Церковь. О монахах и мирянах
Монастыри в России начала 18 века жили бок о бок с миром. По монастырскому двору ходили крестьяне, стряпчие, кузнецы, конюхи, плотники, коровницы, обслуживавшие хозяйство. Свободные от дел мальчишки играли в зернь и карты. Это был свой, обжитый и удобный мир.
Тяжелые испытания наступили для обитателей монастырей при Петре I. Законом 1719 года полагалось отсылать в монастыри бывших штаб- и обер-офицеров, а также рядовых, невзирая на вероисповедание. С ними ехали и жены. Понятно, что этот чуждый и не всегда спокойный элемент не желал работать посыльными и сторожами. А напротив, любил писать жалобы на имя начальства. Так, известна жалоба поручика Кузьмина к преосвященному Луке из курского Знаменского монастыря в 1757 году. Приведем одну выдержку: «На заутреню архимандрит, взяв иеродьякона Гавриила в алтаре за волоса, таскал по алтарю, яко свинью, и кричал оный диакон во всю церковь святую необычно, все монахи и люди тому ужаснулись».
Жалоб псковских отставных не обнаружено. Жил, к примеру, на весь Крыпецкий монастырь один отставной подпоручик Семен Никандрович Стоянов, но он ни на кого не жаловался.
В бО-е годы 18 века государство военных из монастырей забрало, а заодно забрало крестьян, землю, экономическую независимость. Не прошло и года после реформы 1764 года, когда на Псковщине двумя десятками монастырей стало меньше, как в Синод пришел донос некого иеродиакона Великопустынского монастыря Ионы на монаха Гервасия.
Дескать, 1б августа 1765 года этот самый Гервасий произнес «важные и предерзостные слова». Братия послушала-послушала, да и разошлась. А хитрый
иеродиакон возьми да и напиши через два месяца в консисторию (это в Псков). Сказал Гервасий что-то совсем злостное, поскольку дело закрутилось и дошло лично до Екатерины II в виде доклада Синода. В докладе, в частности, рекомендовалось монаха-вольнодумца сана лишить и предать светскому суду. А тех четырех иеромонахов (их имена тоже были тщательно переписаны Ионой), что слышали и не доносили, высечь плетьми да сослать но разным монастырям. Кстати, даже промедление присутствующего члена консистории архимандрита Псково-Печерского монастыря Иосифа показалось Синоду крайне подозрительным. О чем предполагалось «учинить рассмотрение».
Екатерина же по случаю Рождества простила виновных, ограничившись обещанием последних «от таковых непристойностей крайне остерегаться».
Не стоит однако полагать, что контакты монахов и мирян приводили к обоюдному огорчению. Монастыри отправляли иеромонахов во флот корабельными священниками, а светские власти, в свою очередь, слали в обители на исправление убийц и растлителей.
А сколько было прекрасных представителей -черного» духовенства. Стоит вспомнить Псковского архиепископаЛынокентия, не только выдающегосабогослова, но и сподвижника Екатерины П. Из светских заслуг архипастыря осооо отмечалось участие в составлении Академического словаря (почетным членом Российской Академии он был провозглашен в самый день ее открытия), а также участие в рассмотрении «Наказа» императрицы. Следует вспомнить имена таких известных в свое время пастырей, как Ириней Клементьевский, Иннокентий Нечаев, Венедикт Шспввсов, Евгений Болховитинов — забытые и полузабытые имена.
В. ЛЕБЕДЕВ
Светлая неделя в Пскове
Светлая неделя промчалась у нас скоро при всеобщей радости и торжестве. С 10 на 11 апреля в полночь по ярко освещенным улицам нашего города толпы православных двинулись к зимнему собору, куда быстро катились экипажи. Там заутреню и литургию совершил преосвещенный Нафанаил, архиепископ Псковский и Лифляндский, в присутствии военного губернатора г. Пскова и псковского гражданского губернатора, многих военных и гражданских чиновников и при большом, стечении народа. В первый день праздника, после принесения обычного поздравления г. начальнику губернии, все спешили с визитами.
Устроенные за Сергиевскими воротами качели и две полковые музыки привлекали ежедневно толпы гуляющих по шоссе до Штабов. В особенности красовались изредка, как камни самоцветные, наши родные псковские женские наряды. Как милы, как прелестны в них наши красавицы, наши купеческие и мещанские дочки. Они всей картине давали вид характерный, как истинно русский. Жаль, очень жаль, что многие меняют этот прелестный, живописный наряд на так называемый немецкий, который им и не к лицу, и не в духе народном.
