябре 1905 года крестьяне деревни Облецово Полянской волости вырубили часть леса в имении помещика Глушанина. В декабре зто повторилось в имении помещика Яновича (Полянская волость) и во владениях Корсакова (Велей-ская волость).
В конце 1905 года произошло волнение крестьян деревни Кортово Велейской волости. Полиция и войска сумели подавить выступление, а крестьяне, принимавшие в нем участие, были на 8 месяцев заключены в тюрьму.
Летом 1907 года забастовало беднейшее крестьянство Полянской волости. Батраки требовали увеличить заработную плату и уменьшить рабочий день. Момент выступления был удачным — стояло время сенокоса и уборки хлебов, — поэтому помещикам пришлось выполнить требования бастующих. Но после забастовки полиция арестовала наиболее активных крестьян, которые были высланы в Нарымский край, в Олонецкую и Архангельскую губернии.
16 июня 1907 года в Полянах состоялся сход крестьян, на котором рассматривался вопрос об организации забастовки сельскохозяйственных рабочих. Собралось более 400 человек. Крупному конному полицейскому отряду удалось разогнать сход, но в ту же ночь дотла сгорела усадьба помещика Глушатша. А в Печано-Горайокой во-лости восставшие крестьяне добились смены ненавистных волостных и сельских старшин.
На протяжении всех лет революции в волостях распространялись листовки и прокламации. Большое количество прокламаций, выпущенных Псковской социал-де-
мократической группой, было обнаружено полицией в июле 1905 года в деревне Баранове Велейской волости. В Велейской волости активную революционную работу вели учитель Н. Семенов, фельдшер М. Катуева и крестьянин В. Ухорский.
Новый всплеск народных выступлений наблюдался в годы Февральской революции.
Акустический магнитный малый молоток одежда.