Центрально псковские традиции
10 Краен., Агарышево 1554-30; Трибесово 1549-22; Опоч., Белоусово 1659-19; Запеклево 1633-29; Куден-ково 2231-19; Огурцово 1623-15 и др.
11 Краен., Кривошляпы 1583-02; П.-Г., Александровская Слобода 1620-07.
12 Например: Новорж., Гнилки 2210-08; Голубево 2187-06; Рудняха 5033-36; Тарасово 2188-07; П.-Г., Кирил-лово 5009-36.
13 П.-Г, Осница (Жуково) 5041-03.
14 П.-Г, Мошино 2259-01; Поповня 2296-40.
15 Опоч., Глубокое 2812-07; Зехново 2813-12; Рупосы 2831-66.
16 П.-Г., Андрохново 2281-04.
17 П.-Г, Снегово 5043-18. 1* Опоч., Терехи 2271-11.
Раздел 2
КАЛЕНДАРНЫЕ И ТРУДОВЫЕ ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ПРАЗДНИКИ
В центральных районах Псковщины в общей структуре календарных обрядов и трудовых обычаев выделяются праздники и периоды, наиболее насыщенные обрядовыми действиями и художественными формами: это осенне-зимний период, Святки, Масленица, Пасха, Егорьев день, Троица, Иванов и Петров дни, жатва. Среди фольклорных жанров, включенных в календарный цикл, важное место занимают не только собственно обрядовые формы (колядки, масленичные припевки, волочеб-ные песни; разнообразные приговоры, выкрики; причитания), но и многие другие жанры, приуроченные к календарю (циклы хороводных и игровых песен, вечерочных припевок, лирических песен и баллад). В систему календаря включены также жанры устной прозы: исполнение сказок, были-чек, легенд чаще всего связано с осенне-зимним периодом, Святками.
СВЯТОЧНЫЙ ПЕРИОД
Святки в центральных районах области — наиболее развернутый обрядовый комплекс, включающий колядование, ряженье, гадания, озорство молодежи, а также другие обрядовые действия.
На Роздество в домах СТЕЛИЛИ ЯРОВУЮ СОЛОМУ. Стелили по всему полу или только под столом. Считалось, что это принесет хороший урожай (Новорж., Посадниково 5014-22), приплод птицы и скотины.
«Вот, было, пастёлют к Рыжаству саломы. (Тя-пёрь — палавикй да паласы, а раньше ётава ж не было). Вот, было, падходя Ражаство, мамка палы на-мое, саломы настёле — салбму всё стлали жйтныю. И ва дварё пастёлим. И ёта салома ляжйть три дня, пака Ражаство прайдёт — три дня всё праздновали» (Новорж., Усадище 5026-10).
В д. Залог на Рождество отец приносил охапку ржаной и яровой соломы, расстилал в избе. Дети и взрослые спали на соломе, чтобы скотина «велась» (Новорж., Залог 5036-13). Утром отец собирал солому, нес на корм корове. Солому выносили также на гнезда гусям — тогда гуси будут класть яйца (Новорж., Губкино 5030-15).
«Мать с отцом, бывало, принесёт соломки, кругом пастёлет, на нас говорит: "Катайтися, катайти-
ся, шоб ягнятки прыгали". <…> Прямо в избу, в избу принесёт. Вот посыплет соломки: "Покатайся, поиграй". <…> А соломку потом мать убирает на другой день» (П.-Г., Кириллово 5009-24).
Обычай застилать пол соломой на Рождество имел также объяснение, связанное с христианской верой: «На Рыжаствб намыють палы и засыпають ярывай саломый по палу. Эта ради Христа — он ра-дйлся на салбмке, ва дварё на салбмке — вот так абычай. И сичас е. Сичас-та ня стали, а хоть пала-викам застелют — это всё равно. [Солома] ляжйть, пака разгавёисся» (Новорж., Ягодино 5012-03).
Из соломы делали украшения — фонарики, которые вешали у икон. «Всякий к Богу фанарькй делали с саломы. Фанарики такие с саломы делали. И бывала, кйстачки всякие у нас были, лёнтачки — и всё накйстим» (Новорж., Усадище 5026-10).
Существовали различные ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ, связанные с канунами Рождества, Крещения, с началом Нового года. Загадывали на урожай: если на Рождество много звезд, то будет много грибов, если же на Крещение много звезд — будет много ягод (Новорж., Деревицы 5200-03). К Новому году обязательно нужно было надеть что-нибудь новое из одежды, иначе весь год ничего нового не будет (Новорж., Вишнёво 5042-12). К Новому году не занимали денег — а то весь год будешь занимать (П.-Г., Селихново 4994-27). Шли в гости «не с пустыми руками»: брали палку или две, чтобы была пара ягнят; если ничего не брать с собой — будет один ягненок (П.-Г., Селихново 4994-27).
Святки называли «святыми вечерами». В течение всего периода существовали ЗАПРЕТЫ на некоторые виды работ. Накануне Рождества перекрещивали все прялки (ставили на них крестик углем) и уносили их на чердак, иначе «Каляда абсёря кудё-лину» (Новорж., Веска 5017-08). Запрет на прядение мог распространяться только на вечернее время и объяснялся тем, что в это время «шешкй бегают» (Новорж., Варитино 5020-04). Как стемнеет, в избе запрещалось работать (днем можно) — никто не чинил, не шил, а то овцы будут «пегатые». Нельзя было молоть зерно на жерновах, чтобы не «кружйлася скотина» — болезнь такая (Новорж., Залог 5036-13).
