Центрально псковские традиции
Наиболее распространены следующие народные термины, относящиеся к ряженью — ходили «абладивши», «абдёлавши»: «Вот Кыляда эта Ра-жёственьская, пйред Ражаством, пйред сядьмьш. Вот на ёту Кыляду вот и аблаживалися» (П.-Г., Стречно 2253-02). «У нас называли — "абладивши": намазавши, завесивши, и ня взнать никак, кто эта ходя» (П.-Г., Мошино 2259-02). «Шутами абряжа-лись; абдёлавши» (П.-Г., Мошино 2258-11). «Абдё-лывались шутачкам», «страшными абдёлывались» (Новорж., Губкино 5030-34). «Абдёлывались: ходишь чудам» (Новорж., Малое Алешно 5000-43, 45). «Чучелы» ходили с гармошкой, мазались сажей, свеклой (П.-Г., Селихново 4994-28). На Святках женщины «обряжались» (П.-Г., Петровское — При-езжино* 4992-08). В д. Выбор ряженые «маскировались», чтобы их не узнали (Новорж., Выбор 5016-19, 21). Ряженые ходили «абрямйзивши» (Новорж., Усадище 5026-12).
Женщины рядились в мужчин, мужчины — в женщин. Старались, чтобы их не узнали: лицо закрывали маской из бумаги либо мазали сажей или свеклой, рисовали усы, приделывали бороды. Изменяли голос — брали в рот пуговку или копейку, «чтобы язык был шепелятый» (Новорж., Ладино 5007-29), или молчали.
Одевались «всяким манером»: надевали решето на голову, подвязывали его — получалось, как большая голова в шляпе. «Обмохнатиссе». Одна женщина рядилась цыганом — «плясала с кнутом» (Опоч., Мироеды 1664-04). «Цыганям аблаживались»: мазали щеки, губы красили. «Кукалку паддёлаем, за-вёрним с платья с какова, свёрним и пайдём — цыгане с рябёнком, цыган и цыганка. И тут астальные ходють». Пели, «лялякали» по-цыгански, танцевали вприсядку и дробили, «гадали» по руке (П.-Г., Селихново 4997-07), просили у хозяев дать «сена на кнуток» (Опоч., Решетниково 2275-10).
Ряженые приходили и на молодежные гулянья («вечера»), где также плясали, шутили или пугали, разыгрывали сцены: «тёс пилить», «шубу шить»,
53-198
«сметану лизать», «пчёлы роем» (Опоч., Норкино 2185-18); «рыбу удить» (Опоч., Екимово 2185-32; Мостищи 2272-05); «абдёлывались свадьбой» (Опоч., Звоны 2272-04); «продавали поросят» — приносили ребятишек в большой корзине: «Кому поросят?» (Опоч., Звоны 2272-04). Ряженые могли завести в избу коня, на которого надевали мужские штаны (Опоч., Звоны 2272-04).
«Ряженые были на вечарах, вот, на Святках-та. Бувала, где вот гуляють, ну, сичас, вот так сабёрут-ца какие-нибудь и явятца — ряженые. Па-всякаму, там и цыганкам, и там па-всякаму абдёлавши. Ну, (й)им тут — сразу гармонь заиграють, пайдуть плясать, всё» (Новорж., Борки 5003-68).
Широко распространены были разнообразные зооморфные маски: «медведь», «волк», «корова», «конь», «гусак», «петух», «куран» (индюк), «жоров» (журавль).
Чаще всего для ряженья использовали вывернутые шубы — «хохлатые» (лохматые).
«Так вот нарядисси каким-нибудь лахмотьим. Шутами разными. <…> Вот там абряжались так вот, всяка: и мущйны, и женщины. Красива бывала… А эта уже — "мядвёдь" — хвост бальшой у яво приделан. <„> Шубу вйвернут, вот и всё. Рукава да на галаву что-нибудь, на ноги — такое, чтоб была смешна» (П.-Г., Мошино 2258-11). Иногда ряженый «медведем» вставлял в рукава шубы дугу и стучал по полу (Новорж., Соболицы 5017-31). «Медведя» в вывернутой шубе привозили лежащим на санях (Новорж., Дорожкино 5048-28).
Ряженые в вывернутую шубу изображали кошку, собаку, волка: «"Кыса, кыса!" — а ана бегает» (Новорж., Дорожкино 5048-28); «Мне-та раз при-шлося видеть: што, мол, воук пришёл хахалатый. Я нибальшая была, так убягала — спугалася» (Опоч., Бурлово 2242-17).
«А "лошадь" — два парня вместо, и шерстью вывернут наружу сюда, как мядвёди. И наверху сидит — тоже шуба вывернута… Анё сгарбативши. <…> А адйн вярхом на их сидит, кнут взят. Ну вот и ездят тут. Смех! Эта ужо парни, ня девушки, а ужо парни так делали. Всё — шубай накрыт, галавёй ня видна. А он сидит навярху — кучир, можна сказать, тожи шуба вывернут, кнут в руках — хлыстик. Ну вот, и чудит, ездит» (П.-Г., Крылово 5022-06).