Приятно также было видеть около качели непринужденное и вместе с тем буйное веселье простого народа и так называемых парней. Смеются, хохочут, бегают двухтысячной толпою, падают, дразнят друг друга, шалят, резвятся, поют, пляшут, шумят, а ни ссоры, ни буйства, ни неистовства. Любо смотреть и сердце радуется. Видишь, как они счастливы, довольны, что они живут под правительством отеческим. К чему тут полиция — ее никто не замечал. Были кой-где жандармы и городовые и полицейские чиновники, да и те смеялись и хохотали да разговаривали со знакомыми. Господа иностранцы, пришлите-ка ваших шумных, многословных и пустословных депутатов к нам на праздники, под качели, чтоб они прежде посмотрели и научились, что такое счастливый народ, а потом бы отправлялись кричать в заседаниях своих.
Кроме народного веселья были праздники и для общества. Несколько балов и загородный пикник. Погода все время была бесподобная и теплая.
«Прибавление к Псковским губернским ведомостям», 1843 г.
Н. КОЛОМЫЦЕВА
Поднятие креста
Псков. В воскресенье, 23 августа, в Троицком кафедральном соборе было редкое для псковичей торжество, при многолюдном собрании народа, хотя предварительно немногие знали о предстоявшем торжестве. После Божественной литургии последовал крестный ход к месту, где было должно произойти поднятие креста главного купола собора. Перед началом крестного хода (в котором в первый разнесены были новые хоругви, недавно пожертвованные многоуважаемым благодетелем X .) преосвященный сказал речь, в которой, с одной стороны, благодарил Господа, благословившего успехом начало обновления Свято-Троицкого соборного храма, и жертвователей, принесших свои лепты на это святое дело, а с другой, указав на другие вопиющие нужды собора, именем Божьим просил православных направлять свои доброхотные даяния на эти именно нужды, а не на то, вовсе не нужное для храма и даже неприличное для него, известие Пскову дело, которое предположено некоторыми устроить подле храма, этой дорогой древней псковской святыни. По совершении благодарственного молебна водоосвящения преосвященный окропил крест святой водою, совершил хождение вокруг него и
прочитал с коленопреклонением молитву. После отпуста протодьяконом провозглашено было многолетие. Преосвященный приложился к освященному кресту. Народ последовал его примеру. Затем крест обвязали холстом и понесли на блок. При партесном пении «Господи, помилуй- крест начал быстро подниматься по блоку на крышу собора, а оттуда уже и на самую главу. Во все время поднятия креста стоял крестный ход с преосвященным и только, когда уже крест был благополучно поставлен на свое место, пошел обратно в собор. Отличная погода благоприятствовала торжеству, и поэтому собралось много публики. Крест на главном куполе имеет 5 аршин в длину, а весом около 15-ти пудов.
Таким образом, золоченые заново 5 крестов при солнечном блеске будут давать храму хороший вид. Пожелаем от души, чтобы со временем главы украсились золочеными звездами!
«Псковский городской листок», 1890 г.
О СУДЬБЕ ПСКОВСКИХ ЦЕРКВЕЙ И ЧАСОВЕН
Утешителю благий, слезно прошу Тебя, утешь скорбные души людей Твоих. Дай народам услышать Твой сладкий голос- «Прощаются вам грехи». Ей, Господи, в Твоей власти творить чудеса, и нет большего чуда, как любить грешника в его падении. Святого легко любиты он достоин. Ей, Господи, услышь молитву земли. Все гшроды скорбят, всеуныли в грехе, все лишились благодати Твоей и живут во тьме.
О покаянии. Из писаний афонского старца Силуана
Выписка
из протокола заседания школьного совета 4-й школы I ступени от 24 марта 1924 г.
…Бок о бок с 4-й школой I ступени находится часовня, у которой учащиеся могут наблюдать картину, как невежественные прохожие падают ниц и крестятся, творя молитву. Т.к. долг школы бороться с религиозными предрассудками… то ходатайствуем о закрытии часовни и замене ее
учреждением просветительского характера, хотя бы книжным киоском.
Из фонда ГАПО
Секретно
В Президиум губисполкома
от административного отдела
14 мая 1924 г.
Административный отдел по ходатайству губоно с выпиской из постановления школьного совета 4-й школы II ступени от 24 марта по вопросу о закрытии Сергиевской часовни сообщает, что таковое со своей стороны вполне поддерживает, т. к. часовня раньше принадлежала бывшему реальному училищу, в помещении которого находится вышеуказанная школа, а посему в силу Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви нахождение часовни около школы недопустимо.
Нач. адм. отдела ГИКа СМИРНОВ
Нач. общего п/отдела КУДРЯВЦЕВ
Из фонда ГАПО
Решение Псковского губисполкома от 22 мая 1924 г.
СЛУШАЛИ: о закрытии Сергиевской часовни.