Поиск по сайту

Центрально псковские традиции

Загадывали — что прислышится. Слушать могли под окнами или на перекрестке, а также на улице, за деревней.
Слушали под окном — «за багатава замуж вый­дешь, али не за багатава», «што там гавбря: пра дббрае — так добрая жйсть будя» (Краен., Лоскути-на 1583-13). Старые бабки пекли постные блины (на воде), первый блин специально откладывали, и с этим блином девушки ходили слушать под окнами (клали блин на голову). Если услышишь — «иди»,
значит, выйдешь замуж (Новорж., Дорожкино 5048-34). Одна девушка услышала под окном: «Вставайтя, ребяты, кутью хлябать! Чаво ж вы вси заснули?» (кутья — к смерти), — эта девушка умерла (Новорж., Кораблёво 5003-25).
С первым блином в зубах бежали слушать на перекресток, где залает собака — в той стороне же­них (Краен., Тимохи 1545-07; Опоч., Лотовицы 1646-20). Девушки выходили за деревню, слушали по очереди, нагнувшись, приговаривали:
«Палю, палю белый снег, Надаёл мне тятькин хлеб. Залай, бурая сабака, Где судьба мая»
(Новорж., Соболицы 5018-13).
«Снег палю, Суженава ищу»
(Опоч., Решетниково 2275-10).
Одно из святочных гаданий было связано с со­ломой: «Хадйли гадать: ходишь, вынесешь эту са-лому и слушаишь, где сабака залае, в какой край за­муж пайдёшь? <…> Сыбярёшь снапок это, снясёшь, сажгёшь вот этот мусар и слушаешь, где сабаки ла-ють? <…> [На перекрестке дорог] зажигали яну, за­жигали [солому]. И слушаишь… Палажйл, зажёг и слушаишь — салома скора вспыхня. Где сабака, ту­да в тот край замуж пайдёшь» (Новорж., Ягодино 5012-03).
Гадали по следу, который останется на снегу: «Выхадйли с байны голый. Ну вот, павалютца, ру­ки распахнуть, ноги распахнуть. <…> Бывала, мальцы падглядять. <…> Вазьмут прут, сабьють этат "пасёнь" [след] — што уже мужик б^дя бить. Вот этат [след] застябають — значит, жанйх будя нявёсту бить» (Краен., Мыза 1644-04). Накануне Рождества, когда шли из бани, «торкали» в снег мокрый веник, а утром смотрели — если он «оброейтся» (покроется инеем), то выйдешь замуж за богатого (Новорж., Губкино 5029-09).
Из бани в окошко выставляли голую «задни­цу»: если почувствуешь прикосновение шершавой руки — будет богатый жених, голой — бедный (счи­талось, что в бане живут «шашки» или черти, они должны помогать в гадании); парни могли подка­раулить, дотронуться «драчкой» — чесалкой для льна (Новорж., Ладино 5006-32). То же гадание могло происходить в риге (П.-Г., Крюки 5012-15).
На Крещение с «посиделки» шли к ручью с лу­чиной в зубах (шли зажмурившись), мочили лучину в проруби, приходили обратно, зажигали — если лу­чина будет гореть, выйдешь замуж за богатого (Но­ворж., Грибаново 5004-09).
В Рождество брали пястку мусора с пола и вы­ходили с ним на улицу, загадывали — кого встре­тишь: если мужчину, то выйдешь замуж (Новорж., Дорожкино 5048-36).
Во многих гаданиях использовали домашних животных и птиц. Обхватывали в темноте корову: если сзади — плохая свекровь будет, а если за рога -хорошая, «не будет бодаться» (Новорж., Крутцы 4999-02). Собаке давали блин, смотрели, в какую сторону она побежит — в той стороне жених (Но­ворж., Перхово 5001-35). Перед кошкой расклады­вали кусочки мяса — чей кусок она первым съест, та девушка первой выйдет замуж (Новорж., Выбор -Мошатино* 5016-25). Приносили петуха — загады­вали, что он клюнет (воду, зерно, зеркало), такой будет жених; связывали два пояса в круг, клали на пол, внутри круга насыпали кучки зерна, пускали петуха — чью кучку станет клевать, та девушка пер­вой выйдет замуж (Опоч., Лотовицы 1646-20).
Повсеместно были известны общераспростра­ненные гадания: тын обхватывали руками, потом считали — «парно-непарно», либо приговаривали: «Скольки ахвачу, стольки будя братьёв-дивярьёв» (Опоч., Мамоново 1663-26); охватывали стену ам­бара сверху вниз и считали бревна — «засек-торба», если «засек», то за богатого выйдешь, «торба» -«побирахой» будешь (Новорж., Варитино 5019-15). Бросали валенок через крышу — куда покажет нос­ком, в ту сторону девушка выйдет замуж (Краен., Тимохи 1545-07; Опоч., Лотовицы 1646-20). Броса­ли солому, примечали, в какую сторону ляжет (Но­ворж., Перхово 5001-35). Девушки голыми залезали в подвал и мололи иголку в жерновах — слушали, какое имя иголка «выговаривает» (Новорж., Ко­раблёво 5003-25; Опоч., Саутки 1584-30). В стакан с водой выливали яичный белок, ставили «к Богу» (к иконам), утром смотрели, что «вылилось», разга­дывали: «церковь» — к замужеству, «гроб и свечки» — к смерти, «берёза» — «не выйдешь замуж в этом году» (Опоч., Лотовицы 1646-20); растопленное олово выливали в воду (Новорж., Борки — Руново* 5003-69); смотрели в зеркало или в кольцо, опущен­ное в стакан с водой — что покажется (Краен., Мы­за 1644-04).