«Журавль» — шубу выворачивали, в рукав вставляли «киселёвку» («мяхалку» — ею мешали кисель) -это «нос». «Журавль» ходил и носом «клевал» людей: «Тук! тук!». Все смеялись, бегали по избе (Новорж., Малое Алешно 5000-45). По другому описанию, ряженая журавлем задирала юбку, чтобы были видны длинные ноги, голову делали из тряпки и держали ее на палке, перьями «торкали», вместо носа — морковь. «Журавль» «ищет, чего склевать» (Новорж., Дорожкино 5048-28). «Журав» ходил молча,
приседал; его никто не узнавал, ребятишки боялись (П.-Г, Шаробыки — Воронич* 4993-34).
На посиделках рядились в «курана» (индюка) -надевали шубу, засовывали ноги и руки в рукава, закрывали лицо. «Куран» прыгал как «лягуха» (Новорж., Яконово 5033-01). «Обделывались» — выворачивали шубу шерстью кверху, «втискивали» в рукава ноги и руки, сзади шубу завязывали и веник привязывали — хвост, надевали шапку «хохлатую», чтобы лица не было видно. Хвост «виляется» — все «умирали» со смеху — «ходишь чудом» (Новорж., Малое Алешно 5000-43, 45).
Ряженые шутили по-всякому: человек в вывороченной шубе, в рукава вставит палку вместо рук и «дерётся с Тимошкой»; другой ряженый хворостиной хлестал молодежь, приговаривал: «Ваня Мал-кин гусей домой гонит» (Ваня Малкин — реальный человек из деревни, он был близорукий) (П.-Г., Попова Гора 5025-17).
Могли на голову накидывать большие платки, лицо закрывать марлей. Делали «большую бабу» -на вытянутых вверх руках держали подушку, оборачивались в белое. Одевались «кручелом» (в вывороченную шубу), «старой бабой», «дамой» (Новорж., Тараскино 5015-28). Наряжались в шинель, военную шапку (Новорж., Губкино 5030-34), «абдёлывались» милиционером (Новорж., Соболицы 5017-18), «старым дедом» (делали маску из старой шубы шерстью наружу, надевали одежду «лахма-тую», «разявину» (старую), могли привязывать бороду и надевать очки (Новорж., Ладино 5007-29).
Распространенной была забава с ряженым «покойником». На святочные вечера приносили «покойника», причитали по нему в шутку, ряженый «попом» его «отпевал», девушек подводили «прощаться». В тексты причитаний, звучащих в этот момент, наряду с традиционными формулами похоронных причитаний, включались фрагменты с неприличным содержанием, относящиеся к смеховой культуре:
«На бальшую скамейку лягя челавёк-та баявой, и руки так [сложены на груди], и ляжйть. Яво при-вяжуть к скамейки, штоб он ни свалился. Госпади! И я-та плакыла, так гыласйла так "во-ох!" — как:
Жиу-быу мая удалыя галбвушка, Сыупакбил свае рятйвыя сярдёчушка, Ни сказал мне ни днавб славёчушка, Ох, лйханька]
Бывала, и "азарнйну" пакажуть: а мужшйна-та, мужшйна ляжйть кверху, <…> адйн дастаё, а като-рый "поп" (тут хто-нибудь папом абдёлаетца, рйзы накйня) — крястом пы руке. И вот, как встане:
Как памёр май удалая галбвушка, Пылажйли яво в гроб, ясный сылавёюшка, Как встала у явб шишка, Паднялыся у грабу крышка.
— А патом <…> каторый са мной был, "пасалом-шик", тот: "Ня плачь!" — а я всё плачу! <…> Так, нагнувши, мы на пакойники-та всё плачим, а он ходя, пысаломшик: "Да ну, — гыварйть, — ня плачь, рабу, и я тебя атья…!" — "Ха, ха, ха!" — все дахахочутца, полна шуткам нам плакыть!». «Поп» кадил — «кружечку или баначку какую на вярёвку навяжуть, и вот и ходя, и махая — как поп в церкви», одет был в скатерть или простыню («што-нибудь на плечи накинуто — это вмёста ризы»), читает «молитвы» — «всё "азарнйну" причитывает, всякую всячину сабирают там» (Новорж., Тарасово 2188-14, 15, 2189-01).
В Святки не работали, СОБИРАЛИСЬ НА ВЕЧЕРА И СКАЗЫВАЛИ СКАЗКИ: «В нас все в ад-ну избу сабиралися: мужики, бабы, старый и мы, маладёжь, с (й)им. Яны там, бывало, сказки гаваря, мы вси слухаим — рибятки-та были. <…> Смяшнь’ш такйи, всё, бывало, сказки такйи смяшнушшии! Ой, все катались там по полу са смеху!» (Новорж., Уса-дище 5026-08). Вспоминают о сказках смешных и страшных, «божественных». Нередко под «сказками», «былинами», «баснями» подразумеваются различные истории из жизни, рассказы о войне. Знатоками сказок были, в основном, мужчины. В Пушкино-Горском районе вспоминают о соревнованиях мастеров: бились об заклад, «кто кого переговорит», «кто больше соврёт» (П.-Г., Воронич 4993-17),
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45