Вечером накануне Рождества варили пшеничную кутью (иногда и в канун Крещения — в Опочец-
ком районе), выходили на крыльцо с кутьей, «МОРОЗ КРИЧАЛИ». Обычно это делал хозяин дома.
«Мароз, Мароз, Прихадй кутью хлебать! Штоб летам ты не хадйл бы. Зимой прихадй, а летам не хадй! Наше абйлье не тапчй»
(Опоч., Власово 1585-52).
«Мароз, Мароз, прихадй кутью ись! Зимой прихадй, а летам ни хадй, гряды ни тапчй»
(Опоч., Алино 2242-22).
«Мароз, Мароз, белый нос,
Ни хадй к нам в агарбд, в агурцы,
в капусту, в рожь. Мы тябё кутёйки даём!
— три раз так вот нада прагаварйть» (Опоч., Посихново 2276-20).
В д. Кишкино перед тем, как кликать Мороза, звали Коляду: «Каляда, Каляда, прихадй в дом!» Потом хозяин разбрасывал ложечкой кутью и призывал Мороза:
«Мароз, Мароз,
Прихадй ка мне кутью ись,
Лётым пад мяжбй ляжй,
А зимой у дом зыхадй, пажалуста»
(П.-Г, Кишкино 5011-03).
Также выставляли на окно толокно и звали Мороза — это должно было уберечь от заморозков всходы овса (Новорж., Адорье 5004-46, 47). Выносили капусту или картошку, чтобы они не замерзли во время посадки (П.-Г., Воронич — Тарасово* 4993-05).
Вечером в Коляду пекли блины и звали Мороза: первый блин прикладывали к стеклу (блин примерзал и висел все Святки) и кричали:
«Мороз, Мороз-Красный нос, Прихадй к нам на Каляду, Причашй бараду, Прихадй блины исть!»
(Новорж., Ладино 5006-48, 49).
В Рождественскую Коляду ходили с кутьей в церковь и на могилки, ПОМИНАЛИ РОДИТЕЛЕЙ (Новорж., Свиномурово — Ферково* 4995-12; Крюково 5011-26; П.-Г., Крылово 5022-11).
В Пушкино-Горском районе встретились упоминания о КОСТРАХ, которые жгли накануне Рождества (хотя в основном костры здесь жгли накануне Пасхи): «В Каляду Ражёсвеньскую — тагда у нас жгут кастры. <…> За дярёвней, в дярёвне никто не разряшйт. Где-нибудь в пустом месте или в кустах даже <…> драва какйи или мусор какой зажгут, вот тагда и висёлье… Кто сказки рассказывал, кто песни пае, кто кастёр жгё, кто што, кто играё, кто што дёлаит. <…> До полночи так гуляют, а то и ббльши» (П.-Г., Стречно 2253-02).
Пели песни на возвышенностях на протяжении всего святочного периода. Чтобы далеко было
слышно — ПЕЛИ НА ГОРКЕ, а в деревне выходили петь на огород. Вечером люди шли за водой, слушали, как поют песни (Опоч., Белоусово 1659-14).
На Святках устраивали КАТАНИЯ с гор — парни катали девушек на санках (Новорж., Вишлёво -Мартюши* 5041-21). Катались также по деревне на лошадях или могли сами впрягаться в сани: «Бывало, катаимся. У каково-нибудь сани украдем, пака-таимся и опять паставим на место» (П.-Г., Гарино 5040-05).
Традиционные СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ происходили обычно «в Коляды»: накануне Рождества, Нового года и Крещения. Девушки гадали о замужестве, будущей семье.
Зафиксировано множество вариантов гаданий на сон (чтобы во сне увидеть «суженого-ряженого»): на ночь надевали на ногу носок, приговаривали: «Суженый-ряженый, прихадй ка мне насбк сдя-вать» (П.-Г., Снегово 5043-21); делали «колодец» из лучинок, приговаривали: «Суженый-ряженый, прихадй каня пайть» (П.-Г., Кириллово 5010-01); «Суженый-ряженый, приди на мой калбдец за вадбй!» (Новорж., Грибаново 5004-09); в д. Жуково клали под подушку гребешок или расческу, говорили: «Суженый-ряженый, приходи волосы расчесать»; там же клали под подушку таракана в спичечном коробке со словами: «Таракан-таракан, привядй меня к тем варатам, где мой суженый» (П.-Г., Осни-ца — Жуково* 5040-12); либо таракана сажали в коробок на ночь для того, чтобы во сне увидеть «всё жиствб» жениха — хату, хозяйство, семью (Опоч., Мамоново 1663-26).
На Рождество в «Коляду» после ужина девушка оставляла кусочек хлеба, клала его под голову и загадывала: «Суженый-ряженый, прихадй ка мне ужинать» (Опоч., Мироеды 1664-03); «Жених, прихадй хлеб даедать!» (Новорж., Ругодево 4998-12); в д. Тараскино наговаривали на кусочек хлеба: «Суженый-ряженый, прихадй ка мне щи хлебать» (Новорж., Тараскино 5015-28); в Крещенскую Коляду клали под подушку блин (сначала откусывали кусочек), приговаривали: «Суженый-ряженый, приди, даёшь этат блинок» (Новорж., Бородёнки 5050-31); под подушку сыпали жито или клали кольцо: «Суженый-ряженый, прихадй ка мне жйта жать» (Новорж., Гридино 5047-06; П.-Г., Бакино 2262-06).
Оборудование для общепита русскии проект технологическое оборудование.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45