На Святки было распространено ОЗОРСТВО МОЛОДЕЖИ. Закладывали двери, трубы, затаски­вали бороны на крышу.
«Хадйли мальцы и девки. То называитца — вря-дйть: "Пайдёмтя врядйть!". <…> Раньше-та низень­кий дама были — то барану, то плуг стянут на кры­шу. То к окнам наставют всякий хварост или выра-ют како дерявцо, паставют к акну. И вот и называ­ли — врядйть. <…> С этава хазяина телегу взяли, привалаклй, к ней [к соседке] к дверям паставили, штобы и двери не аткрыть. И вот ня вышла, пака кто-та ишёл, крикнула в акно, так вот тагда аттяну-ли телегу. <…> Стянут куда-нибудь на крышу или на ябланю куды павёсют высока — санки или бяльё какое, штоб не дастать. К двери паставят кол, под­пирают, штобы ни аткрыть, с той стараны пода-
прут и сиди, пока хто придёт. Вот. Бывало, кри­чишь в акно: "Зайди, аткрой мне двери!"» (П.-Г., Васильевское 2254-14).
Пугали «светящейся головой»: внутрь пустой тыквы вставляли зажженную свечку (Новорж., Ла-дино 5006-50).
В канун Рояедества, в ночь, ХОДИЛИ КОЛЯ-ДОВЩИКИ с пением поздравительных песен — ко­лядок и «виноградий» («Пришла Коляда накануне Рождества, виноградье красно-зелёное!» с сюже­том «богатый двор, терем»).
Колядовщики пели под окнами, потом хозяева приглашали их в дом, угощали: «Па-старйннаму -пачитали их, дажидали, прилаживали, <…> счита­лась — харашо эта. Как ради Христа». Колядовщи-кам выносили зерно (Краен., Кучелеево 1581-20). Колядовщики заходили почти в каждый дом, их приходу радовались: «А-яй, слава Богу, сённи меня не забыли. А-я-яй, как харашо!» (П.-Г., Кириллово 5010-01).
Зайдя в дом, колядовщики плясали, собирали в мешок хозяйские дары: «А ётым вот кылядбвщикам дарили тады… Вот аны и хадйли зарабатывали. Ночь прайдут — им мяса надают, и веяво. А тапёрь в нас тольки бегают тут рябяты, вот рябятам — кан-фёт, вот и там пячёнья. И сейчас в нас ходят рябята, ну и рябята так нямножка папають» (Краен., Вярь-мово 1539-37).
Под окном девушки пели: «Коляда, железный тын, подавай в окошко блин», — а когда подавали -«спасибо отбивали»: «Спасйба, хозяин, спаси тебя Госпади, пашлй табе в поли и в доме, и в сваях де­тях, и в милых живатах» (Новорж., Дорожкино 5048-33, 35).
Собрав дары, колядовщики устраивали совме­стную трапезу.
В Рояедество делали большую пятиконечную звезду из бумаги, прикрепляли к палке. Три-четыре человека ХОДИЛИ СО ЗВЕЗДОЙ, пели рождест­венский тропарь. В д. Запеклево вспоминали, что в последний раз ходили со звездой в 1927 году (Опоч., Запеклево 1633-30). «Вот прййдуть, но всё божественна. А им и дають веяво. Зажгуть лампад­ку, или свечки, ну и пашёл!.. А им дають и свинины, и масла, и водки, и каво тольки не дають. А яны вот прййдуть и пають эту — "Свят вечер"» (Краен., Зу-бавы 1653-18).
Часто в праздник ПО ДВОРАМ ХОДИЛИ НИ­ЩИЕ: «Бённые хадйли. Аны хадйли, што исть нё-каво бь’ша, так аны калядавали, пра Христа там ма-лйтву спають пад акном, а им выносишь — <…> хто там яйцо, хто там свининки, хто… К празднику-та ведь нада ж бённаму падарйть» (Краен., Лоскутина 1583-13). В д. Дорожкино по деревне ходили, проси­ли милостыню: «Хазяюшка, миленькая, ня дашь ли ты нам мйластиньку, ради Госпада Иисуса Хрис-
та». Хозяину могли петь рождественский тропарь, другие молитвы: «Христа славим, Христа славим, "Раждество Тваё" паем» (Новорж., Дорожкино 5048-30, 31).
Но «побирашками» могли быть и ряженые — в старой рваной одежде, вывернутых шубах: «Абря-дйвши и хадйли, "абладивши". <…> [Мазались] са­жей, да чим абмажуть… Бараду какую-нибудь к шу-би привяжут, да всё такое вот, ня взнать. Шубу вы-варачуть, абвёсютца — ня взнать… Каляда ходя, так эта нядобрыи ходя, как па-старйннаму называли -"шишок ходя"» (П.-Г., Мошино 2259-02).
РЯЖЕНЫЕ ХОДИЛИ в течение всего периода Святок — приходили в дом, плясали, выпрашивали угощение, а нередко пугали хозяев и детей.

http://eksno.ru/santeh-luk люк сантехнический ревизионный люк купить.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • В Псковской области в Острове открылся кинотеатр
  • Холмский район.
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Интересное